Экспорт фундаментализма из Афганистана в Пакистан всерьез беспокоит Исламабад. А специалисты опасаются, что массовая депортация исламистов из Пакистана может привести к серьезной дестабилизации всего региона

Куда двинется афганский исламистский контингент, выдворяемый Пакистаном?

Джеймс Рэттрей. Хайберский перевал с крепостью Алимусджид. 1848.
Джеймс Рэттрей. Хайберский перевал с крепостью Алимусджид. 1848.

В октябре 2023 года власти Пакистана объявили о намерении осуществить беспрецедентную по своим масштабам депортацию мигрантов-афганцев. Объясняя такой экстремальный шаг, Исламабад заявил, что у правительства нет иного выбора, кроме как репатриировать нелегальных мигрантов из-за ухудшающейся ситуации с порядком в стране.

Пакистан более сорока лет принимал афганских беженцев, которые бежали из своей страны еще с конца 1980-х годов. В правительстве Пакистана заявили, что лагеря беженцев, разбросанные по стране, превратились в рассадники терроризма и представляют угрозу для принявшего их государства. Позиция властей была предъявлена четко: «Навести порядок в своем доме».

Издание Dawn сообщило со ссылкой на офис Верховного комиссара ООН по делам беженцев, что по состоянию на июнь 2023 года на территории Пакистана находились порядка 3,5 миллиона афганцев. Как сказал министр внутренних дел Пакистана Муртаза Соланги, к моменту принятия решения о высылке в стране находились около 1,73 миллиона нелегальных мигрантов из Афганистана. По его словам, нелегалам дали время до 1 ноября, чтобы покинуть страну добровольно. После этой даты депортация должна была стать принудительной.

Причем, как отметил министр, спецслужбы будут не только депортировать нелегалов, но и ликвидировать их бизнес на территории Пакистана, включая совместные с пакистанцами предприятия. Государственное агентство Associated Press of Pakistan сообщило со ссылкой на официальные источники, что депортации подлежат 1,1 миллиона человек. По данным управления верховного комиссара по правам человека ООН, эта цифра составляет 1,4 миллиона. На 1 ноября страну покинули около 200 тысяч человек.

Как сообщалось в разных СМИ, эти потоки двинулись в разные страны, но прежде всего в сопредельные с Пакистаном. Также о приеме беженцев заявили США, Канада, Австралия и ряд европейских государств.

Эскалация напряженности в Пакистане в последние годы

Выдворение афганцев из Пакистана происходит на фоне ухудшения отношений Исламабада и талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Приход последних к власти в Афганистане в 2021 году способствовал укреплению и росту движения пакистанских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) внутри Пакистана.

2023 год показал значительный рост их активности в этой стране. Их движение «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП, «Движение талибов Пакистана») (организация, деятельность которой запрещена в РФ) публично заявило о ведении войны с правительственной армией Пакистана и объявило о формировании параллельного правительства. Кроме того, движение объявило своей основной целью создание эмирата в Пакистане, аналогичного тому, что имеет место в Афганистане.

В последнее время число террористических нападений в Пакистане значительно возросло. Так, с момента прихода талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) к власти в Кабуле (за период с августа 2021-го по апрель 2023 года) число терактов на территории Пакистана увеличилось на 73%. При этом в граничащих с Афганистаном провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва рост составил 81% и 92%, согласно данным Пакистанского института исследования проблем мира (PIPS), опубликованным в докладе «Афганская перспектива Пакистана и варианты действий».

Согласно данным правительства Пакистана, с января 2023 года в стране смертниками было совершено 24 взрыва, 14 из которых осуществили граждане Афганистана. На границе Пакистана и Афганистана периодически происходят столкновения между подразделениями талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и пакистанскими военными. Так, 29 сентября в результате двойного теракта в городе Мастунг провинции Белуджистан и городе Хангу провинции Хайбер-Пахтунхва погибли более 50 человек. В течение лета террористы неоднократно совершали нападения на военные и полицейские подразделения.

Ответной реакцией афганских террористов на планы властей Пакистана стало резкое высказывание начальника разведуправления «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Башира, который заявил, что Афганистан «будет радоваться войне с Пакистаном, как будто это война с Израилем». Кроме того, замминистра информации «исламской республики Афганистан» Муджахид назвал государственную систему Пакистана «чужой и враждебной исламу».

Пакистанские власти обвиняют афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в том, что они активно поддерживают ТТП. Афганцы, в свою очередь, эту связь отрицают.

Общественность Пакистана открыто заявляет, что продолжающиеся нападения ТТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в исламской республике координируются из Афганистана. Исполняющий обязанности министра внутренних дел Пакистана Сарфраз Бугти заявил, что у правительства есть доказательства причастности граждан Афганистана к уличным преступлениям в Карачи, Лахоре и Исламабаде. Бугти заявил, что только за восемь месяцев граждане Афганистана были причастны к 14 из 24 взрывов смертников, произошедших в Пакистане. Кроме того, в октябре 2023 временный премьер-министр Пакистана Анваар-уль-Хак Какар заявил, что «значительная часть тех, кто участвует в преступной и террористической деятельности, относится к числу этих нелегальных иммигрантов».

В процессе соорганизации пакистанских и афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) немаловажную роль играет этнический фактор. Большинство афганцев проживают в районах Пакистана, где преобладают пуштуны, включая Хайбер-Пахтунхву и регион Кветта —Чаман в Белуджистане. Их общины существуют в Карачи, Равалпинди, Исламабаде, Лахоре и Азад Кашмире. Согласно переписи проживающих в Пакистане афганцев за 2005 год, пуштуны составляли 81 процент населения, таджики — 7,3 процента, узбеки — 2,3 процента. Кроме того, на территории Пакистана проживают хазарейцы, белуджи и другие. В Хайбер-Пахтунхве проживает наибольшее количество граждан Афганистана — 52,6%, за ними следуют Белуджистан — 24,1%, Пенджаб — 14,3%, Синд — 5,5%, Исламабад — 3,1%.

Большинство членов пакистанского «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) — этнические пуштуны. Они живут на территории Пакистана и Афганистана и разделены линией Дюранда, правомочность которой сами же и оспаривают. Так, ни одно афганское правительство не признавало линию Дюранда своей границей с 1947 года. Имеет место солидарность между афганскими и пакистанскими пуштунами. При этом линия Дюранда на протяжении десятилетий была домом для множества террористических группировок, в том числе и «Техрик-и-Талибан Пакистан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Хорасане.

Что происходит с системой образования исламистов

Следует отметить, что высылка афганцев из Пакистана повлияла на работу так называемых «университетов джихада», которые находятся на территории Пакистана. Так, администратор знаменитого исламского медресе Дарул Улум Хакканья на северо-западе Пакистана Абдул Хак Сани заявил, что «зачисление тех [афганцев], которые были зачислены до [политики], продолжается, но в следующем году из-за новой политики их прием пострадает».

Напомним, что Дарул Улум Хаккания — это крупнейшее медресе в городе Акора Хаттак, примерно в 110 километрах от Исламабада, которое подготовило больше лидеров «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), чем любая другая школа в мире. Многие из них являются частью правительства в Афганистане или входят в ряды движения «Техрик-и Талибан Пакистан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В настоящее время в этом центре обучаются около 4000 молодых людей, в том числе 400 афганцев.

С момента своего основания в 1947 году медресе подготовило длинный список исламистских лидеров и боевиков. Семинария известна тем, что выпускники стали исламистскими повстанцами в Афганистане, сначала моджахедами, воевавшими против Советского Союза в советско-афганской войне, а позже членами «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), включая высокопоставленных лидеров. Среди известных выпускников командир моджахедов Мохаммад Юнус Халис, лидер-основатель сети Хаккани (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Джалалуддин Хаккани, бывший лидер движения «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Ахтар Мансур, министр внутренних дел Исламского эмирата Афганистан Сираджуддин Хаккани. Мулла Омар, лидер-основатель движения «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), там не учился, но получил почетную докторскую степень.

Что будет дальше?

Исторически сложилось, что у талибов-пуштунов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) недружественные отношения с официальным Пакистаном. Пакистан не один год старается взять их под контроль. Можно предположить, что правительство Пакистана пошло на крайние меры в виде высылки афганских беженцев, в том числе из-за маячащей на горизонте перспективы объединения афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) с близким им пакистанскими талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Что, в свою очередь, означало бы создание государства Пуштунистан, который стал бы угрозой самому существованию Пакистана.

Сами представители «Техрик-и Талибан Пакистан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) рассказывают на своих пропагандистских ресурсах в сети о том, что именно беженцы из Афганистана становится сторонниками их движения. В декабре 2023 года была опубликована история одного беженца, которая, по-видимому, должна была стать примером для будущих сторонников. В ней рассказывается, что будущий сторонник движения «учился в пакистанском вузе, был арестован силовиками по ложному обвинению, после чего вступил в ТТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Там он участвовал в нескольких атаках и в конце концов решил стать смертником». При этом на официальном уровне, судя по высказываниям представителей двух стран, дело обстоит ровно противоположным образом. Так, афганцы запретили своим боевикам ехать в Пакистан на войну, а пакистанцы — вербовать афганцев. При этом в движении много афганцев, и членов этого движения неоднократно ликвидировали в Афганистане.

На днях официальный представитель Пакистана Асиф Дуррани сообщил, что в стране сейчас находятся по меньшей мере 5-6 тысяч членов «Техрик-и Талибан Пакистан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), не считая членов их семей.

Возникает вопрос: в случае успеха депортации (а она продолжается) огромный афганский исламистский контингент сдвинется с места, где он более-менее контролировался властями Пакистана. Причем речь идет не об отдельных ячейках, не о десятках или сотнях боевиков. Речь уже сейчас идет о сотнях тысяч человек, то есть населении очень крупного города или даже небольшого государства. Специалисты опасаются, что такая массовая депортация плотного радикально заряженного контингента может привести к дестабилизации всего региона.

Например, в Индии, где в последнее время начала разогреваться тема притеснения мусульман в связи с обсуждением поправок в закон о гражданстве. Кроме того, нельзя игнорировать заявления афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) об «объявлении войны» Таджикистану и многочисленные конфликтные ситуации с Узбекистаном и Туркменией, а это уже подбрюшье России.