Санкционное давление на Россию неуклонно приводит к сокращению поставок российского газа в Европу, что тянет за собой усиление кризиса

Газовая война в Европе приобретает невиданные масштабы. Обзор

Цитата из мультфильма «Ежик в тумане». Реж. Юрий Норштейн. 1975. СССР
Цитата из мультфильма «Ежик в тумане». Реж. Юрий Норштейн. 1975. СССР
Цитата из мультфильма «Ежик в тумане». Реж. Юрий Норштейн. 1975. СССР

Цена на газ в очередной раз показывает стремительный рост, штурмуя всё новые высоты и рекорды. Европа под давлением США всё сильнее обостряет «газовый» вопрос, пытаясь нанести российской экономике «непоправимый ущерб».

Ситуация с газом из плоскости экономики стремительно переходит в плоскость политики, становясь еще одним фронтом противостояния, частью которого является спецоперация на Украине.

Поставки газа за рубли

10 августа председатель правления АО «Молдовагаз» Вадим Чебан заявил, что у компании нет денег, чтобы внести авансовый платеж «Газпрому» за августовские поставки природного газа.

«Сразу могу сказать, что мы не сможем оплатить. Мы закроем июль, а аванс за август не сможем заплатить — это однозначно. Мы обратились к поставщику с запросом об отсрочке по платежам, но не получили ответа», — сказал Чебан.

Он напомнил, что аванс за потребленный в августе газ необходимо заплатить до 20 числа.

Через неделю, 17 августа, Чебан сообщил, что компания попросила «Газпром» отсрочить авансовые платежи за газ за август и сентябрь до конца четвертого квартала. Он также предупредил граждан страны, что цены на газ для бытовых потребителей вырастут.

22 августа «Газпром» дал положительный ответ на просьбу об отсрочке, оговорив, что речь идет лишь об авансовом платеже за август, который нужно проплатить до 1 сентября. При этом подчеркивалось, что делается это в «исключительном порядке».

Отметим, что это уже далеко не первая задержка платежа со стороны Молдавии, которая обвиняет «Газпром» в том, что тот является ненадежным поставщиком. При этом цены на газ в стране уже становятся неподъемными для большинства населения, а текущая рыночная динамика не добавляет оптимизма.

В Болгарии до середины августа некоторые высокие должностные лица смотрели на газовый вопрос с оптимизмом и улыбкой, видимо, искренне полагая, что требование «Газпрома» об оплате за газ в рублях — не более чем шутка. Действительно, ни сам указ президента России о переходе в расчетах за газ с недружественными странам за рубли, ни примеры такого перехода, осуществленные другими странами или контрагентами «Газпрома», не предвещали никаких серьезных осложнений.

Но 10 августа директор болгарской компании «Булгаргаз» Людмил Йоцов заявил о серьезности требования оплаты российского газа в рублях: «До последнего верили, что поставки газа для нас не будут остановлены, потому что мы заплатили за него в долларах 26 апреля. Думали, что всё это шутка».

Пока некоторые страны открыто саботируют новую схему оплаты за газ, другие уже в эту схему встраиваются, развивая ее со своей стороны.

11 августа глава министерства энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез подтвердил договоренность между Анкарой и Москвой о частичной оплате газа в рублях и турецких лирах, достигнутую на встрече президентов России и Турции в Сочи 5 августа.

Поставки газа в Европу

13 августа Германия бодро отрапортовала о заполненности подземных хранилищ газа (ПХГ) на 75%. Более того, цель была достигнута раньше намеченного срока — 1 сентября, при том, что целевой уровень на 1 ноября должен быть не менее 95%.

В этот же день стало известно, что попытка немецких властей договориться с Катаром о поставках газа провалилась. Еще в марте глава немецкого министерства экономики Роберт Хабек совершил турне по Ближнему Востоку в поисках альтернативных России поставщиков природного газа. А после встречи с эмиром Катара он даже объявил, что Доха готовится нарастить поставки голубого топлива в Германию.

Однако сейчас катарский газ идет в Италию, а вовсе не в ФРГ. Представители немецких корпораций, участвовавших в ближневосточном «чёсе» Хабека, так и не смогли заключить с Катаром ни одного коммерческого контракта на поставку газа.

А 19 августа, словно в насмешку, «Газпром» проинформировал немецкое руководство, что с 31 августа единственный рабочий газоперекачивающий агрегат Trent 60, установленный на газопроводе «Северный поток», будет остановлен на трое суток для проведения технического обслуживания и планово-предупредительных работ. На этот же срок будет приостановлена перекачка газа по газопроводу.

Комплекс регламентных работ, согласно действующему контракту на техническое обслуживание, будет выполнен совместно со специалистами компании Siemens.

Если ремонт пройдет успешно, то прокачка газа восстановится до прежнего уровня 33 млн кубометров в сутки. Однако, как отмечают эксперты, сроки ремонта могут увеличиться. Формальных поводов для этого предостаточно. На турбине может быть найден какой-то дефект, Siemens может не спешить с его устранением, как это уже произошло на других турбинах. На длительность ремонта может также повлиять сам «Газпром», который может подойти к осмотру турбины и выставлению замечаний «более тщательно».

Умение договариваться последнее время не конек у западных лидеров. Это показывал и Байден во время поездок к саудитам, да и Шольц с Макроном не далеко ушли. Однако Венгрия может подать им пример, как нужно вести диалог.

14 августа немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что увеличение поставок российского газа в Венгрию явилось следствием адекватной внешней политики венгерских властей в отношении России.

Журнал также напомнил, что правительство Венгрии решительно отказалось от выполнения чрезвычайного плана ЕС по сокращению использования газа зимой на 15%, сославшись на особенно сильную зависимость от российских энергоносителей. По мнению издания, такие бонусы Венгрия заслужила тем, что руководство страны проявляет здравомыслие во внешней политике и заботу о своем народе во внутренней.

16 августа «Газпром» заявил, что с начала года по 15 августа добыча газа упала на 13,2%, или на 41,7 млрд кубических метров. Экспорт газа в страны дальнего зарубежья составил 78,5 млрд кубических метров, что на 36,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.

В компании также допустили, что зимой в Европе цены могут подняться выше $4000 тыс за кубический метр.

В обозримом будущем цены на природный газ могут расти, о чем предупреждает «Газпром». Покупательная способность Европы не гарантирует непрерывных поставок, для них нужна исправная и работающая техническая инфраструктура.

«Северный поток»

Поставки газа в Европу по газопроводу «Северный поток» с июня неоднократно сокращались. Это связано с тем, что по контракту «Газпром» обязан предоставлять турбины для технического обслуживания Siemens. Но с ремонтом и возвратом турбин возникли проблемы. Для 100%-й загрузки газопровода на нем одновременно должны работать пять газоперекачивающих агрегатов (ГПА). С 27 июля на нем работает только один, и мощность газопровода достигает только 20% от общей.

10 августа крупнейший немецкий энергетический концерн E.ON на 700 млн евро понизил оценку своих инвестиций в газопровод «Северный поток». Это произошло на фоне рекордных цен на газ.

Фактически получается, что компания расписалась в том, что не готова вкладывать деньги в газопровод, который должен принести большую прибыль — газ-то дорогой. Это может означать, что даже этот европейский энергетический гигант не верит, что транзит газа по «Северному потоку» вернется к прежним значениям и будет значительным.

Возможно, концерн понимает, что «танцы» вокруг турбины Siemens в Германии не способствуют ее скорейшему запуску.

Напомним, на отправной станции газопровода «Северный поток» компрессорной станции «Портовая» установлены газоперекачивающие агрегаты компании Rolls-Royce, газотурбинный бизнес которой позднее перешел компании Siemens. Согласно контракту, их обслуживает компания Siemens.

По установленному графику турбины останавливались как для капитального ремонта, так и в связи с поломками. Одна турбина была отправлена Siemens для ремонта на завод в Канаду.

Так как Канада ввела санкции против России, то она не возвращала эту турбину. Только после длительных переговоров Канада решила ее вернуть, однако не России, а Германии, что не предусмотрено контрактом.

3 августа в присутствии журналистов канцлер Германии Олаф Шольц лично приехал на осмотр турбины, которая не была упакована, и удостоверился, что всё с ней хорошо.

14 августа эксперт по энергетике Борис Марцинкевич заявил, что турбина Siemens была распакована и хранилась в Германии в неизвестных условиях, и это может стать причиной отказа «Газпрома» ее принимать.

«Кто это сделал, как это сделал, в каких условиях турбина сейчас хранится? Там и температурный режим должен быть определенный, и влажностный, и так далее», — недоумевает эксперт. По мнению Марцинкевича, «Газпром» вправе потребовать от германской стороны объяснений, а если их не будет предоставлено, то отказаться принимать турбину.

Ситуация с нахождением турбины в Германии не укладывается в договорные отношения «Газпрома» с Siemens, поэтому вполне логично, что «Газпром» требует прояснить ситуацию, считает эксперт. Он также призвал спросить у Siemens: «Почему из всех заявок на текущий ремонт выполнено только 25%?»

Рост цен на газ и электричество в ЕС

9 августа энергетическое консалтинговое агентство Cornwall Insight обновило свой прогноз и заявило, что счета за электроэнергию предстоящей зимой в Великобритании вырастут даже больше, чем предполагалось ранее. По их оценке, с октября счета для среднего домохозяйства достигнут примерно 3582 фунтов стерлингов в год. Год назад эта сумма составляла 1277 фунтов стерлингов.

10 августа стало известно, что самая высокая цена на газ по итогам июля в Европе установилась в Нидерландах. Нидерландские домохозяйства заплатили 283 евро за мегаватт-час в июле, что более чем в два раза больше, чем в среднем по ЕС. В соседних странах — Германии и Бельгии — газ также примерно вдвое дешевле. В Швеции за июль домохозяйства в среднем платили 237 евро за МВтч.

Цены на электроэнергию в Нидерландах для домохозяйств достигли 419 евро за МВтч. Цены выше только в Италии и Дании. В Нидерландах ожидают, что каждая третья семья вскоре столкнется с проблемами высоких расходов.

15 августа жителям Германии рассказали о новом государственном газовом сборе в размере 2,419 цента за киловатт-час, который будет взимать с потребителей с 1 октября.

Однако в целях защиты прав потребителей в законе об энергетической промышленности предусмотрены сроки уведомления от четырех до шести недель, которые должны соблюдаться. Поэтому сбор, вероятно, будет впервые включен в счета с некоторой задержкой в ноябре-декабре.

На фоне роста цен на газ и электроэнергию некоторые политики бьют тревогу и призывают сдержать этот рост, а другие прямо говорят, что люди не смогут позволить себе ни еду, ни тепло. Так, в «благополучной» Великобритании мэр Лондона Садик Хан 20 августа заявил: «Мы никогда раньше не сталкивались ни с чем подобным. Мы перед лицом зимы, в которую миллионы граждан не просто будут выбирать между отоплением и едой, а, к несчастью, не смогут позволить себе ни того, ни другого».

Вывод

События на фронтах газовой войны за середину августа показывают, что поставки трубопроводного газа из России в Европу планомерно снижаются. Это связано как с санкциями и контрсанкциями, так и с физическими ограничениями на прокачку газа, которые тоже происходят из-за санкций Запада. Пока нет предпосылок для улучшения ситуации вокруг «Северного потока».

Это все происходит на фоне остановки прокачки газа через газопровод «Ямал — Европа», проходящего через территорию Польши. Украина тоже сократила прокачку газа через свою территорию, а построенный «Северный поток — 2» не используется, так как Запад в рамках борьбы с Россией не согласится на его запуск. Уверено сейчас идут поставки трубопроводного газа только через Турцию.

«Трубопроводные» войны уже создали дефицит газа, благодаря которому энергетический кризис, который начался во второй половине 2021 года, разрастается с новой силой. Это приводит к росту цен на газ и электроэнергию в Европе и, как следствие, к закрытию производств.

Всю европейскую политику США сдвигают в сторону отказа от российских энергоносителей. Не исключено, что газовый рынок Европы для России будет полностью или в значительной части потерян. Что при этом будет происходить в Европе — замерзнут они или будут топить кизяком — это их дело. Вопрос, что в такой непростой ситуации будет делать Россия, которая уже десятилетиями выстраивала инфраструктуру и политику вокруг крупных поставок энергоносителей в Европу.

Логично было бы предположить, что необходимо искать новых покупателей, но это не так просто. Вопрос даже не в том, что, к примеру, для переброски больших газовых потоков на Восток необходимо реализовывать глобальные по масштабу проекты в условиях удушающих санкций и ведущейся спецоперации. Основной проблемой при этом является прозападный тренд, который фактически не изменился даже в условиях спецоперации на Украине.