Эксперт рассказал, как враг ведет неклассические войны против нашей страны, на примере ситуации в аэропорту Махачкалы

Раскачка Дагестана в контексте идущей СВО. Интервью

Филип Хойолл. Бунт. Штурм пекарни в Бреслау. 1846
Филип Хойолл. Бунт. Штурм пекарни в Бреслау. 1846
Филип Хойолл. Бунт. Штурм пекарни в Бреслау. 1846

Спустя почти два года с начала спецоперации на Украине стало очевидно, что Россию невозможно победить на поле боя, несмотря на военную помощь со стороны стран Запада. Украина и ее западные кураторы могут рассчитывать только на смуту внутри нашей страны.

О возможных рисках внутренней дестабилизации корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с кандидатом политических наук, доцентом кафедры «Политические науки» СевГУ Натальей Демешко.

ИА Красная Весна: Недавно случился неприятный инцидент в Дагестане, когда толпа местных жителей вломилась в аэропорт с целью не пустить на территорию республики граждан Израиля. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Наталья Демешко: С целью дестабилизации внутриполитической ситуации в РФ внешними акторами используются технологии, направленные на разжигание национальных и этноконфессиональных конфликтов. Это прослеживалось и в Дагестане.

Стоит отметить, что после начала СВО уже были протесты на Кавказе в 2022 г. Значимую роль в возникновении подобных протестов играет информационное пространство (например, различные Telegram-каналы, которые призывали выходить население на несанкционированные митинги).

В СМИ наиболее часто фигурирует Telegram-канал «Утро Дагестана», который заблокирован. Но подобных Telegram-каналов достаточно много, фактически они представляют информационную сеть, через которую ретранслируются необходимые смыслы. Опасность таких беспорядков заключается в использовании толпы, которую уже контролируют через активистов, информационные ресурсы и так далее, и толпу можно использовать в действиях антигосударственной направленности. Как известно, толпа иррациональна, и ей легко управлять. Главное — оказывать воздействие на эмоции людей и использовать краткие и емкие формулировки.

Важно отметить, что, помимо Telegram-каналов, функционируют различные СМИ, целевой аудиторией которых являются этнические группы, проживающие в РФ. Так, например, СМИ-иноагенты «Кавказ.Реалии» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом «Кавказ.Реалии» либо касается деятельности иностранного агента «Кавказ.Реалии»), «Крым.Реалии» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом «Крым.Реалии» либо касается деятельности иностранного агента «Крым.Реалии») и другие выступают инструментом формирования этнических и конфессиональных противоречий с целью внутриполитической дестабилизации РФ.

В транслируемом ими контенте можно условно выделить тематические блоки:

— «нарушение» прав и физическое «уничтожение» коренных народов регионов РФ;

— демонстрация преемственности Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации в «колониальной» и «ассимиляционной» политике на Кавказе, в Крыму, Сибири и так далее;

— участие коренных народов РФ в СВО обосновывается, как план по их «умышленному уничтожению»;

— попытка противопоставления жителей регионов и органов власти (классическая дихотомия «мы» / «они»).

Кроме того, подобные ситуации используют и в информационном противостоянии. Например, Зеленский заявлял, что якобы события в Махачкале — это часть распространенной в России культуры ненависти к другим народам.

ИА Красная Весна: Россия также является многоконфессиональной страной. Одной из болевых точек является исламистский фактор.

Наталья Демешко: Я бы рассматривала данный вопрос шире. На мой взгляд, в настоящий момент внешние акторы пытаются активизировать различные национальные движения в рамках России, в том числе и народы, исповедующие ислам. Это вполне ожидаемо, так как национальный и конфессиональный вопросы разыгрывались на протяжении различных исторических эпох в конкуренции великих и региональных держав.

После начала СВО этнонациональный и конфессиональный фактор более активно начал использоваться странами Запада: данный аспект изучается ведущими аналитическими центрами, проводятся мероприятия, посвященные якобы нарушениям прав народов, проживающих в РФ.

Например, с мая 2022 года в Польше, Чехии, Швеции, США, Японии проводятся Форумы свободных народов России (организация, признанная нежелательной в РФ) (с сентября 2022 года название трансформировалось в Форум свободных народов «пост-России» (организация, признанная нежелательной в РФ)), в которых ключевую роль играют эмигранты, позиционирующие себя представителями этнических сообществ, проживающих на территории РФ, активисты, а также эксперты из США, Великобритании, Польши, Украины и других государств. На данный момент прошло 7 форумов. Анализ принятых деклараций и выступлений позволяют выделить основную цель таких мероприятий — распад России.

Но не только страны Запада пытаются играть на возможных этноконфессиональных противоречиях в РФ. Так, после развала СССР Турция объявила себя «старшим братом» тюркских государств и территорий, где проживают тюркские народы, тем самым создавая прямые угрозы для национальной безопасности России. В данном смысле достаточно показательным был и подарок карты «тюркского мира» лидера Партии националистического движения Бахчели Эрдогану в ноябре 2021 г. В «тюркский мир» были включены и российские территории.

Турция проводит активную политику как на постсоветском пространстве (Центральная Азия, южный Кавказ), так и в отдельных субъектах Российской Федерации, где проживают тюркские народы. Турецкое влияние реализовывается в РФ посредством таких инструментов, как Управление по делам внешних тюрок/турок и родственных сообществ (YTB), Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (ТИКА), представителей диаспор различных народов (черкесов, крымских татар и др.), эмигрировавших в Турцию, Институт им. Ю. Эмре, Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), а также ряда аналогичных организаций и НКО.

Турция, помимо мероприятий культурного характера, которые в первую очередь направлены на сближение с тюркоязычными народами России, также позиционирует себя как защитник всех тюрков и мусульман, в том числе и проживающих на территории РФ. Так, Анкара заявляет, что Турция является защитником крымских татар — крымских тюрков (так крымские татары именуются в Турции), а также продвигает тезис о «геноциде» крымских татар со стороны Советского Союза и притеснении их прав со стороны современной России.

На методологическом уровне можно условно выделить следующие технологии продвижения этнического национализма в регионах РФ, которые применяются зарубежными государствами в процессе противостояния с Россией.

1. Воссоздание мифологии о «золотом веке», который был разрушен «врагами-колонизаторами», в лице которых выступает царская, советская и современная Россия.

2. Использование лидеров общественного мнения и эмигрантов как для получения информации про отдельные этнические группы, так и для популяризации дезинформации на международной арене.

3. Обещание предоставления различных привилегий этническим группам (например, национальной государственности).

ИА Красная Весна: Какие меры должно применять наше государство, чтобы нивелировать угрозу межэтнических и межконфессиональных конфликтов?

Наталья Демешко: Попытки использования национального и конфессионального фактора со стороны внешних акторов будут продолжаться и усиливаться, поэтому важно перманентно работать с данными вызовами. Учитывая системную работу зарубежных государств, направленную на конструирование возможных национальных и конфессиональных противоречий в нашем государстве, политическое руководство РФ федерального и регионального уровней должно сформировать новую общероссийскую идентичность с учетом своего исторического опыта интеграции и многовекового взаимодействия с различными этносами.

ИА Красная Весна: После начала СВО и уголовных преследований некоторых лидеров несистемной оппозиции в России стихли либеральные протесты. На ваш взгляд, возможны ли уличные протесты сейчас?

Наталья Демешко: Если исходить из логики того, что протесты используются как инструмент для внутриполитической дестабилизации России и ослабления ее внешнеполитических позиций соответственно, то либеральные протесты вполне ожидаемое явление.

При этом основной акцент, конечно, традиционно будет сделан на достаточно молодое население, как на наиболее эмоциональную, легко внушаемую часть общества. Другой вопрос, есть ли среди либералов харизматическая личность, способная повести за собой и насколько их идеи поддерживаются в настоящий момент населением. В условиях новой геополитической реальности возможность использования уличных протестов отрицать нельзя.