Рассекреченные документы МИД Японии показывают, что несмотря на наличие пацифистской конституции Японии, США хотели привлечь японских военных к операции в Персидском заливе в начале 90-х годов

США просили военного содействия Японии во время Войны в заливе — МИД Японии

Кикути Ёсай. «Монгольский флот размётан Божественным ветром. 1274 г.» (фрагмент). 1847 г.
Кикути Ёсай. «Монгольский флот размётан Божественным ветром. 1274 г.» (фрагмент). 1847 г.
Кикути Ёсай. «Монгольский флот размётан Божественным ветром. 1274 г.» (фрагмент). 1847 г.

Кабинет министров Японии утвердил 24 декабря оборонный бюджет страны на 2022 финансовый год (начинается в Японии с апреля). Он составит 5,4 трлн иен, что является рекордным значением. Более того, рост военного бюджета страны отмечается уже как минимум восьмой год подряд.

В последнее время в правящих кругах Японии не идут на спад милитаристские настроения. Более того, похоже, что правящая Либерально-демократическая партия Японии воспринимает свою победу на прошедших в ноябре выборах в нижнюю палату парламента страны как мандат от общества на пересмотр своей военной и иной политики.

Обсуждаются изменения «пацифистской» конституции Японии с ее отказом от ведения войны, внедрение концепции первого удара по вражеским военным базам, повышение ограничения на военный бюджет с 1% от ВВП до как минимум 2% и многое другое.

Соединенные Штаты, судя по всему, поддерживают эти устремления своего главного союзника в регионе. Можно было бы сказать, что это обусловлено растущим влиянием Китая. Однако рассекреченные документы министерства иностранных дел Японии показывают, что США запрашивали участия японских военных еще 30 лет назад, во время Войны в Персидском заливе. Не похоже, чтобы наличие пресловутой мирной конституции очень беспокоило тогдашнюю правящую верхушку США, хотя об этом аспекте и упоминается в рассекреченных документах.

Как пишет японская газета The Yomiuri Shimbun, в те годы МИД Японии на своем брифинге для японской прессы не упомянул фактическое требование об отправке японских «сил» в регион, а позже еще и опровергал эти факты, просочившиеся в некоторые из средств массовой информации. По мнению издания, кризис в Персидском заливе стал поворотным моментом в том, как Япония участвует в международных делах.

«Японская дипломатия в то время была довольно пассивной, сосредоточенной на том, как реагировать на требования США. Неудача (Японии в кризисе в Персидском заливе) стала для Японии возможностью изменить свое понимание, и признать, что активное использование Сил самообороны имеет смысл», — цитирует Yomiuri мнение бывшего посла Японии в США Кэнъитиро Сасаэ, который во время кризиса служил в Бюро по делам Северной Америки министерства иностранных дел.

Кроме того, интересно отметить, что по данным влиятельной японской газеты Asahi Shimbun, нынешние миллиардные траты Японии на содержание вооруженных сил США, похоже, также уходят корнями в двустороннюю встречу на высшем уровне во времена кризиса в Персидском заливе. Траты эти, кстати, будут увеличены со следующего финансового года.

22 декабря на сайте еще одной известной японской газеты The Mainichi была опубликована статья под заголовком «США просили Японию прислать Силы самообороны во время кризиса в Персидском заливе: рассекречены записи», написанная по рассекреченным дипломатическим материалам. ИА Красная Весна приводит перевод этой статьи.


После кризиса в Персидском заливе в августе 1990 года тогдашний президент США Джордж Буш-старший призвал Японию оказать материально-техническую поддержку вооруженным силам США с помощью своих Сил самообороны (Self-Defense Forces, SDF), несмотря на конституционные ограничения. Об этом говорится в рассекреченных 22 декабря дипломатических документах и свидетельствах бывших японских правительственных чиновников.

Просьба была направлена непосредственно тогдашнему премьер-министру Японии Тосики Кайфу. Япония не откликнулась на призыв Буша направить Силы самообороны на Войну в заливе, хотя и задействовала минные тральщики в Персидском заливе в качестве послевоенной помощи. Это свидетельствует о сильном влиянии США на политику безопасности Токио.

Согласно сверхсекретной дипломатической телеграмме, в которой была записана встреча Кайфу и Буша, состоявшаяся 29 сентября 1990 года, президент Буш сказал Кайфу, что ему известно о том, что Япония ищет способы присоединения своих «сил» к международным усилиям на Ближнем Востоке, и что такие действия будут оценены в мире.

То, что президент США пытался убедить Японию направить Силы самообороны в связи с указанным кризисом, подверглось публичной огласке впервые.

Бывший посол Японии во Франции Коитиро Мацуура, который возглавлял Бюро по делам Северной Америки министерства иностранных дел Японии, заявил, что ранее, в телефонном разговоре 14 августа, Буш попросил, чтобы японские Силы самообороны тралили мины и перевозили оружие.

В ходе серии бесед Кайфу заявил в ответ о необходимости защиты 9-й статьи послевоенной конституции Японии, в которой страна отказывалась от ведения войны, подчеркнув при этом свое желание сотрудничать.

Во время сентябрьской встречи в Нью-Йорке, избегая четких ответов на запрос Буша, Кайфу заявил: «Поскольку это первый (такой запрос) в послевоенной истории (Японии), нам понадобится много обсуждений и времени».

Кайфу попытался пойти на компромисс путем создания невоенной миротворческой группы под эгидой ООН, включив в нее часть личного состава Сил самообороны Японии.

Но этот план столкнулся с трудностями после того, как законопроект, позволивший бы Японии участвовать в миротворческих операциях ООН, был отменен в ноябре того же года из-за общественного противодействия.

Согласно дипломатическим телеграммам и словам бывших правительственных чиновников, фактически Соединенные Штаты уведомили Японию о своем намерении применить силу 14 января 1991 года, за три дня до начала Войны в Персидском заливе.

Тогдашний государственный секретарь США Джеймс Бейкер тайно сообщил своему японскому коллеге Таро Накаяме во время его визита в Соединенные Штаты о том, что прольется кровь американцев.

Записи и свидетельства также показали, что из $13 млрд, предоставленных Японией международной коалиции в качестве помощи, $9 млрд были добавлены в ответ на просьбу тогдашнего министра финансов США Николаса Брэди во время встречи со своим японским коллегой Рютаро Хасимото в Нью-Йорке.

Несколько бывших правительственных чиновников Японии засвидетельствовали, что, хотя не было никаких оснований для общей суммы, запрошенной США, у них «не было другого выбора», кроме как удовлетворить этот запрос.

Однако реакция Японии на Войну в заливе была подвергнута международной критике как «слишком слабая, слишком запоздалая», превратив ее в травмирующий опыт для парламентариев и правительственных чиновников, который с тех пор серьезно повлиял на ход внешней политики и политики безопасности страны.

Профессор Университета Софии, специализирующийся на истории международной политики, Тайдзо Мияги, заявил, что Япония была «чрезвычайно сильна, как экономическая сверхдержава» во время Войны в Персидском заливе, и что «недовольство» США нежеланием Токио нести «разумное бремя» отражено в указанных дипломатических документах.

«Война в Персидском заливе стала для Японии травмой, и осью оценки внешней политики стала с тех пор точка зрения Соединенных Штатов», — заявил Мияги.

На данный момент изменения в законодательстве позволяют направлять Силы самообороны Японии в зарубежные миротворческие операции, даже если они не проводятся под контролем Организации Объединенных Наций.

Тем не менее отправка Сил самообороны за границу для защиты Японии или сотрудничества в области международной безопасности всё еще должна соответствовать некоторым условиям и остается деликатным вопросом в соответствии с пацифистской конституцией страны.