Провал или все же успех? Чем завершились переговоры по Кипру
Неформальные переговоры 27–29 апреля в Женеве по проблеме Кипра под эгидой ООН закончились констатацией того, что у сторон нет точек соприкосновения. В результате встал вопрос о провале переговоров. Как сообщалось, их организатор генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш был вынужден «спасать процесс», а МИД Греции признал, что осталось «мало места для оптимизма».
Однако сами участники конфликта ни о каком провале не говорят. Лидер греков-киприотов заявил об «успешном ведении дел» и «удаче», а турецкая сторона, сделав то, ради чего пришла на переговоры, заявила, что продолжит бороться за признание независимости Северного Кипра.
Точек соприкосновения нет
Переговоры начались с контакта генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша как организатора переговоров сперва с представителем турок-киприотов Эрсином Татаром, а затем с представителем греков-киприотов президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом. По итогам этих контактов должны были начаться переговоры в более широком составе.
Однако уже по итогам этого этапа он был вынужден констатировать: точек соприкосновения между позициями сторон нет. Турецкая сторона настаивает на признании независимости Северного Кипра, греческая сторона эту независимость не принимает.
Как стало известно, Татар передал Гутерришу письменные предложения из шести пунктов. Первым же пунктом политик предложил генсеку ООН обратиться в Совбез ООН с инициативой признать равный международный статус государств на Северном и Южном Кипре: непризнанной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК), провозглашенной на оккупированной Турцией территории, и Республики Кипр.
Затем, согласно предложению, два независимых государства должны вступить в «ограниченные по времени» переговоры о будущих отношениях двух равноправных государств, чтобы разделить собственность, безопасность и границы, а также отношения с ЕС. При этом все соглашения должны будут утверждаться на референдумах в этих государствах.
Как заявил Гутерриш, стороны договорились встретиться еще раз в том же составе через 2–3 месяца. В связи с этим Татар заявил, что без признания суверенитета ТРСК новые переговоры не будут иметь смысла.
Оценки сторон
«К сожалению, позиция Турции, а также позиции нынешнего руководства турко-кипрской общины оставляют мало места для оптимизма», — заявил глава МИД Греции Никос Дендиас в интервью 28 апреля в ходе контактов. «К сожалению, не удалось найти общую почву для начала [официальных] переговоров в данном контексте по причине позиции турко-кипрской и турецкой сторон», — сказал он 29 апреля после завершения переговоров.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара и далее будет «решительно поддерживать» ТРСК и не пойдет на уступки по вопросам ее независимости. Он также обвинил другую сторону в том, что та не смогла предложить что-то новое и лишь повторила «заезженные формулы».
Лидер греков-киприотов Никос Анастасиадис заявил 29 апреля, что переговоры стали «успешным ведением дел» со стороны генерального секретаря ООН, отказавшегося принять внерамочное предложение, и одновременно «удачей» для Республики Кипр в том, что удалось избежать того, что преследовала Турция.
Через несколько дней Анастасиадис в своем пасхальном послании осудил «высокомерие тех, кто мечтает о новой Османской империи», а также попытку Турции сделать Гутерриша соучастником «своих собственных незаконных действий».
«В ближайшие недели мы займемся международной кампанией о необходимости уважения и выполнения решений Совета Безопасности и условий мандата генерального секретаря ООН», — сказал он.
США, Россия, Германия отвергли предложение Турции. Официального пресс-релиза от британского Форин-офиса по итогам переговоров не было, однако представителю МИД Британии пришлось дезавуировать заявление турецкой службы BBC, в котором утверждалось, что глава ведомства Доминик Рааб, участник переговоров, предложил альтернативу децентрализованной федерации.
Итоги
Очевидно, что существование независимого от Турции Кипра никоим образом не входит в планы Турции. В то же время решить проблему Кипра дипломатическим путем без Турции невозможно хотя бы в силу того, что на Кипре стоят ее войска, которые подчиняются Турции, а не резолюциям Совбеза ООН.
Такая ситуация полностью соответствует неоднократным заявлениям турецких руководителей: проблемы Средиземноморья без Турции решаться не будут.
На переговорах турецкая сторона явно достигла того, на что рассчитывала: идея двух независимых государств прозвучала на международном уровне. Если верить словам Татара, следующим шагом должно стать признание Северного Кипра каким-нибудь государством, и Британия здесь оказывается в не вполне однозначном положении.
После этого, как можно понять из турко-киприотских предложений, встанет вопрос о разделе природных ресурсов, и вряд ли стоит сомневаться в том, что Турция, пользуясь силовым фактором, будет требовать проводить его в соответствии со своим представлением о «справедливости». Которое, в частности, включает в себя притязания на половину ресурсов шельфа южной (греческой) части Кипра.