Интересно, что в 2022 году в США вышел фильм «Белый шум», завязкой сюжета которого является крушение поезда в штате Огайо и выброс в результате этого крушения облака токсичных химикатов

Экологическая катастрофа в США — результат оптимизации?

Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры. 1852
Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры. 1852

В начале этой недели в СМИ США начала поступать информация о разливе и горении химикатов после схода с рельсов поезда в штате Огайо, возле деревни Ист-Палестайн, где проживает менее пяти тысяч человек. Многие в США называют это чуть ли не вторым Чернобылем по масштабам катастрофы. Попробуем разобраться, что произошло и каковы масштабы проблемы.

Что произошло?

3 февраля около 20:55 по местному времени (4 февраля в 4:55 по московскому времени) на окраине деревни Ист-Палестайн, расположенной на границе штатов Огайо и Пенсильвания, потерпел крушение поезд, перевозивший, наряду со всем остальным, токсичные химикаты (винилхлорид, бутилакрилат, этилгексилакрилат и монобутиловый эфир этиленгликоля). С рельсов сошло 38 вагонов, из них 11 содержали разные токсичные химикаты. Часть химикатов разлилась и загорелась.

5 февраля в одной из цистерн с винилхлоридом начала расти температура, на следующий день власти приняли решение пробить в вагонах с химикатами отверстия, дать химикатам вытечь и потом сжечь их. Перед началом операции людей, проживающих на расстоянии менее мили от места крушения, эвакуировали.

Поднявшееся в результате горения облако ядовитых веществ было видно даже из космоса. Местные жители заговорили о химическом Чернобыле.

Сошедший с рельсов грузовой поезд принадлежал железной дороге Norfolk Southern. Поезд следовал из Мэдисона (штат Иллинойс) в Конвей (штат Пенсильвания) и состоял из трех локомотивов, девяти пустых вагонов и 141 загруженного вагона. Длина поезда немного не дотягивала до трех километров, а масса всего состава составляла примерно 18 000 тонн.

С рельсов сошла малая часть состава — 38 вагонов. В результате схода этих вагонов с рельсов возник пожар, повредивший еще 12 вагонов. Всего в составе было 20 вагонов с опасными химикатами, из них 11 сошли с рельсов. Пять цистерн с винилхлоридом с рельсов не сошли, но у одной оказался неисправным предохранительный клапан. 5 февраля в одной из цистерн с винихлоридом начала повышаться температура, что могло привести к взрыву цистерны и разлету обломков на большое расстояние.

6 февраля было принято решение совершить выпуск химикатов и их поджог во избежание взрыва цистерны. В штатах Огайо и Пенсильвания провели обязательную эвакуацию всех жителей, проживающих менее чем в миле от места аварии (чуть более двух тысяч человек, примерно половина жителей Ист-Палестайна). Затем аварийные бригады Norfolk Southern провели контролируемый выпуск химикатов и сожгли содержимое пяти цистерн с винилхлоридом. Для пробития стенок цистерн применялись небольшие кумулятивные заряды, а винилхлорид стекал в траншею, где он воспламенялся сигнальными ракетами.

Официальные последствия пожара

В результате пожара над территорией образовались черные облака, а в воздух были выброшены фосген (боевое отравляющее вещество) и хлористый водород (соединившись с парами воды, он дает дождь из соляной кислоты). По официальным данным, мониторинг воздуха, проведенный 7–8 февраля, выявил увеличение содержания летучих органических соединений (ЛОС) в воздухе ниже контрольного уровня и увеличение содержания твердых частиц, вероятно, из-за сажи.

9 февраля жителям Ист-Палестайна разрешили вернуться в свои дома, поскольку Агентство по охране окружающей среды США сообщило, что качество воздуха внутри и снаружи зоны эвакуации отвечает нормам. Хотя токсичные вещества были обнаружены на месте крушения, они не были обнаружены за пределами района. В отчете о проведенных анализах от 8 февраля Управление по охране окружающей среды штата Огайо заявило, что винилхлорид, бензол, некоторые хлорированные органические соединения и другие летучие органические соединения в воде не обнаружены, и воду можно пить.

Таким образом, официальная версия гласит, что ничего не случилось: в воде ничего нет, продукты горения улетучились, в почве ничего нет, всё нормально.

А что на самом деле?

Местные жители сообщают о различных инцидентах с животными. Одна семья из Ист-Палестайна сообщила, что после возгорания химикатов плохо стало коту, и он умер. Как позднее оказалось, из-за застойной сердечной недостаточности. Семья не сообщила, гулял ли кот по улице после аварии, но считает, что кот отравился винилхлоридом. Одна женщина, проживающая в 10 милях от места горения, сообщила о смерти всех своих кур 7 февраля. Владелец лисьей фермы в окрестностях Ист-Палестайна сообщил о смерти нескольких лис и о том, что остальные выглядят больными и не едят. Есть неподтвержденные сообщения о гибели других домашних животных.

Однако животными всё дело может не ограничиться. Силл Каджиано, эксперт по опасным химическим веществам дал интервью ряду телеканалов, где заявил: «Мы буквально взорвали город химическими веществами, чтобы открыть железную дорогу». Он также посоветовал местным жителям пройти «медицинское обследование» и задокументировать любые проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть в будущем. Он также заявил, что вполне ожидаемым является взрыв заболеваний онкологией в Ист-Палестайне.

Нил Донахью, профессор химии университета Карнеги-Меллона, выразил обеспокоенность по поводу потенциального образования диоксинов при сжигании винилхлорида. Напомним, самое известное в истории отравление территории диоксинами — это использование американцами «агента оранж» во Вьетнаме. Даже у американских солдат, подвергавшихся воздействию диоксинов недолго, были проблемы с рождением здоровых детей и со своим здоровьем. А во Вьетнаме рождение уродов после войны стало печальной нормой. То есть отравление диоксинами — это минимум на несколько десятилетий и очень тяжелые последствия.

Заявление властей о безопасности воды также сомнительно: социальные сети забиты роликами, в которых люди бросают в ручьи камни или проводят по дну палкой и на поверхности появляются радужные пятна, то есть со дна на поверхность подымаются некие химические вещества, дающие на поверхности воды тонкую пленку, очищать от которых ручьи никто не собирается. В одном ролике житель Ист-Палестайна кипятит то, что он назвал чистой водой, а у кромки кастрюли собирается плотная белая пена. Если кастрюля была до кипячения чисто вымыта, то такого явления быть не должно.

При этом ручьи вокруг Ист-Палестайна все впадают в реку Огайо, которая, в свою очередь, впадает в Миссисипи. Если загрязнение окажется сильным, то пострадать могут миллионы жителей США.

Отметим, что качество воды, воздуха и почвы в пострадавшем городе проверяет подрядчик, нанятый железной дорогой. Очевидно, железная дорога платит не за то, чтобы загрязнения были найдены.

Этот подрядчик — Центр токсикологии и гигиены окружающей среды (CTEH) — имеет опыт сведения к минимуму последствий экологических катастроф для удовлетворения потребностей своих корпоративных работодателей. Эта фирма из Арканзаса известна тем, что проводит токсикологический мониторинг в нефтегазовой отрасли после инцидентов, связанных со здоровьем и безопасностью.

После того как в 2005 году в результате урагана «Катрина» город в Луизиане затопило миллионом галлонов нефти, а в 2008 году поток токсичной угольной золы задушил центральную часть Теннесси, CTEH проводила анализы и заявляла, что всё в порядке. В каждом из этих случаев утверждалось, что токсикологическая фирма предоставляла данные, которые хотели ее работодатели, при этом ложно заверяя общественность в том, что она защищена от вреда.

Работа этой компании для British Petroleum после разлива нефти на платформе Deepwater Horizon в 2010 году, например, вызвала сравнения с «лисой, охраняющей курятник» со стороны New York Times и обвинения в «конфликте интересов» со стороны демократов в Конгрессе.

Подытоживая, можно сказать, что какие-то разливы химикатов имеют место, но насколько они крупные и скажутся на реке Огайо и дальше, предсказать невозможно, потому что компания, которая должна это оценивать, проблемы вообще не видит. С другой стороны, отметим, что никаких подтверждений, даже от владельцев кур и лис о вреде животным на расстояниях в сотни миль от места аварии нет. Возможно, пока нет.

В самом городе Ист-Палестайн и его окрестностях возможны отравления почвы и воды диоксинами и тяжелые последствия в результате этого, но пока это лишь возможность, подтверждения нет. Что касается воздуха, то даже боевые отравляющие вещества на воздухе быстро рассеиваются, так что после уборки источника загазованности воздух не будет представлять опасности.

Кто виноват?

Официально причина аварии пока не названа. Однако на пресс-конференции 5 февраля Национальный совет по безопасности на транспорте поделился тем, что, по его мнению, является причиной схода поезда с рельсов. Член этого совета сообщил, что есть видео, показывающее, как что-то горело под одним из вагонов за несколько миль до места крушения. Причиной возгорания названы механические проблемы на одной из осей первым сошедшего с рельсов вагона — перегрев ступичного подшипника. Перегрев привел к возгоранию, что чуть позже привело к сходу вагона с рельсов.

Боб Хейган вышел на пенсию в 2021 году после 50 лет работы в железнодорожной отрасли. Он рассказал журналистам, что в США есть детекторы вдоль железных дорог, которые способны уловить перегрев колес и предупреждают бригаду машинистов о необходимости остановить поезд. Известно, что поезд проехал через один из таких детекторов незадолго до аварии и машинист даже запросил разрешение на экстренную остановку, но остановить поезд не успели.

Хейган рассказал, что за 50 лет работы он получил, кажется, лишь 1 предупреждение о перегреве, из-за которого ему пришлось останавливать поезд. Он пояснил, что раньше большими считались составы в 100 вагонов и поезд был длиной примерно 1,5 км, а теперь поезда делаются в 1,5–2 раза длиннее, и машинист не может на повороте увидеть весь поезд и убедиться, что ничего не горит.

Профсоюз железнодорожных рабочих Railroad Workers United опубликовал обращение, в котором заявил: «Отличительными чертами современного железнодорожного транспорта являются резкое сокращение как обслуживающего, так и эксплуатационного персонала, плохое обслуживание клиентов, отложенное техническое обслуживание подвижного состава и инфраструктуры, продолжительный рабочий день и хроническая усталость, ограниченное обучение на рабочем месте и высокая текучесть кадров». То есть свою лепту в крушение поезда могло внести несвоевременное техобслуживание вагона. Которое стало, по словам профсоюза, результатом «оптимизации».

«Потребность в краткосрочной прибыли, так называемый „культ оперативного коэффициента“ … сделали сокращение затрат, сотрудников, процедур и ресурсов главным приоритетом. В этом случае Norfolk Southern и другие производители устранили многие критические механические точки и места, необходимые для гарантии защиты от подобных отказов», — заявил профсоюз.

А министр транспорта США Пит Буттиджич сделал вид, что всего этого не знает, или на самом деле не знал, и заявил, что в катастрофе виновато правительство Трампа, потому что при нем минтранс США отменил требования об управляемых электроникой тормозах у вагонов с опасными грузами. С одной стороны, неизвестно, был ли вызвавший аварию вагон вагоном с опасным грузом, то есть могло ли это повлиять хотя бы теоретически, а с другой стороны, Буттиджич не пояснил, почему при нем минтранс это требование за два года так и не вернул, если оно столь важно.

Пророчество?

Интересно, что в 2022 году в США вышел фильм «Белый шум», завязкой сюжета которого является крушение поезда в штате Огайо и выброс в результате этого крушения облака токсичных химикатов, из-за чего была объявлена эвакуация. Некоторые жители Ист-Палестайна даже снимались в массовке этого фильма.

В заключение отметим, что несколько цистерн химикатов — это много для небольшого городка, но не так много даже для округа, и уж тем более для штата. Так что разговоры о масштабе катастрофы, как о проблеме для значительной части населения США выглядят преувеличенными, хотя для жителей Ист-Палестайна последствия могут оказаться самыми неприятными.