Отрасли, связанные с самыми доходными сферами — здоровьем и смертью, в реальности потеряли больше, чем могли приобрести

Гробовщики и не только. Кто заработал на эпидемии?

Изображение: Генрих Семирадский, 1884
Похороны знатного руса
Похороны знатного руса

Только два вида услуг в России показали рост доходов в «коронавирусном» 2020 году. На первом месте — ритуальные услуги.

Сверхсмертность в России в 2020 году

В 2020 году, по данным Росстата, в России умерли 2 124 479 человек. В сравнении с уровнем смертности 2019 года, когда страна потеряла умершими 1 800 677 человек, произошел весьма ощутимый скачок — смертность возросла почти на 15,3%, или более чем на 323 802 человека.

От осложнений после коронавируса официально зарегистрировано 57 559 смертей, или около 2,7% от общего числа смертей при уровне летальности 1,81%. Значит, сама по себе коронавирусная инфекция не вызвала бурного роста смертности.

Зато смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, которая составляла в России около 45% от общего количества смертей, в 2020 году увеличилась на 6,5% по сравнению с 2019 годом.

И это неудивительно. Пропаганда опасности коронавируса, тиражирование сведений буквально о каждой жертве, нагнетание истерии вокруг отсутствия койко-мест в палатах интенсивной терапии и отсутствия инфекционных больниц лились на российских граждан рекой.

Ввод обязательного карантина для людей с хроническими заболеваниями и старше 65 лет привел к сокращению физической и двигательной активности, что для некоторых ускорило уход в иной мир.

А самое главное — перевод всей медицины на борьбу с коронавирусом, может быть, и позволил избежать высокой смертности от COVID-19 в России, но при этом почти обрушилась вся остальная медицинская помощь: первичная и специализированная.

Соцсети и новостные ленты пестрели заметками о том, как людей старшего возраста не пускали в поликлиники, в некоторых городах в скорую дозванивались по нескольку дней, прием у врачей-специалистов не велся, отделения кардиологии и роддома закрывались на карантин даже из-за единичных случаев COVID-19…

Понятно, к чему это привело. На волне возросшей смертности сфера ритуальных услуг ожидаемо должна была выиграть. Такой прогноз оправдал себя, но частично.

Умирало больше, хоронили меньше?

24 марта в февральском выпуске «Мониторинга экономической ситуации» в России от Института Гайдара и РАНХиГС были опубликованы данные о прибыли, полученной сферой услуг за 2020 год. Лидером по доходам стал ритуальный бизнес — прибыль данного сектора выросла на 3,8%.

По данным Росстата, в 2017–2019 годах совокупная выручка российских компаний, работающих в сфере организации похорон, демонстрировала заметный спад. В 2017 году совокупный доход, в сравнении с 2016 годом, упал почти на треть: с 9,6 млрд до 6,7 млрд рублей. И продолжал постепенное снижение в 2018 и 2019 годах до 6,4 млрд рублей в год.

Однако в апреле — июне 2020 года выручка отрасли резко подскочила на 44,9% (в годовом выражении на 4,5%), в целом показав за второй квартал доходность в 2,4 млрд руб., а за первое полугодие — 3,9 млрд руб. Причем основной всплеск доходов пришелся на июнь — похоронные бюро «подняли» дополнительно 800 млн рублей.

Второй пик доходности пришелся на октябрь 2020 года, когда выручка компаний, связанных с ритуальной деятельностью, в годовом выражении за октябрь увеличилась на 3,9%.

Интересная закономерность — кривая смертности неумолимо поползла вверх с мая 2020 года. В январе цены на ритуальные услуги выросли, но не настолько, чтобы перекрыть выручку ритуальщиков с января по апрель за аналогичный период прошлого года, когда людей, по данным Росстата, умирало меньше.

Почему же похоронные бюро начали зарабатывать только в июне? Объясняется это тем, что в мае еще действовал режим самоизоляции: кладбища были закрыты для посещения, в запертых кафе нельзя было провести поминки, население сидело без денег и без работы. Поэтому зачастую в церемонии прощания принимали участие только близкие родственники.

В октябре 2020 года умерло 205 тысяч российских граждан — почти на 35 тысяч больше, чем в сентябре. И снова всплеск доходности в секторе «скорбных» услуг. Однако еще более высокая смертность в ноябре и декабре не стала катализатором роста выручки ритуального сервиса — с началом холодов страх за свою жизнь и жизни оставшихся членов семьи, вероятно, перевесил желание устраивать торжественные проводы в последний путь.

Таким образом, можно сказать, что ритуальный сектор так же пострадал от карантинных мероприятий, как и весь российский бизнес в целом.

Кто еще заработал на пандемии?

Интересно, что в 2020 году российский фармацевтический рынок не выбился в передовики по росту годового дохода, хотя по итогам года в денежном выражении фармкомпании улучшили свой результат на 9,8% вместо прогнозируемых ранее 5–6%. В денежном выражении объем рынка превысил два триллиона рублей, что на 100 миллиардов больше, чем в 2019 году.

По данным агентства DSM Group, в 2020 году аптеки не поднимали наценку на лекарственные препараты, в среднем удерживая средний уровень в районе 24%. Это следует из итоговых данных за 2020 год.

Однако покупатели таких тонкостей в весенний период не ощутили — цены на противовирусные препараты, антисептики и аскорбиновую кислоту заметно поползли вверх.Так, цена на банальную шипучую аскорбинку за апрель — май в Нижнем Новгороде подскочила на 100% — с 200 рублей до 400.

Зато опасения встретиться с коронавирусом резко приумножили доходы сервисов доставки — сектор услуг почты и курьеров закончил год в плюсе на 3,6%.

Получается, что при кажущейся прибыльности от прихода коронавирусной пандемии, отрасли, связанные с самыми доходными сферами — здоровьем и смертью, в реале потеряли больше, чем могли приобрести.

Всему виной тотальное переустройство современного мира под жизнь в «вечном карантине», замешанное на страхе за свою жизнь и сознательном социальном дистанцировании.

В таких условиях сфера услуг, базирующаяся на социальных связях, будет сворачиваться под гнетом грядущего глобального переустройства. Даже такая вечная тема, как проводы близких в иной мир, уже не позволит состричь с безутешных родственников максимальную маржу.

Разве что окрепнет и закрепится в обойме прибыльных сегментов рынка служба доставки, как это происходит уже сегодня. Но это будет уже совсем другой мир.

Читайте также: Ритуальные услуги стали лидером по росту доходов в России в 2020 году