Две жизни Алексея Леонова
На 86-м году жизни скончался Алексей Архипович Леонов… Очень горько писать эти строки.
Потому что, как и каждый советский человек моего возраста, я рос, безоговорочно воспринимая героя-космонавта А. А. Леонова как некий бесспорный и безоговорочный идеал и образец для подражания, «делать жизнь с кого».
Потому, что и вправду в истории человечества было — надеюсь, пока — только три человека, действительно, впервые лично сделавших в космосе что-то фундаментально новое: Гагарин, впервые в космос полетевший, Леонов, впервые в открытый космос вышедший, и Армстронг, впервые шагнувший на поверхность Луны. Сейчас уже забыли, а ведь тогда, в 65-м, кто-то из советских журналистов даже предложил вместо словосочетания «выходить в открытый космос» впредь использовать новообразованный глагол «леонить»!
Леонов — профессиональный художник и один из немногих в нашей стране художников, рисовавших не просто космос, а космическую технику (при NASA, например, таких художников существует целая группа — и значение их для пропаганды космонавтики невозможно переоценить).
Второй космический полет Леонова был важен с точки зрения прежде всего политической, хотя и крайне интересных и принципиально новых технических моментов там тоже хватало. Тогда космонавтам пришлось проявить немалую изобретательность для устранения технических проблем, не угрожавших их жизни, но крайне неприятных для запланированных экспериментов. А потом были полтора десятилетия, когда Алексей Архипович на разных должностях руководил подготовкой советских (а потом и иностранных) космонавтов, создав и отшлифовав ту школу, которая и сейчас, после 30 лет деградации всего и вся, всё равно остается лучшей в мире.
И если бы жизнь Леонова оборвалась 25–30 лет назад, то на этом можно было бы и закончить, добавив прочувственные слова о цельной личности, горечи утраты и продолжении славного дела…
Но он не умер ни в 89-м (да и с чего бы?), ни в 94-м (когда тяжело болел). Он дожил до 2019-го — и о цельной личности говорить уже не приходится.
Потому что за эти годы он совершил еще многое… Причем такое, будто сознательно стремился втоптать в грязь все, чем вошел в историю космонавтики за первые две трети своей жизни.
В 1991-м А. А. Леонов был снят с должности заместителя начальника Центра подготовки космонавтов по летно-космической подготовке, а год спустя генерал-майор А. А. Леонов был уволен из рядов армии — уже не Советской, еще не Российской — на пенсию. Причины он сам много лет спустя называл разные: то ли недовольство программой, с которой он выдвигал свою кандидатуру на выборы в Верховный Совет (что возможно), то ли то, что вопреки намерениям руководства отрасли поддерживал создание космического корабля «Заря» (здесь он что-то путал: против «Зари» категорически возражали ВВС, да и вопрос с ней был закрыт еще до 91 года). А еще были разговоры (я, например, их помню) про то, что Леонов то ли поддержал, то ли не осудил ГКЧП, за что и пострадал…
Однако почему-то в скором времени военный пенсионер А. А. Леонов оказался при очень неплохом деле — он стал президентом фонда «Альфа-Капитал» в «империи» «Альфа-банка», одного из первых (и крупнейших) коммерческих банков «новой» России. То есть чекового инвестиционного фонда.
Карьера для человека, поддержавшего или не осудившего ГКЧП, небывалая, не правда ли? Вот и я говорю…
Дальше — больше: со временем Алексей Архипович стал вице-президентом «Альфа-банка», а потом — видимо, по мере ухудшения здоровья — помощником вице-президента… Но об этом чуть позже, а сейчас вернемся назад, в 90-е.
Для большинства наших сограждан постсоветские банкиры — это некие откуда-то вынырнувшие упыри, чаще всего «известной национальности», захватившие народное добро и сосущие народную кровь. Либо — бывшие комсомольские райкомовцы, разжиревшие на кооперативах и центрах НТТМ…
В какой-то степени это правда — но не всегда, далеко не всегда. Например, бывшего космонавта и отставного генерала Леонова, по его собственным словам, в «Альфа-банк» пригласил Александр Маркович Файн. Но А. М. Файн, даром, что «не славянин», по состоянию на начало перестройки — главный конструктор (по некоторым намекам, открытых данных нет) технологического оборудования в Минсредмаше, т. е. атомном ведомстве! По сути — тоже генерал, только штатский (да и то — весьма условно: советские главные и генеральные конструкторы нередко имели генеральские звания). И почему бы, спрашивается, одному генералу не помочь другому генералу, причем отнюдь не постороннему?
И это, конечно, ни в коей мере не может быть «поставлено в строку» Леонову. И последующие более 10 лет его не было ни видно, ни слышно. За это время он перенес тяжелую болезнь (которая, скажем так, страшно изменила его внешность, и то, что это удалось полностью исправить — подвиг и врачей, и, конечно, самого Алексея Архиповича). Но, похоже, за время болезни и внутри героя-космонавта происходило… что-то нездоровое.
Когда-то перестроечные «демократы» очень любили цитировать героя захаровского фильма «Убить дракона» (пьесу Шварца мало кто читал): «Вас всех учили, но кто тебя заставлял быть первым учеником?»
Однако эту фразу вполне можно обратить и на них самих, на тех, кто, игнорируя собственное советское прошлое, активно «социализовался» в капиталистическом настоящем и весьма неплохо устроился в современной России. К сожалению, и с Леоновым как раз этот случай.
Вот его интервью 2010 года, «взорвавшее» общественное мнение:
«Леонов: …Каждому человеку нужны кусочек земли и свой дом. Разве мы могли мечтать об этом при Советской власти?
Журналист: Вот уж не ожидал такого откровения. Все-таки ваш «звездный час» пришелся именно на эти годы…
Леонов: Да ладно… Какой ценой нам все доставалось? Взять даже космическую программу. Я вообще не понимаю тех, кто восхваляет Сталина. Это же был палач! Мы войну выиграли не за счет его «умелого» руководства, а за счет миллионов солдат, которых бросали в мясорубку. Из тех времен я бы взял систему образования и систему здравоохранения, а остальное пусть останется в прошлом.
Журналист: Вы что же, склонны идеализировать настоящее?
Леонов: Какое там… Не поймешь, кто страной управляет. Депутаты поражают своим цинизмом, продажностью. Но я верю в счастливое будущее, которое заслужила наша страна, вижу, какие на горизонте появляются люди — с масштабным мышлением и ясными целями, знаком с ними и по мере возможностей стараюсь претворять наши совместные планы в жизнь».
Интересно, что именно в это время А. А. Леонов уже был не просто членом партии «Единая Россия», а состоял в ее Политсовете и, соответственно, числился в Госдуме, в рядах «единоросской» фракции. Так что, с одной стороны, о депутатах он мог судить по личным наблюдениям, а с другой стороны — сам-то чем от них отличался? Голосовал, как дисциплинированный член партии.
И в том числе за Европейскую конвенцию о защите детей от сексуальных посягательств, предусматривающую сексуальное просвещение с трех лет, дабы минимизировать «возраст осведомленного согласия» и ликвидировать само понятие «педофил».
И, конечно, за пенсионную реформу…
Ну и в заключение кое-что про «Альфа-банк», которому А. А. Леонов отдал 27 лет своей жизни. Из, так сказать, последнего.
«Лично для меня 90-е — это золотое время. Я горжусь тем, что я оказался в то время в политике. Я думаю, что это было лучшее время, несмотря на то, что сравнить мое благосостояние того времени и сегодняшнее просто невозможно».
«Мы вон захватили Крым, и сколько туда денег пришлось вбухивать».
«Если вести себя правильно, цивилизовано и по-рыночному, то Запад готов к сотрудничеству. Да, безусловно, сейчас есть некий негативный налет, рожденный активной пропагандистской войной, я думаю, что в большей степени с нашей стороны. Ну, а что мы хотим? Мы у них там людей убиваем, самолеты сбиваем. А потом нагло врем и не признаемся. За что нас любить?»
Это прямая речь. Нет, это не Леонов. Это вице-президент «Альфа-банка» О. Сысуев, помощником которого А. А. Леонов и был в последние годы. В 90-х Сысуев был мэром города Куйбышева, при нем переименованного в Самару. И многие в Самаре до сих пор жалеют, что в 97-м не кто иной, как Б. Немцов, забрал его в правительство. Не за заслуги его перед городом жалеют, а жалеют, что ушел, голубчик, из-под начатого уголовного дела и от справедливого суда.
И что тогда надо думать о советнике такого человека, советнике, гордящемся своей должностью? Он ему что-то другое советовал? Да ну?
А 3 января 2018 года РИА Новости передало замечательное:
«Один из крупнейших российских банков «Альфа-банк» уведомил оборонные предприятия, что перестает обслуживать их из-за санкций, сообщил «Эху Москвы» первый зампред совета директоров банка Олег Сысуев.
По словам Сысуева, российские оборонные предприятия составляли значительную часть кредитного портфеля «Альфы».
Ранее основатель «Альфа-Групп» Михаил Фридман подтвердил Forbes, что из-за западных санкций банк перестает обслуживать российские оборонные предприятия».
Услышали мы по этому поводу гневную отповедь «патриота» А. А. Леонова? Вопрос риторический.
В результате от былого уважения к героическому первопроходцу осталось очень немногое, да и то — среди людей, игнорирующих текущую политическую ситуацию, а таких с каждым днем всё меньше.
И потому — да, резануло, но уже не удивило, когда в феврале текущего 2019 года досужие журналисты соотнесли отъезд престарелого космонавта-банкира на лечение за границу — и арест крупного финансиста Майкла Калви по обвинению в хищении 2,5 млрд рублей (Леонов входил в консультативный совет инвест-компании «Бэринг-Восток», основанной Калви). Как потом выяснилось, это соотнесение было охотно подхвачено «желтой» интернет-прессой, что позволило некоторым уже после смерти Леонова говорить, что его «затравили в соцсетях».
Что ж, похоже, изменить в народном сознании образ банкира-«кровопийцы» Алексею Архиповичу не удалось…
И еще. Явно и неявно выражаемая общественно-политическая позиция А. А. Леонова начала уже прямо мешать развитию той самой космонавтики, которой он посвятил лучшую часть своей жизни, и в истории которой он всё равно останется навсегда. Потому, например, его бескомпромиссная позиция по поводу мифа о «лунном заговоре» на фоне всего вышеописанного многими воспринимается уже не как точка зрения профессионала высочайшего класса (чем она и является на самом деле), а как заявления платного американского агента, отрабатывающего свои «30 сребренников». Очень дурно пахнет и поддержка им глубоко лживого «художественного» фильма «Время первых».
Вторая жизнь Алексея Леонова, хотел он этого или нет — стала затмевать первую, героическую. И теперь дошло до того, что появились отечественные «исследователи», причем называющие себя большими патриотами, с пеной у рта доказывающие, что и сам Леонов никуда не летал и в открытый космос не выходил! Вот такой скверный анекдот, почти по Достоевскому…
Летчик-истребитель, а тем более — космонавт — не может быть трусом, это диаметрально противоположные друг другу понятия. И там, где пришлось противостоять бездушной природе и сверхсложной технике, космонавт Алексей Архипович Леонов был до безумия смелым.
Но, видимо, в том, что касается исторических смыслов, бывает нужна смелость (а может быть, гордость? или честь?) другого рода, стоящая на других основаниях. Такой смелости — или этих оснований — у банкира А. А. Леонова не нашлось…