Роботы, лазеры и гиперзвук. Обзор новостей с российских военных полигонов

Классическая война

Россия. Перевооружение и учения

Конец прошлого и первые месяцы нового года оказались богаты на интересные и важные события в сфере оборонно-промышленного комплекса (который бесперебойно работает, несмотря на ограничения из-за коронавируса), зато практически нет сообщений об учениях в военных округах и на флотах (они-то как раз приостановлены из-за угрозы заражения людей).

Поэтому в нашей подборке будут преобладать новости с испытательных полигонов, заводских цехов и кабинетов главных конструкторов оборонных предприятий.

Итак. Еще в конце прошлого года В. В. Путин заявил о начале разработки новых госпрограмм развития ОПК на следующие десять лет. При этом президент обозначил приоритетные направления госпрограммы по вооружениям.

МОСКВА, 22 ноября 2019 г. — РИА Новости

Президент России Владимир Путин провел заседание Совета безопасности, посвященное «путям и перспективам военной организации России» до 2030 года.

Глава государства распорядился в следующем году приступить к разработке госпрограмм вооружений и развития оборонно-промышленного комплекса до 2033 года.

«Основная задача нового периода — это наращивание качественных и количественных характеристик вооружений и техники», — подчеркнул В. Путин.

Путин добавил, что в данном случае он говорит о необходимости создания новых образцов высокоточного оружия и средств воздушно-космической обороны, в том числе благодаря искусственному интеллекту.

Президент также назвал в числе приоритетов расширение линейки разведывательных и ударных дронов, роботов, лазерных и гиперзвуковых систем, а также роботизированных комплексов для разноплановых задач на поле боя.

«Наша задача на ближайшее десятилетие — продолжить линию на укрепление развития военного, технического, кадрового потенциала военной организации страны»,  — сказал президент России.

Пока госпрограммы только формируются, но уже можно запомнить и иметь в виду, на что именно будут направлены основные усилия наших разработчиков на ближайшие десять лет: роботы, лазеры и гиперзвук!

И почти одновременно с заявлением президента (что, конечно же, просто совпадение) в российской Арктике прошли еще одни испытания гиперзвуковой ракеты «Кинжал» — оружия, которым, кроме нас, не обладает никто в мире.

МОСКВА, 30 ноября 2019 г. — ТАСС

Истребитель МиГ-31К впервые выстрелил гиперзвуковой ракетой «Кинжал» в российской Арктике по полигону Пембой.

Как сообщили источники в оборонно-промышленном комплексе, испытания прошли в середине ноября 2019 года. Пуск ракеты был выполнен по наземной цели, находившейся на полигоне Пембой (расположен к северо-востоку от Воркуты), с самолета-носителя МиГ-31К, взлетевшего с аэродрома «Оленегорск».

В ходе проведения испытаний скорость гиперзвуковой ракеты «Кинжал» достигла 10 Махов.

Испытания «Кинжала» продолжаются давно. Данное испытание, надо полагать, имело своей задачей проверку навигационной системы ракеты в сложных геомагнитных условиях приполюсного района.

Еще одни испытания новой военной техники завершились в декабре прошлого года. Речь идет о перспективной унифицированной колесной платформе «Бумеранг» разработки ООО «ВПК». На ее основе были созданы БТР К-16 и впервые показанная в 2015 году на параде Победы БМП К-17. В базовом варианте машина оснащается боевым модулем с 30-миллиметровой пушкой и противотанковыми ракетами «Корнет».

МОСКВА, 3 декабря 2019 г. — ТАСС

«Военно-промышленная компания» (ВПК) совместно с Минобороны России завершила предварительные испытания опытных образцов бронетранспортера (БТР) К-16 и боевой машины пехоты (БМП) К-17 на перспективном колесном шасси «Бумеранг», сообщил генеральный директор компании Александр Красовицкий.

Красовицкий подчеркнул, что образцы на базе унифицированной межвидовой колесной платформы «Бумеранг» подтвердили заявленные в техническом задании характеристики.

Сами испытания машины прошли еще летом, о чем было объявлено в июне на форуме «Армия-2019», а сейчас состоялось подписание акта предварительных испытаний, после которого можно приступать к государственным.

Принципиально новая колесная боевая машина «Бумеранг» создавалась как дальнейшее развитие советских 8-колесных бронетранспортеров и должна стать их заменой в новых оперативных условиях. Наверняка при ее создании в полной мере был учтен огромный опыт боевых действий в Афганистане, Чечне и других горячих точках, где воевали БТР-60, БТР-70 и БТР-80.

Казус, произошедший в начале ноября, привлек внимание СМИ к легендарному и до сих пор не превзойденному по своим характеристикам ракетоносцу Ту-160, созданном, конструкторским бюро Туполева еще в начале 80-х годов прошлого века.

МОСКВА, 7 ноября 2019 г. — Радио Sputnik

Два истребителя пятого поколения F-35A взяли под наблюдение российский ракетоносец Ту-160, но бомбардировщик ВВС России легко оторвался от них, включив форсаж, пишет китайское издание Sina.

При этом китайское издание добавляет, что американские самолеты в данной ситуации «потеряли лицо».

Инцидент произошел 3 ноября. Ту-160 выполнял плановый полет над Японским морем, когда его справа и слева взяли на сопровождение два F-35. Российский бомбардировщик в этот момент внезапно ускорился, включив форсаж (при форсаже скорость Ту-160 возрастает до 2,05 Маха).

Два истребителя F-35A среагировали, но слишком поздно, — когда они включили ускорение, радары еще могли обнаружить бомбардировщик Ту-160, однако пилот уже не видел его.

Sina удивляется, как легко 110-тонный самолет смог оторваться от 13-тонных американских истребителей.

Самое удивительное в этой новости — это искреннее удивление описавших ситуацию китайских журналистов. А также их незнание характеристик нашего бомбардировщика (впрочем, для неспециалистов простительное).

О Ту-160 (который еще называют «Белым лебедем») можно говорить много и только в превосходных тонах, настолько уникален этот самолет. Однако мы только поправим неточности, допущенные китайской газетой. Ту-160 изначально рассчитан на длительный полет на сверхзвуковой скорости 2,2 Маха (а не 2,05, как пишут китайцы, да и масса его — не 110, а 275 тонн). Тогда как новейшие F-35 звуковой барьер преодолевают редко и в силу своей аэродинамики крайне «неохотно». Поэтому совсем неудивительно, что «Белый лебедь» легко оторвался от американских самолетов.

Тут надо отметить, что истребители стран НАТО и их союзников стараются контролировать все полеты Ту-160 и других российских бомбардировщиков. Впрочем, как видно из сообщения, это им не всегда удается.

Свое развитие тема получила в связи с тем, что, по совпадению, в этом же ноябре на испытания был передан первый модернизированный Ту-160.

МОСКВА, 28 ноября 2019 г. — РИА Новости

Первый модернизированный бомбардировщик Ту-160М передан из производственных цехов на летно-испытательную станцию КАЗ им. С. П. Горбунова для отработки этапа заводских наземных и летных испытаний, сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

После завершения наземных отработок Ту-160М будет передан на этап летных испытаний.

В декабре 2019 года по теме Ту-160 сделал заявление на брифинге с иностранными военными атташе начальник Генштаба РФ.

МОСКВА, 18 декабря 2019 г. — AEX.RU

Серийное производство модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М развернуто, в ближайшие годы они начнут поступать на вооружение ВКС РФ, заявил начальник Генштаба Валерий Герасимов.

Он подчеркнул, что модернизация ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС позволяет поддерживать потенциал авиационных стратегических ядерных сил.

Наконец, в феврале 2020 года пришла еще одна знаменательная новость о «Белом лебеде».

МОСКВА, 10 февраля — ТАСС

Российские сверхзвуковые стратегические ракетоносцы Ту-160 планируется вооружить гиперзвуковыми ракетами комплекса «Кинжал», проработка проекта должна быть завершена до конца 2020 года, сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Он не уточнил, будут ли «Кинжалами» оснащаться строевые Ту-160, или их носителями станут модернизированные Ту-160М.

Сказанное не просто логично — оно откровенно напрашивается. Вообще, сверхзвуковой бомбардировщик, несущий дозвуковые (вдвое более медленные) крылатые ракеты большой дальности, — откровенный нонсенс. Но так было до сих пор — теперь Ту-160 приобретет вооружение, достойное великолепного самолета.

Продолжая авиационную тему, надо отметить информацию (надо сказать, приятную для нас), опубликованную в декабре ведущим авиационно-космическим журналом Flight International. В конце каждого года журнал публикует исследование о состоянии авиационной техники ведущих стран мира. В исследовании World Air Forces 2020 указано, что Россия удерживает второе место в мире по количеству авиационной техники в строю (т. е. не вообще наличествующей, а именно действующей авиатехники).

МОСКВА, 11 декабря 2019 г. — AEX.RU

Согласно исследованию, по состоянию на декабрь 2019 года Россия располагает 4163 военными самолетами и вертолетами различного назначения (8% от общемирового показателя), уступая по этому показателю только США (13266 самолетов и вертолетов, 25% от общемирового показателя). На третьем месте расположился Китай с 3210 военными самолетами и вертолетами (6% от общемирового показателя).

По сравнению с предыдущим исследованием World Air Forces, опубликованном в декабре 2018 года, парк российской военной авиации увеличился незначительно — на 85 летательных аппаратов. За этот же период ВВС США уменьшились на 132 самолета и вертолета, а Китая — увеличились на 23 машины.

Эксперты Flight International также отметили, что регион России и стран постсоветского пространства продемонстрировал наибольшие темпы роста количества авиации в строю. В частности, число военных самолетов и вертолетов в строю ВВС стран региона выросло на 4%, в то время как в Азиатско-Тихоокеанском регионе оно практических не изменилось, а в Северной Америке уменьшилось на 1%.

В качестве краткого комментария к данному исследованию стоит напомнить только одно — что отставая от Америки в три раза, ВВС России имеет финансирование принципиально меньше американского.

О теме раннего предупреждения о ракетном нападении мы пишем довольно часто. Напомним, что только две страны в мире — США и Россия — обладают Системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Возможно, к ним присоединится Китай — не так давно президент Путин заявил, что Россия поможет Китаю в создании такой системы (впрочем, это дело отнюдь не быстрое и крайне сложное). В Систему входят в качестве главных компонентов загоризонтные радиолокационные станции, группировки космических спутников, системы противоракетной борьбы и другие элементы. Кроме того, на современном этапе Система должна уметь реагировать на угрозы пусков не только баллистических, но и крылатых ракет, самолетов-бомбардировщиков, а в перспективе — и на нападения стай дронов.

КОВЫЛКИНО, 1 декабря 2019 г. — РИА Новости

В Мордовии заступила на боевое дежурство первая радиолокационная станция «Контейнер».

Как рассказал командующий 1-й армией ПВО-ПРО генерал-лейтенант Андрей Демин, теперь военные могут наблюдать возможные удары противника от нескольких сотен до двух тысяч километров до госграницы в режиме реального времени.

Станция способна наблюдать обстановку на западном и южном воздушно-космических направлениях. Она также будет отслеживать взлеты палубной авиации в акваториях Балтийского, Черного и Средиземного морей. Кроме того, «Контейнер» способен засечь взлет тактической авиации, а также массовый пуск крылатых ракет или даже единичные запуски гиперзвуковых ракет.

Главный конструктор станции Михаил Петров отметил, что новая РЛС способна обнаружить стелс-самолеты на расстоянии в три тысячи километров.

МОСКВА, 2 декабря 2019 г. — AEX.RU

В Минобороны РФ заявили, что вдоль российских границ будет создано сплошное радиолокационное поле, которое позволит своевременно фиксировать пуски крылатых ракет, а также полеты боевой авиации и других воздушных целей.

Сейчас в России действует сплошное радиолокационное поле Системы предупреждения о ракетном нападении. В систему входят РЛС типа «Воронеж», позволяющие отследить пуски баллистических ракет.

Новая радиолокационная система будет аналогична действующей. Она будет состоять из загоризонтных станций типа «Контейнер», первая из которых только что вступила в строй. Следующая станция этого типа будет прикрывать Арктику.

Новейшая станция находилась на опытно-боевом дежурстве с 1 декабря 2018 года. Дальность обнаружения РЛС достигается за счет того, что она ловит отраженный от ионосферы радиосигнал.

Ценой, которая заслуживает отдельного разговора, Россия преодолела последствия одного из преступлений перестройки — уничтожения созданной героическим трудом двух поколений системы контроля воздушного пространства над территорией страны.

МОСКВА, 18 декабря 2019 г. — AEX.RU

Россия заменила вышедшую из строя группировку спутников предупреждения о ракетном нападении «Око-1» на космические аппараты системы «Купол», сообщил на брифинге начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов.

В презентации были продемонстрированы слайды, отражающие структуру системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) России. В частности, был изображен спутник с подписью «КА ЕКС «Купол» (космический аппарат Единой космической системы «Купол»).

Генерал отметил, что в 2019 году был запущен очередной спутник Единой космической системы, который повысил возможности по обнаружению пусков баллистических ракет. Ранее в Минобороны сообщали, что аппараты новой системы получили название «Тундра». Первый был запущен в 2015 году.

В систему «Око-1» входило восемь спутников, она перестала работать в 2014 году.

В новую группировку на сегодняшний день входят три аппарата, включая выведенный на орбиту в этом году. Всего к 2022 году должно быть запущено девять новых спутников.

Разумеется, не все так гладко, как об этом рассказывал начальник Генштаба иностранным военным атташе. Так, вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонную и космическую сферы, считает, что обновление военной группировки спутников России сорвано.

МОСКВА, 27 декабря 2019 г. — РИА Новости

В эфире телеканала «Россия 24» Юрий Борисов заявил: «Я, может быть, выдам определенного рода секрет. В декабре на сочинских совещаниях, где мы серьезно обсуждали состояние космической группировки в интересах Минобороны, был очень жесткий, серьезный разговор».

По его словам, Владимир Путин поручил создать комиссию, которая «не позднее 20 января должна доложить президенту о причинах, которые сопровождали срывы этих работ».

Членам комиссии также предстоит «выявить проблемные вопросы и найти пути их решения, разработать догоночные графики, чтобы войти в ритм и чтобы такие срывы впредь не повторялись».

Разумеется, у объявленной вице-премьером задержки в создании новых спутников много причин. И далеко не у всех из них корни лежат в перестроечном развале и погроме 1990-х — есть «герои» и нашего времени. Важно то, чтобы насущность имеющихся проблем стала очевидной не только для независимых экспертов, но и для руководства отрасли.

Похоже, что какие-то проблемы появились также с ракетами для комплекса С-500 — самой современной отечественной системы противовоздушной обороны.

МОСКВА, 28 декабря 2019 г. — Интерфакс

Предварительные испытания системы ПВО С-500 начнутся в 2020 году, начало серийных поставок планируется с 2025 года, сообщил замминистра обороны России Алексей Криворучко в интервью газете Минобороны РФ «Красная звезда».

В ноябре вице-премьер России Юрий Борисов сообщил о завершении работы по вводу С-500 в строй.

В июле Борисов заявил, что новая система ПВО дальнего действия С-500 может начать поступать в Вооруженные силы России в 2020 году.

Еще ранее, в июне, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал, что С-500 готова к серийному производству — ее основные характеристики уже подтверждены в ходе испытаний.

Действительно, в прошлом году неоднократно и с самых больших властных высот утверждалось, что испытания ракет для системы С-500 завершены, а сама система называлась в числе существующих. Более того, обещалось, что в наступившем 2020 году начнется ее поступление в войска. И вдруг оказывается, что предварительные испытания только еще предстоят…

Вот и еще одна неприятная новость — теперь о летчиках. Точнее, об их отсутствии.

МОСКВА, 28 декабря 2019 г. — РИА Новости

Владимир Путин подписал закон, который дает право иностранным пилотам принимать участие в управлении экспериментальными воздушными судами, сообщается на официальном интернет-портале правовой информации.

Ранее Воздушный кодекс РФ ограничивал право граждан других стран на присутствие в экипажах экспериментальных воздушных судов — самолетов и вертолетов, еще не переданных авиаперевозчику или лизинговой компании.

«В состав экипажа экспериментального воздушного судна могут входить граждане РФ и в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, иностранные граждане при условии, что командир экипажа экспериментального воздушного судна является гражданином РФ», — говорится в документе.

Иностранным летчикам дано право входить в состав экипажа экспериментального судна, но только при проведении их обучения пилотированию этого самолета, во время демонстрационного полета или полета для получения сертификации.

В переводе на человеческий язык это означает, что в России уже не хватает летчиков-испытателей…

В прессе много писали об аварии новейшего многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57, произошедшей в самом конце прошлого года. Авария произошла во время испытательного полета. Кстати, испытания Су-57 продолжаются, в том числе, и с выполнением боевых задач в Сирии. У всех интересующихся военной проблематикой возник вопрос: не повлияет ли авария на дальнейшую судьбу этого многообещающего самолета?

МОСКВА, 25 декабря 2019 г. — AEX.RU

Истребитель Су-57, потерпевший аварию в Хабаровском крае, самопроизвольно вошел в крутую нисходящую спираль, попытки пилота вывести из нее самолет результатов не дали, сообщил источник в самолетостроительной отрасли.

«Испытательный полет Су-57 проходил на высоте 8 тысяч метров. Из-за отказа системы управления истребитель самопроизвольно вошел в нисходящую спираль (самолет при этом движется по винтовой траектории с креном и потерей высоты), начал быстро снижаться, а затем падать», — рассказал источник.

По его словам, «летчик пытался перевести самолет в горизонтальный полет в ручном режиме, но его усилия результатов не дали». «На критической высоте в 2 тыс. м пилот принял решение катапультироваться», — добавил источник.

Напомним, новейший российский истребитель Су-57 упал в тайге в Хабаровском крае во вторник во время заводских испытаний. Пилот успел катапультироваться и остался жив.

Тяжелые аварии при испытаниях новой техники — неприятное, но достаточно обычное дело. В конце концов, это первая потеря самолета на десятом году активных испытаний, когда уже летает больше десятка машин — а ведь речь идет об аппарате со множеством принципиальных новшеств, создающемся после глубочайшего погрома отечественной промышленности! Для сравнения можно, например, вспомнить кровавую в буквальном смысле слова эпопею испытаний Су-24, который тем не менее стал и продолжает оставаться основной ударной силой фронтовой авиации! И, конечно, ни серийного изготовления, ни поступления в войска, ни дальнейшего совершенствования Су-57 эта авария никак не замедлит.

МОСКВА, 30 декабря 2019 г. — РИА Новости

Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь:

«При испытаниях новой техники всегда возможны инциденты. Су-57 — это новая высокотехнологичная, сложная техника. Прежде чем пойти в эксплуатацию, машина проходит жесткие и многочисленные испытания. Эти самолеты уже налетали несколько тысяч полетов. К сожалению, даже с техникой такого уровня иногда случаются аварии. Конечно, это неприятно. Но ситуация будет детально проанализирована, а результаты работы комиссии по расследованию мы используем для того, чтобы сделать Су-57 еще более совершенным комплексом.

Летчик жив, никто не пострадал — это важно. Сейчас интенсивно идут испытания с двигателем второго этапа, по которому есть отдельная программа. Напомню, что самолет сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые еще разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться».

В начале каждого года правительство обсуждает структуру гособоронзаказа. Так произошло и в 2020 году.

МОСКВА, 10 января — РИА Новости

Порядка 68% гособоронзаказа нынешнего года пойдут на закупки новейших образцов оружия, сообщил министр обороны России Сергей Шойгу.

Этот показатель из года в год находится примерно на одном уровне. В частности, в минувшем году на эти цели тоже было выделено более 1,5 триллиона рублей, из которых 68% на закупки вооружения и техники.

«Продолжим повышать боеспособность Вооруженных сил, в том числе посредством поставок современных видов вооружения. На реализацию гособоронзаказа в этом году предусмотрено около 1,5 триллионов рублей. Почти 68% средств пойдет на серийные закупки новейших образцов», — сказал Шойгу.

МОСКВА, 2 апреля — РИА Новости

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что кабмин хочет ускорить размещение гособоронзаказа — будет заключать контракты с единственными поставщиками по ориентировочным ценам.

«Правительство подготовило ряд предложений. Речь идет о том, чтобы ускорить размещение заданий государственного оборонного заказа за счет заключения госконтрактов с единственными поставщиками по ориентировочным ценам»,  — сказал он в ходе заседания правительства.

Также премьер отметил, что правительство предлагает осуществлять 80-процентное авансирование работ одномоментно, отказавшись от поквартального авансирования в рамках заключенных контрактов. «Это нам позволит хеджировать финансовые риски предприятий и обеспечит их более планомерную загрузку»,  — сказал Мишустин.

Наконец-то — 30 лет спустя, — организацию работ государственной важности ставят так, как надо, — с головы на ноги. Сколько бы ни твердили о единственно правильных рыночных механизмах, приходится признать очевидное: целый ряд производств и конструкторских школ в стране существует в единственном экземпляре (иногда не только в стране, но и в мире). А значит, физически невозможно соблюсти рыночный закон о госзакупках, требующий обязательной конкуренции поставщиков. Разумеется, в связи с этим появляются проблемы, коррупционные риски… С ними нужно бороться, но как-то иначе!

МОСКВА, 17 марта — ТАСС

Доля отечественной электронной компонентной базы в российских спутниках увеличилась с 2017 года с 53% до 80%, сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

«В целом с 2017 года доля применяемой Роскосмосом отечественной микроэлектроники категории space (космического назначения) в наших новых спутниках выросла с 53% до 80%»,  — написал Рогозин на своей странице в Twitter.

По его словам, в этом году Россия начинает переход к космическим аппаратам нового поколения — «Глонасс-К1». «В них значительно увеличится доля отечественных комплектующих», — отметил глава Роскосмоса.

В настоящее время в российской орбитальной группировке используются спутники «Глонасс-М». 16 марта с космодрома Плесецк был запущен очередной аппарат этого типа. Спутники третьего поколения «Глонасс-К» российской системы ГЛОНАСС обладают большей точностью определения координат. Они рассчитаны на 10 лет работы в отличие от спутников предыдущего поколения «Глонасс-М» со сроком службы в семь лет. Первый спутник «Глонасс-К» был запущен на орбиту в 2011 году, второй — в 2014 году.

Конечно, увеличение доли российских комплектующих — хорошая новость. Однако хотелось бы напомнить, что в Советском Союзе установка импортных комплектующих на космические аппараты (кроме научных приборов по двусторонним договорам) была прямо запрещена. То есть и в России доля отечественных комплектующих должна составлять 100%.

Флот России

МОСКВА, 30 ноября 2019 г. — РИА Новости

Корабли Военно-морского флота России станут выполнять регулярные кругосветные походы, заявил главком ВМФ России адмирал Николай Евменов.

«Анализ первого в новейшей истории ВМФ России кругосветного похода отряда боевых кораблей Северного флота во главе с фрегатом „Адмирал Горшков“, который состоялся в 2019 году, позволил принять решение о внедрении в практику выполнение регулярных кругосветных походов отрядов кораблей флотов ВМФ», — сказал он на заседании Военного совета ВМФ в Санкт-Петербурге, на котором были подведены итоги 2019 года.

Евменов отметил, что кругосветные походы дают отличный опыт плавания в различных широтах и эффективны по всем показателям.

Флот, конечно, должен «жить» в море. Да, это недешево, но если экипажи не будут набираться опыта плавания, то зачем строить корабли? Чтобы эти ржавые горы стояли у причалов?

А теперь — о ледоколах. Россия, как известно, обладает самым большим ледокольным флотом. Впрочем, ей, как северной стране, это и положено. Особенно теперь, когда мы обживаем Арктику и делаем конкурентоспособным Северный морской путь. Для того, чтобы водить по нему караваны судов, и нужны ледоколы — и они должны быть крупнее, мощнее и, конечно, быть атомными.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 декабря 2019 г. — РИА Новости

Самый мощный в мире российский головной атомный ледокол «Арктика» вышел на ходовые испытания, сообщила госкорпорация «Росатом».

В ходе ходовых испытаний проверяется соответствие параметров атомохода проектным характеристикам, надежность работы оборудования и судовых систем.

Головной универсальный атомный ледокол ЛК-60Я «Арктика» проекта 22220 был построен по заказу госкорпорации «Росатом» на Балтийском заводе в Петербурге. Сдача «Арктики» в эксплуатацию намечена на 2020 год.

На Балтийском заводе сейчас идет строительство двух серийных атомоходов проекта 22220 — «Сибирь» и «Урал». В августе нынешнего года «Росатом» и Балтзавод подписали контракт на строительство еще двух серийных атомных ледоколов этого проекта.

МОСКВА, 17 января — РИА Новости

С 2020 по 2027 год правительство выделит 127 миллиардов рублей на строительство атомного ледокола проекта 10510 «Лидер».

Соответствующее постановление опубликовано 15 января на официальном интернет-портале правовой информации. Подпись под ним поставил Дмитрий Медведев накануне ухода с поста премьер-министра.

Заказчиком строительства ледокола мощностью 120 МВт выступает госкорпорация «Росатом». Застройщиком значится ФГУП «Атомфлот».

В постановлении указано, что атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» должен быть введен в эксплуатацию в 2027-м.

Планируется построить три ледокола «Лидер». Они будут нужны для обеспечения круглогодичного судоходства по Северному морскому пути.

В дополнение к пяти универсальным атомоходам проекта 22220 будут строиться еще три «Лидера» — вот это размах! Россия делает настолько серьезную заявку на звание первой арктической державы, что другим странам придется ее догонять очень долго.

Ледокол проекта 10510 «Лидер», безусловно, станет этапным не только для освоения Северного морского пути, но и для отечественного судостроения вообще. Суда большего водоизмещения в нашей стране строились, но то были танкеры и балкеры (суда для перевозки насыпных грузов). Для сравнения — самые тяжелые боевые корабли российского и советского флота имели в полтора раза меньшее водоизмещение! Строиться этот, без преувеличения, монстр будет на новейшей верфи, сооружение которой еще продолжается. Совершенно очевидно, что после такого опыта российскому судпрому будет «по плечу» постройка кораблей всех классов, лишь бы были ресурсы.

Россия. Военное сотрудничество и торговля вооружениями

Конкурентная борьба в такой прибыльной отрасли, как торговля оружием, будет идти всегда, какие бы беды и катастрофы ни сотрясали мир. История с покупкой Турцией российских комплексов С-400, из-за которой США решили наложить санкции на своего партнера по НАТО, — прямой пример такой борьбы. Мол, раз вы покупаете оружие у наших конкурентов, а не у нас, то мы вас накажем, да еще не отдадим вам самолеты, за которые вы уже деньги заплатили. Вообще-то, терять стратегического союзника из-за прибыли — плохая политика, как любят говорить сами американцы.

Турция же в ответ шантажирует США тем, что закупит российские самолеты, да еще дополнительно все те же комплексы ПВО С-400.

МОСКВА, 9 декабря 2019 г. — AEX.RU

Говорить о закупке Турцией российских истребителей преждевременно. Анкара все еще рассчитывает получить американские самолеты F-35, заявил министр обороны Турции Хулуси Акар.

«На этом этапе пока рано говорить, будем ли мы закупать российские истребители. Надо подождать, посмотреть, как будут развиваться события. Турция — независимое государство, и она сделает то, что считает нужным. Если США откажутся выполнять свои обязательства по поставкам F-35, мы можем найти других поставщиков. В мире производится много самолетов и найти вариант не проблема. Но мы хотим сотрудничать с США, потому что они наши партнеры», — сказал Акар в эфире телеканала NTV.

Он добавил, что Анкара много раз объясняла ситуацию своим американским партнерам, и президент США Дональд Трамп признает ее правоту.

«Трамп тоже говорил своим коллегам: „Они (Турция) заплатили, вы им не даете самолеты — что за логика?“ Мы не клиенты, а партнеры этой программы. Мы оплатили транш, выполнили все условия. Систему шифрования F-35 передавать никому не собираемся, для нас это тоже важно. Мы предложили создать комиссию, и Трамп это поддержал», — добавил турецкий министр.

МОСКВА, 10 декабря 2019 г. — AEX.RU

Согласованный конгрессом США оборонный бюджет запрещает передачу Турции американских самолетов F-35.

«Запрещает передавать F-35 Турции», — говорится в документе.

Отмечается, что приобретение Турцией российских систем ПВО С-400 представляет собой важную сделку, подпадающую под закон CAATSA, вследствие чего президент США должен ввести санкции.

МОСКВА, 13 декабря 2019 г. — AEX.RU

Турция и Россия близки к заключению соглашения по поставкам дополнительных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400, заявил руководитель Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир.

«Переговоры о приобретении Турцией второго полка С-400 достигли досягаемой отметки. Подписание соглашения уже не за горами»,  — приводит его слова агентство.

При этом Демир отметил, что Анкара в этой ситуации не опасается того, что Соединенные Штаты могут заблокировать поставки республике запчастей для американского вооружения, используемого турецкими военными. На вооружении Турции в настоящий момент, в частности, стоят самолеты F-16, военно-транспортные вертолеты Boeing CH-47F Chinook, а также вертолеты UH-60 Black Hawk.

Демир также заявил, что Анкара и Москва намерены подписать соглашение о совместном производстве элементов для ЗРС. «После согласования финальных деталей мы подпишем соглашение касательно совместного производства [систем], либо же совместного производства определенных элементов в Турции». Демир заявил, что это соглашение будет также предусматривать «передачу технологий».

Руководитель турецкого оборонпрома подтвердил, что республика «ведет работу для того, чтобы ввести первые системы С-400 в строй к апрелю [2020 года]». Демир указал, что Россия предложила Турции «поставки истребителей Су-35 по определенной цене».

Конечно, дело не только в конкуренции и прибыли — США и НАТО обеспокоены тем, что Турция сближается с Россией. То есть вопрос политический. С другой стороны, внутри России тоже раздается критика властей из-за передачи секретных технологий потенциальному врагу. На самом деле, С-400 уже продан Китаю и есть еще с десяток покупателей, готовых приобрести систему — так что возможностей «разобрать по винтикам» и исследовать комплекс у натовцев много. Вот только что они сумеют найти? Экспортные варианты высокотехнологического оружия создаются с определенными ограничителями их тактико-технических характеристик, со специальными программными «закладками» и множеством других «сюрпризов». К тому же, чтобы воспроизвести такой комплекс, надо иметь сходные производственные линии, инженерные решения, наконец, обученные кадры. На это нужны годы, за которые Россия уйдет далеко вперед.

МОСКВА, 27 декабря 2019 г. — AEX.RU

Алжир заключил крупный пакет контрактов на закупку российских боевых самолетов.

Как сообщил алжирский ресурс MenaDeefense, Алжир намерен приобрести 14 новейших российских многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57Э, а также 14 многоцелевых сверхманевренных истребителей Су-35 и 14 фронтовых бомбардировщиков Су-34.

Общая сумма контракта оценивается почти в $6 млрд. Исполнение контрактов рассчитано на период до 2025 года.

По данным издания к 2020 году ВВС Алжира планируют развернуть 2 эскадрильи Су-30МКА и по одной эскадрилье Су-57Э и Су-35. К модернизированным Су-24М присоединится эскадрилья Су-34-х.

Если информация подтвердится, то Алжир станет стартовым зарубежным заказчиком для Су-57Э и Су-34.

МОСКВА, 12 марта — AEX.RU

Власти Индонезии отказались от планов по заключению контракта с РФ на поставку 11 истребителей на общую сумму $1,1 млрд. По данным агентства, индонезийские власти приняли такое решение под давлением Соединенных Штатов.

О подписании контракта с Джакартой на поставку 11 истребителей Су-35 стало известно в начале 2018 года, однако из-за санкций США на данный момент его реализация не началась. В июле 2019 года посол Индонезии Мохамад Вахид Суприяди сообщил, что задержка связана со сложностью торговой схемы, в которую вовлечены и государственные ведомства, и компании.

В октябре прошлого года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев заявил, что российская сторона надеется на принятие в обозримом будущем решения о реализации контракта на поставки Индонезии истребителей Су-35.

Если Алжир проявил твердость и приобрел российское вооружение, то Индонезия не смогла противостоять давлению США и отказалась от выгодного для нее контракта. США не брезгуют никакими методами, чтобы добиться своего. И кто там еще до сих пор верит в «свободный рынок»?

Вооруженные силы США и стран НАТО

МОСКВА, 28 ноября 2019 г. — AEX.RU

По техническим причинам все шесть атомных авианосцев, которые размещены на Восточном побережье США на базе Норфолк, в настоящее время не в состоянии выйти в дальний поход. Все они находятся либо на длительном ремонте, либо на многомесячном плановом обслуживании. Единственный боеготовый атомный авианосец USS Harry Truman («Гарри Трумэн»), который планировалось направить в поход на Ближний Восток еще в прошлом месяце, после выхода в море вернулся на базу из-за серьезных неполадок в электросетях.

Harry Truman должен был отправиться в поход летом, но не смог достичь боеготового состояния даже в сентябре, и его вернули в док Норфолка. Это нарушило график боевого дежурства авианосных ударных группировок флота США.

ВМС США сняли техперсонал и необходимые материалы и технику с других авианосцев, чтобы ускорить ремонтные работы на борту Harry Truman. Это, в свою очередь, увеличивает сроки планового обслуживания остальных авианосцев.

Заместитель начальника штаба ВМС США адмирал Роберт Берк, выступая в минувшую пятницу на ежегодной конференции военных журналистов, заявил, что флот «очень озабочен» проблемами на авианосце.

Естественно, что руководство ВМС США серьезно озабочено сложившейся ситуацией. И вряд ли здесь дело в отсутствии качественных инженерно-технических кадров — Америка всегда славилась хорошими инженерами. Скорее всего, проблема имеет организационный характер — ведь кто-то додумался так составить графики ремонта, чтобы сразу шесть авианосцев оказались в ремонтных доках. Впрочем, как с этим разбираться, пусть решают сами американцы. Иначе в критический момент флот США лишится своей основной ударной силы.

МОСКВА, 4 декабря 2019 г. — BMPD

Министерство обороны США 2 декабря 2019 года выдало судостроительной компании General Dynamics Electric Boat Corp. (GDEB, входит в состав корпорации General Dynamics) долгосрочный контракт стоимостью 22,21 млрд дол. на постройку для ВМС США сразу девяти атомных многоцелевых подводных лодок типа Virginia новой модификации Block V, восемь из которых должны быть оснащены модулями вооружения Virginia Payload Module (VPM). Контракт включает опцион на еще одну, десятую, атомную подводную лодку типа Virginia Block V с модулями VPM. В случае реализации этого опциона стоимость контракта возрастет до 24,097 млрд дол.

Ввод всех заказанных девяти атомных подводных лодок типа Virginia Block V в состав ВМС США должен быть осуществлен с 2025 по 2029 годы.

Лодки типа Virginia модификации Block V имеют возможность нести до 40 крылатых ракет Tomahawk в вертикальных пусковых установках. Помимо этого, модули VPM могут быть использованы для размещения других видов перспективного вооружения, а также телеуправляемых и автономных подводных аппаратов, и средств транспортировки боевых пловцов.

Общая длина лодки Virginia Block V по сравнению с серией Block IV возрастет с 115 м до 138 м, а полное подводное водоизмещение — c 7900 до 10200 тонн.

Да, наши «Северодвинск» и «Казань», по-видимому, совершеннее «Вирджиний», а ракеты «Калибр», «Оникс» и «Циркон» — лучше «Томагавков». Но восемнадцать «Вирджиний» заведомо мощнее двух отечественных кораблей.

МОСКВА, 28 ноября 2019 г. — Радио Sputnik

У Соединенных Штатов есть понимание, что страна отстает от других держав в вопросе перспективных военных разработок, включая создание гиперзвукового оружия, однако Пентагону пока не удается ускорить эти программы.

С таким заявлением выступил заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Джон Хайтен.

По его словам, в Соединенных Штатах было две программы в области гиперзвука, однако теперь стране потребуются годы, чтобы восстановить лидерство.

«Что мы сделали после того, как разработки потерпели неудачу? Мы начали многолетние исследования причин неудач и затем отменили эти программы», — заявил Хайтен, выступая в Центре международных стратегических исследований в Вашингтоне.

Представитель Пентагона признал, что после остановки разработок «уйдут годы на восстановление», и призвал ускорить этот процесс.

Похоже, это заявление в большой мере отражает реальность — Америка сильно отстает. США обладают огромным опытом в области гиперзвука –пусть и неудачные, но исследовательские и опытные программы дали им уникальный научно-технический задел. Одних только программ создания и испытаний экспериментальных гиперзвуковых аппаратов в США было две (X-43 и X-51), а всего программ в области гиперзвука — несколько десятков. Впрочем, наши конструкторы тоже опирались на давний опыт (первые летные испытания чего-то, похожего на нынешний «Авангард», состоялись в 1961-м году). Возможно, мы опередили США просто потому, что оказались умнее.

МОСКВА, 25 января — РИА Новости

Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA) заключило контракт с американской компанией Northrop Grumman на разработку технологий, необходимых для создания средств перехвата гиперзвукового оружия.

Ранее США удвоили финансирование на разработку гиперзвукового оружия, а в 2021 финансовом году будет выделено еще больше средств.

Согласно пресс-релизу, контракт был подписан на сумму 13,006 миллиона долларов в рамках программы Glide Breaker. Предполагается, что работы будут завершены к январю 2021 года.

Это явно не то, к чему призывал генерал Джон Хайтен. Сумма смешная ($13 млн для армии США — вообще не деньги), а амбиций много — не имея своей гиперзвуковой ракеты, пытаться создать перехватчик гиперзвука, который должен быть заведомо быстрее ракеты. Все это выглядит крайне сомнительно. Впрочем, пытаться американцы, конечно же, будут.

МОСКВА, 12 февраля — РИА Новости

Американские ВВС закрыли одну из двух основных программ разработки гиперзвукового оружия, сообщает портал Defense News.

Закрыт проект HCSW — «Ударное гиперзвуковое конвенциональное оружие» (Hypersonic Conventional Strike Weapon). Представитель ВВС Энн Стефанек заявила, что решение связано не с какими-либо техническими проблемами, а с бюджетными ограничениями.

Руководство ВВС решило направить все средства на развитие программы ARRW — «Оружие быстрого реагирования воздушного базирования» (Air-Launched Rapid Response), которая подразумевает разработку системы с уникальным дизайном летательного аппарата.

Первых результатов проекта ARRW ожидают к 2022 году. Обе программы развивала военно-промышленная корпорация Lockheed Martin.

Всего в 2021 финансовом году американские ВВС планируют потратить на создание прототипов гиперзвукового оружия 382 миллиона долларов. За год бюджет на эти программы сократился на 194 миллиона.

То, что американцы закрывают исследовательские программы из-за бюджетных ограничений — правда. Так, именно из-за большого перерасхода средств был закрыт целый ряд программ создания перспективного оружия. Но в данном случае, скорее всего, проблемы именно научно-технические, поскольку ARRW конструктивно гораздо проще HCSW и не требует использования прямоточного воздушно-реактивного двигателя, отработка которого — сложнейшая научно-техническая задача.

МОСКВА, 22 марта — Gazeta.ru

Американский журнал The National Interest назвал главный недостаток российского стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.

Как отмечает издание, у этого самолета отсутствуют серьезные конструктивные недостатки, кроме главного — он не использует стелс-технологии.

В материале указано, что данный бомбардировщик является самым быстрым, большим и тяжелым из когда-либо построенных.

Американский журнал The National Interest всегда считался достаточно объективным и компетентным. К сожалению, в отношении статьи о ракетоносце Ту-160 эту оценку приходится пересмотреть. Потому что всем, кто мало-мальски в теме, известно, что в бомбардировщике Ту-160 использованы стелс-технологии. Они, по многим причинам, не стали главной конструктивной особенностью этого самолета, но они есть. В частности, одним из таких конструктивных решений является цельноповоротный киль вместо традиционного неподвижного киля с навешенным на него рулем. Другим решением — до сих пор уникальным — является сниженная радарная заметность первой ступени компрессора двигателя НК-32. Но, видимо, сотрудники американского журнала решили в проблематику не вникать, вот и оскандалились…

Коронавирус против флотов стран НАТО

Мы составили тематическую подборку о ситуации с заболеванием коронавирусом во флотах стран НАТО. Главным образом пострадал американский авианосный флот, но есть заболевшие и во французском и нидерландском флотах. Болезнь, да еще такая заразная, — есть болезнь, она не разбирает, гражданский ты или военный. Но дело в том, что в США сама болезнь и зараженные моряки стали поводом для нечистоплотных политических игр.

МОСКВА, 26 марта — ИА Красная Весна

Коронавирус выявлен у 25 военных, служащих на борту атомного авианосца ВМС США «Теодор Рузвельт», сообщает CNN.

В настоящее время проводится тестирование всех членов экипажа на коронавирус. На борту авианосца находится около 5000 человек. Корабль движется в сторону базы на острове Гуам. «Никто с авианосца не сойдет на сушу в Гуаме, дальше чем на пирс», — заявил исполняющий обязанности министра Военно-морских сил США Томас Модли.

МОСКВА, 31 марта — ТАСС

Нидерландская подводная лодка Dolfijn прервала дежурство в Северном море рядом с побережьем Шотландии из-за того, что у нескольких членов экипажа был выявлен коронавирус, сообщил информационный портал Dutch News.

В общей сложности 15 из 58 членов экипажа сообщили о недомогании с симптомами гриппа, такими как кашель и незначительное повышение температуры. «Как показали анализы, восемь членов экипажа заражены или уже переболели заболеванием, вызванным коронавирусом», — сообщили в министерстве обороны страны.

В настоящее время подводная лодка возвращается на базу в нидерландском порту Ден Хелдер на две недели раньше положенного срока. По прибытии все члены экипажа будут помещены в карантин.

МОСКВА, 1 апреля — ИА «Красная Весна»

Разрешение на эвакуацию экипажа на остров Гуам в связи с быстрым распространением коронавирусной инфекции среди личного состава запросил у командования ВМС США капитан американского авианосца «Теодор Рузвельт» Бретт Крозье. 31 марта это письмо опубликовало американское издание San Francisco Chronicle.

«Мы не воюем. У матросов нет причин умирать»,  — написал Крозье в четырехстраничном открытом обращении к СМИ и командованию ВМФ. В письме капитан сообщил, что после обнаружения первых трех случаев COVID-19 на борту авианосца эпидемия быстро распространилась еще на 100 моряков.

Командир авианосца отметил, что «распространение болезни продолжается и ускоряется», поскольку на «ограниченном пространстве военного корабля находится более 4000 членов экипажа».

Напомним, «Теодор Рузвельт» — не первый американский авианосец, где выявлен коронавирус. 28 марта на авианосце «Рональд Рейган» были обнаружены два случая заражения COVID-19. Пока корабль пришвартован у берегов Японии, к югу от Токио, на военно-морской базе США Йокосука.

МОСКВА, 2 апреля — ИА Красная Весна

Порядка 1000 военнослужащих эвакуированы с авианосца «Теодор Рузвельт», где произошла вспышка коронавируса, заявил и. о. министра ВМС США Томас Модли.

Глава ВМС США пояснил, что уже 1000 членов экипажа эвакуированы с авианосца. И это число вырастет до 2700 в течение пары дней. Однако, по его словам, около 1000 человек все равно должны остаться на судне для его обслуживания.

«Мы не можем и не будем снимать всех моряков с корабля», — сказал Модли. «На этом корабле есть оружие, на нем боеприпасы, дорогие самолеты и атомная электростанция»,  — добавил он.

МОСКВА, 3 апреля — ИА Красная Весна

Освободить командира американского авианосца «Теодор Рузвельт» капитана Бретта Крозье от занимаемой должности решил министр ВМС США Томас Модли.

Причиной снятия командира корабля с поста стало его письмо о бедственном положении на авианосце, сложившемся из-за распространения коронавирусной инфекции на корабле. Министр ВМС подчеркнул, что Крозье не ознакомил командующего соединением контр-адмирала Стюарта Бейкера и вышестоящих офицеров с текстом своего открытого письма до публикации письма в газете The San Francisco Chronicle.

Министр ВМС считает, что «капитан Крозье позволил сложности вызова COVID-19 превзойти свои способности действовать профессионально», тем самым «подорвав авторитет командования ВМС» и «придав большую уверенность нашим противникам в регионе».

МОСКВА, 4 апреля — ИА Красная Весна

Овацией и скандированием «Капитан Крозье» проводили командира авианосца «Теодор Рузвельт», смещенного с должности за то, что он открыто запросил эвакуации зараженных коронавирусом с борта корабля. Видео, запечатлевшее, как капитан сходит на берег, было опубликовано 3 марта в сети Twitter.

Капитана провожало около сотни человек из состава экипажа. Видеоролик быстро набирает просмотры, к моменту публикации новости их насчитывалось уже почти 9 миллионов.

При этом ролик был переопубликован кандидатом в президенты США от Демократической партии Джо Байденом. «Капитан Крозье был верен своему долгу — по отношению как к своим матросам, так и стране. Руководство ВМС послало пугающий сигнал о том, что значит говорить властям правду», — прокомментировал видео Байден, отметив, что осуждать стоит скорее Трампа, чем Крозье.

МОСКВА, 5 апреля — ИА Красная Весна

Решение командующего ВМС США Томаса Модли, отстранившего командира атомного авианосца «Теодор Рузвельт», чье донесение о распространении коронавируса на корабле попало в прессу, поддержал министр обороны Соединенных Штатов Марк Эспер.

«Я поддерживаю это непростое решение исполняющего обязанности министра ВМС США Томаса Модли», — заявил Эспер.

Глава минобороны сообщил, что в данный момент проводится расследование, по итогам которого будет дана оценка действиям командира авианосца.

МОСКВА, 5 апреля — ИА Красная Весна

Коронавирус найден у снятого с должности капитана американского авианосца «Теодор Рузвельт» Бретта Крозье, сообщает New York Times.

Симптомы заражения появились у капитана еще на борту судна, позже у него оказался положительный анализ на коронавирус.

ВМС США, по словам New York Times, отказались комментировать заражение бывшего капитана авианосца коронавирусом.

МОСКВА, 7 апреля — ИА Красная Весна

Оскорбления в адрес капитана авианосца «Теодор Рузвельт» Бретта Крозье закончились отставкой для главы ВМС США Томаса Модли, сообщает Daily Mail.

Модли подал в отставку сразу после встречи один на один с главой Пентагона Марком Эспером. Пентагон пока от комментариев воздержался.

В этот же день спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси призвала уволить Модли за отсутствие здравого смысла и неспособность защитить американских моряков.

МОСКВА, 8 апреля — ИА Красная Весна

Решение Пентагона отправить в отставку лишенного должности командира авианосца «Теодор Рузвельт» капитана Бретта Крозье поддержал президент США Дональд Трамп на пресс-конференции 7 апреля в Белом доме.

«Не надо было капитану писать письмо. Не надо ему было превращаться в Эрнеста Хемингуэя. Он ошибся. Был плохой для него день… Ты командир великого корабля — не надо сочинять письма и их повсюду рассылать. Потом они еще и в СМИ попадают»,  — оценил действия командира Трамп.

При этом Трамп считает, что ушедшему в отставку и. о. министра ВМС Томасу Модли, назвавшему решение капитана написать письмо «наивным» и «глупым», «не надо было говорить то, что он сказал».

МОСКВА, 8 апреля — ИА Красная Весна

Новый коронавирус обнаружили у 230 моряков на американском авианосце «Теодор Рузвельт», сообщается на сайте ВМС США.

На 4 апреля число военных моряков с положительным тестом на коронавирус составило 155. После проведения новых анализов оно достигло 230. Протестированы 79% военнослужащих.

На авианосце останется 1,3 тысяч моряков. Их задача — сохранить боеспособность корабля.

МОСКВА, 9 апреля — ИА Красная Весна

Новые случаи заражения моряков авианосцев ВМС США возможны, заявил заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов, американский генерал Джон Хайтен.

«Не стоит думать, что «Тедди Рузвельт“ — единственный в своем роде вопрос. Думать, что это никогда не повторится, — плохой способ планировать», — заявил генерал на пресс-конференции в Пентагоне.

Хайтен считает, что основанием для таких опасений является невозможность проведения быстрого и масштабного тестирования экипажей всех авианосцев: «У нас слишком много кораблей в море», — считает генерал.

МОСКВА, 12 апреля — ИА Красная Весна

Число заразившихся коронавирусом COVID-19 среди членов экипажа авианосца ВМС США «Теодор Рузвельт» выросло до 550 человек, сообщает телеканал CNN, ссылаясь на заявление командования ВМС США.

МОСКВА, 12 апреля — ИА Красная Весна

Авианосец «Шарль-де-Голь» с зараженным коронавирусом экипажем прибыл в Тулон для изоляции и лечения моряков, сообщил телеканал BFMTV.

На борту авианосца выявлено 50 моряков с положительным тестом на коронавирус.

После прибытия все 1900 членов экипажа авианосца и 200 офицеров и матросов фрегата сопровождения пройдут тест на наличие коронавируса и будут помещены в двухнедельный карантин. Моряков с положительным результатом теста отправят в специализированный госпиталь.

Напомним, решение о направлении авианосца на морскую базу было принято 8 апреля, после обнаружения на борту инфицированных членов экипажа.

На фоне полного отсутствия заразы в российской армии и флоте ситуация в ВМС США выглядит просто вопиюще.

Похоже, командование кораблей не приняло должных мер безопасности, когда стало известно о появлении инфекции, — моряков отпускали в увольнения на берег, не ограничивали их контакты друг с другом, не осуществляли элементарных мер гигиены и чистоты. Уж за многое можно ругать наших военных, но надо признать, что служба РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты) у нас работает как должно.

Мало того, что коронавирус «приковал» к больничным койкам экипаж сразу двух авианосцев.Так еще капитан «Теодора Рузвельта» Бретт Крозье, в лучших традициях либерализма и свободы слова, публикует открытое письмо (!!!) в СМИ с предложением осуществить эвакуацию. И дело даже не в нарушении всей и всяческой субординации, а в том, что первейший долг капитана — сохранить свой корабль как боеспособную единицу. Тем более такой корабль, который один стоит целого флота. Поразительна его фраза: «Сейчас не война — нет причин умирать». То есть страх (или паника) перед болезнью сильнее долга, чести, ответственности перед страной.

Но дальше к этому еще и примешивается политика. Капитана снимают, и из этого немедленно делает информационный повод соперник Трампа на выборах Джо Байден. И вместо того чтобы настоять на правильности решения о снятии капитана авианосца — руководство минобороны США заставляет уйти в отставку командующего флотом, который снял мятежного командира корабля.

Более яркую иллюстрацию состояния ВМС США трудно себе представить.

Валерий Соловей
СоловейВалерий
Валерий Соловей
Изображение: (cc) Dmitry Rozhkov

Диффузные сепаратистские войны

Угроза российской государственности со стороны белоленточников

Меры, предпринимаемые в России (как и в других странах мира) с января 2020 года для борьбы с распространением пандемии коронавирусной инфекции, привели в том числе и к невозможности организации (с начала 2020-го) внесистемной оппозицией протестных акций, что практически увело всю оппозиционную общественно-политическую жизнь и полемику в так называемое виртуальное пространство. Но обратим внимание на то, что осенью 2019 года внесистемные либералы при поддержке своих союзников за рубежом запустили новые (и несколько трансформировали свои прежние) проекты по информационно-пропагандистской обработке населения в интернете (на оппозиционных ресурсах и в соцсетях). И, пока было возможно, использовали их, в том числе и для сбора своих сторонников на публичные акции.

МОСКВА, 14 ноября 2019 г. — «Независимая газета»

Проект по созданию Гражданской коалиции (ГК), объявленный рядом либеральных партий и общественных деятелей, продолжает развиваться. 29–30 ноября должны пройти протестные акции солидарности, которые предложено организовать региональным активистам из разных движений и протестных групп. Это будет как бы «смотр имеющихся сил».

Как пояснил один из организаторов ГК Валерий Соловей, «гражданских активистов немало в стране, но мы разрознены — по отдельным группам, политическим и идеологическим квартирам, хотя у нас общая цель — кардинальное изменение политической ситуации в стране».

«Мы предлагаем во всех регионах и городах, участвующих в общенациональной акции гражданской солидарности, выбрать собственную тематику для выступления — правозащитную, экологическую, социальную и др. Главное, чтобы она была актуальной для местных сообществ»,  — говорится в обращении, которое опубликовал Соловей.

Напомним, что это будет не первое выступление ГК.

4 ноября день гражданской солидарности, как известно, прошел в онлайн-режиме. Соловей считает, что мероприятие прошло успешно: на связь вышло до десятка регионов. «Наша цель — образовать коалицию от коммунистов до либералов, сейчас пытаемся отработать низовое взаимодействие и практику коллективных действий»,  — отметил Соловей и предупредил, что в феврале–апреле (2020 года) в стране пройдут некие серьезные политические события, которые повлияют на жизнь всего общества. Их инициирует власть, а потому гражданскому обществу нужно быть к этому готовым.

Зампред «Парнаса» К. Мерзликин пояснил, что хотя инициатива ГК и родилась при поддержке партии, но сейчас она непосредственно в деятельности ГК не участвует.

Что понимает вместе со своими соратниками и союзниками под «кардинальным изменением политической ситуации в стране» историк и оппозиционный деятель В. Соловей, с 1993 года являвшийся экспертом «Горбачев-фонда», где занимаются «исследованиями истории перестройки… и развала СССР» (а также, по сути, оправданием развала Советского Союза)? Напомним, что осенью 2012-го участник белоленточных митингов В. Соловей возглавил партию националистического толка «Новая сила» (которой в 2013-м Минюст РФ отказал в госрегистрации). А в июне 2019 года руководство МГИМО (где преподавал В. Соловей) попросило профессора В. Соловья покинуть вуз по той причине, что он «ведет антигосударственную пропаганду и подрывает политическую стабильность».

Обратим внимание на то, что данное обвинение находит подтверждение в ряде выступлений политолога В. Соловья. Так, в конце июня 2019-го он провел публичную беседу с одним из активистов перестройки, публицистом (пользующимся авторитетом у «леваков»), директором Института глобализации и социальных движений Б. Кагарлицким. Этот диалог В. Соловей назвал «примером того, как правые и левые могут найти общий язык в политике». По его мнению, для «будущей революции» в России необходима «коалиция от левых до правых, где найдется место и <…> Навальному». При этом сам политолог предложил (видимо, после потенциальной победы лево-правого блока) для привлечения «финансовых ресурсов и технологий» с Запада «пойти на то, чтобы какие-то территории превратить в открытые зоны. В первую очередь это должны быть Дальний Восток и, возможно, — Сибирь. У нас есть, что предложить. Я имею в виду — в виде ресурсов, природных ресурсов». На реплику Б. Кагарлицкого, что «это напоминает колониальный тип развития» В. Соловей отвечает: «Я бы сказал, что не колониальный, а сырьевой».

И таким видит «будущее России» преобладающая часть белоленточников.

А в качестве примера возможного «демонтажа путинской системы» В. Соловей приводит «украинскую ситуацию», отводя националистам определенную роль в «силовом противостоянии» с властью (и об этом идет речь в другом интервью политолога, данном белоленточнику Д. Быкову в январе 2020 года интернет-изданию «Собеседник»).

Таким образом, В. Соловей под «кардинальными переменами в стране» имеет в виду то же самое, что и его соратники и союзники, среди которых находятся националисты, внесистемные либералы, «леваки», которые в 2011–2012 гг. уже пробовали устроить «Майдан в России».

А «некие серьезные политические события», о которых предупреждал политолог В. Соловей, — это, скорее всего, поправки в Конституцию РФ, предложенные зимой 2020 года, и где предлагается также ввести запрет как на отчуждение территории России, так и на пропаганду этого. Заметим, что многие заявления представителей внесистемной оппозиции являются, по сути, посягательством на территориальную целостность страны. Например, заявления белоленточников о «принадлежности Крыма».

Судя по информации некоторых российских законодателей, внесистемная оппозиция (при помощи своих зарубежных соратников) в 2019 году сосредоточилась также и на развитии оппозиционных обучающих и дискуссионных «площадок» в реале и интернете.

МОСКВА, 18 ноября 2019 г. — «Коммерсант»

Члены комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства предложили разработать законопроект, который вводит уголовное наказание для организаторов несанкционированных митингов, прошедших обучение в так называемых лагерях для подготовки организаторов протестных акций. Напомним, по итогам последнего заседания комиссии 14 ноября ее глава депутат В. Пискарев (ЕР) сообщил, что материалы об обнаруженных попытках иностранных СМИ, НПО и НКО влиять на внутреннюю политику в 19 регионах России будут направлены в Минюст и Генпрокуратуру.

По словам источника, знакомого с ситуацией, НКО, инициировавшие создание центров подготовки участников протестных акций, помимо Москвы и Петербурга могут действовать также в Екатеринбурге, Крыму, Калининграде, Омске и ряде регионов Северного Кавказа.

Члены комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела РФ обнаружили в ряде регионов финансируемые из-за рубежа «лагеря» для подготовки организаторов протестных акций и предлагают ввести особое уголовное наказание для тех, кто прошел в них обучение, а потом устраивал протестные акции.

Член комиссии А. Шхагошев заявил, что речь идет и о «виртуальных лагерях–концентрации протестных мыслей в соцсетях».

Не малую, поддержку различным проектам белоленточников оказывают отечественные политэмигранты. Не успел 9–10 ноября в Вильнюсе пройти VIII Форум свободной России, организованный Г. Капаровым (о чем мы сообщали ранее), как (менее чем через неделю) экс-олигарх М. Ходорковский собрал своих сторонников в Берлине. Напомним, что две эти политэмигрантские группы не изолированы друг от друга и взаимодействуют при помощи различных посредников.

МОСКВА, 18 ноября 2019 г. — «Независимая газета»

Будущую стратегию и тактику выборов 2021 года «Открытая Россия» (ОР) обсудила на конференции в Берлине. При этом кандидатов для Госдумы структура М. Ходорковского подбирать уже начала. Среди союзников ОР публично заявлена пока только незарегистрированная Партия перемен Д. Гудкова. Как раз он и предложил проводить большую кампанию под единым лозунгом кардинальных перемен. Оппозиция рассчитывает, что если удастся охватить не менее 3 млн человек, то прорыв в парламент так или иначе будет гарантирован.

Берлинская конференция ОР «Россия для граждан» проходила 15–17 ноября. С установочной речью там выступил Ходорковский, который заявил, что «в России зрелый авторитаризм и никакая электоральная стратегия не позволит тем людям, которых власть не хочет видеть избранными, оказаться избранными». Впрочем, он призвал все-таки модифицировать тактику «умного голосования» А. Навального. А именно: образовать своего рода альянс демократических сил, которые будут поддерживать на выборах всех кандидатов, не представляющих партию власти, но все-таки прошедших некий предварительный отбор.

ОР активно обсуждает планы на 2021 год. Исполнительный директор ОР А. Пивоваров пояснил: «Общая цель у нас такая — выдвинуть на выборах как можно больше кандидатов. Причем не ограничиваться Москвой и Петербургом, а искать новые лица по стране. В итоге мы сможем поддержать более сотни человек». То есть глобальный замысел в том, чтобы провести единую кампанию от разных партий и кандидатов против провластных выдвиженцев.

Е. Ройзман, который выступил на конференции через интернет, заявил, что готов выдвигаться в Госдуму от Партии перемен, если Гудков будет ее официальным председателем.

Идеальная картина выборов 2021 года, по утверждению Д. Гудкова, — это когда объединились не партии и политики, а на некоей общей платформе сами избиратели. Д. Гудков заявил: «Нужно 3 миллиона голосов. Представьте себе: яркая команда из разных партий. И дальше 3 миллиона избирателей требуют допуска своих кандидатов на выборы. А на 2020 год я предлагаю сделать альянс, избирательный блок, куда бы вошли все команды, которые захотят: Навального, Гудкова, может быть, от „Яблока“, ПАРНАСа, ОР. А дальше мы выбираем регионы, где есть какой-то потенциал».

То есть, с одной стороны, внесистемные либералы готовятся к объединению и согласованной избирательной кампании на думских выборах 2021 года, а с другой — к «протестной мобилизации» электората в случае недопуска или проигрыша своих кандидатов в предстоящей выборной кампании.

При этом, с учетом падения рейтинга власти (особенно после принятия пенсионной реформы), понижения уровня жизни населения страны (о чем непрерывно говорят экспертные оценки, и особенно в 2020 году в связи с пандемией коронавируса), а также при росте протестных настроений — у белоленточников повышаются шансы попасть в органы власти. И для этого внесистемная оппозиция развивает свои более-менее успешные проекты.

МОСКВА, 21 ноября 2019 г. — «Независимая газета»

Команда А. Навального констатирует успех «умного голосования» (УМГ) в 32 регионах страны. Как сообщил глава центрального штаба Л. Волков, у «Единой России» отобрано более сотни депутатских мандатов. Теперь целью УМГ становятся региональные выборы 2020 года и Госдума-2021. Волков уже поставил задачу-максимум не отдать единороссам ни одного одномандатного округа. Коллеги по оппозиции продолжают призывать сторонников Навального делать ставку в основном на демократов.

По расчетам навальнистов, в 2019 году в Москве УМГ прибавляло кандидатам 18–20%. В регионах — 10–15%.

МОСКВА, 25 ноября 2019 г. — «Новая газета»

За три квартала 2019 года в России прошли 1443 протестных акции, что стало самым высокий числом за последние несколько лет, о чем говорится в докладе Центра социально-трудовых прав (ЦСТП).

Автор доклада А. Очкина отметила, что в июле–сентябре помимо акций против строительства мусорного полигона на Шиесе и московских протестов за честные выборы, прошли массовые протесты в поддержку шамана в Бурятии, забастовка крановщиков в Казани, серия выступлений врачей во многих городах. Показательным является тот факт, что поддержать москвичей выходили по 200–300 человек на пикеты в других регионах. По словам А. Очкиной, готовность поддержать соотечественников выходом на акции означает, что «в 2019 году общество в России имеет другое социальное качество» и определяющим здесь стал протест против пенсионной реформы.

То есть, с одной стороны, эксперты в очередной раз констатируют (и это уже устойчивый тренд) серьезное влияние на рост протестных настроений в России проведение пенсионной реформы (чего активно добивались представители либеральной группы во власти). А с другой — мы видим признаки того, что у некоторых оппозиционеров, использующих результаты этих непопулярных реформ для организации многочисленных акций протеста, есть во власти свои покровители (из той же либеральной группы).

МОСКВА, 27 ноября 2019 г. — «Независимая газета»

Руководитель сети штабов Навального Л. Волков считает, что дело об отмывании Фондом борьбы с коррупцией (ФБК) якобы незаконных средств не дойдет до суда. По словам Волкова, штабы Навального научились выживать в новой реальности, но нуждаются в усилении денежной поддержки со стороны граждан.

Вообще-то многими давно замечено, что Волкова в политической деятельности больше всего интересуют именно финансовые ресурсы.

На днях Навального обвинили в том, что он получил очередной транш за исполнение заказа на травлю одного из высокопоставленных чиновников.

Волков заявил о том, что объем пожертвований за конец лета — начало осени не уменьшился, а даже возрос. При этом он обратился ко всем неравнодушным гражданам с просьбой давать еще больше донатов, а для этого подписаться на ежемесячный формат перечислений.

То, что А. Навальному «сливают информацию из верхов» и его некоторые «расследования», проводимые ФБК, являются «своего рода страховкой» (безопасности для оппозиционера), уже обсуждается многими экспертами, в том числе, и его соратниками по белоленточным митингам. (Например, в вышеупомянутой беседе В. Соловья с Д. Быковым в январе 2020 года.)

Может быть, поэтому у Л. Волкова есть основания считать, «что дело об отмывании ФБК якобы незаконных средств не дойдет до суда»?

И, возможно, по этой же причине (наличие у белоленточников отдельных покровителей во власти, работающих на обострение внутриполитического процесса) в конце 2019 года мы наблюдали попытку новой структуризации у внесистемных либералов с участием правозащитников, экологов, националистов и левых активистов?

МОСКВА, 28 ноября 2019 г. — «Независимая газета»

Гражданская коалиция, созданная ПАРНАСом и «Гражданской инициативой» (ГИ) в октябре, расходится по двум направлениям. Политолог В. Соловей занимается акциями протеста и низовыми объединениями активистов. (29–30 ноября пройдет День гражданской солидарности.) А правозащитник Л. Пономарев 30 ноября устраивает в Москве съезд правозащитных, социальных и экологических движений.

На первом съезде потенциальных участников ГИ из числа представителей общественных, экологических и правозащитных движений будет принято решение об учреждении общественной организации «За права человека» (ЗПЧ). В отличие от ликвидированного по инициативе Минюста движения с аналогичным названием, у новой структуры не будет юридического лица.

МОСКВА, 29 ноября 2019 г. — «Коммерсант»

29 ноября в Мосгордуме должен был состояться круглый стол фракции КПРФ, посвященный преследованию оппозиции, на который пригласили А. Навального и сотрудников его ФБК. Накануне мероприятия глава фракции КПРФ Н. Зубрилин отменил заявку. В итоге обсуждение прошло в кабинете депутата Е. Шуваловой, которая была инициатором круглого стола.

Замруководителя фракции КПРФ в Мосгордуме Л. Зюганов в разговоре с заявил, что коммунисты узнали о полном составе участников мероприятия только накануне. Именно по этой причине, по словам депутата, фракция и отменила круглый стол Е. Шуваловой. Но она смогла провести короткое совещание в своем кабинете.

Ранее юрист ФБК Л. Соболь сообщила о решении службы безопасности Мосгордумы не пускать ее в здание столичного парламента на рабочую встречу с депутатом Е. Шуваловой. Л. Соболь заявила, что она приходила в парламент не как представитель СМИ, а как гость по разовому пропуску.

МОСКВА, 30 ноября 2019 г. — «Коммерсант»

В Москве глава ликвидированной по иску Минюста правозащитной организации «За права человека» Л. Пономарев и входящие в ее состав правозащитники учредили национальное движение с одноименным названием.

В Москве также была учреждена Гражданская Коалиция, в которую вошли 17 правозащитных организаций, в том числе Центр содействия коренным малочисленным народам, Общественная инициатива, Комитет матерей в защиту подследственных и заключенных, правозащитный Совет Санкт-Петербурга и другие. Как следует из меморандума о создании Коалиции, входящие в объединение организации намерены добиваться «прекращения преследования граждан по политическим мотивам», защиты экологии, реформирования судебной системы.

МОСКВА, 30 ноября 2019 г. — «Новая газета»

В Москве на съезде правозащитной организации «За права человека» Льва Пономарева было создано Общероссийское гражданское экологическое движение. Основой движения станет коалиция «Стоп Шиес!», в которую входит 30 организаций из Архангельской и Вологодской областей, а также из Республики Коми.

Инициаторы движения считают, что основные проблемы, с которыми надо бороться, — это поддержка государством строительства мусорных полигонов и мусоросжигаюших заводов.

Напомним, что с 2017 года в стране стали набирать силу акции протеста, связанные с непопулярными среди населения многих регионов мерами (предпринимаемыми властями) в сфере утилизации коммунальных отходов. В начале 2019-го так называемые мусорные протесты, важную роль в которых пытались играть белоленточники, охватили уже порядка 30 российских регионов.

И теперь весь этот «экологический протестный потенциал» соединяют с правозащитными организациями и другими участниками Гражданской Коалиции.

При этом обратим внимание на тот факт, что некоторые представители власти, пытавшиеся в 2011–2012 годах «заигрывать» с участниками белоленточных митингов, а потом в 2018-м продвигавшие преступную пенсионную реформу (и тем самым создавшие повод для широкомасштабных протестных акций в стране), вновь заговорили о «необходимости налаживания диалога между властями и участниками протестных акций и нахождении компромиссов», а также вспомнили о справедливости.

МОСКВА, 30 ноября 2019 г. — «Интерфакс»

Председатель Счетной палаты РФ А. Кудрин на VII Общероссийском гражданском форуме (ОГФ) заявил, что считает особенно важной тему митингов в России. При этом он указал на необходимость налаживания диалога между властями и участниками протестных акций.

Кудрин на открытии VII ОГФ: «В последние годы, особенно месяцы, особенно важными становятся участие и события, связанные с протестами. Где-то это застройка парка, где-то это свалки и проблемы экологии, где-то это строительство храма, где-то это результаты выборов. Все это зачастую вызывает и реакцию протеста, и недовольство, — это нормально. Но очень важно, чтобы у нас были институты, механизмы определять общее мнение, проводить диалог».

Диалог между представителями власти и обществом (особенно для предотвращения взаимного недопонимания и, соответственно, протестов) необходим. Только возникает обоснованное подозрение, что для некоторых чиновников под «диалогом» и «компромиссом» подразумеваются уступки таким требованиям внесистемной оппозиции, которые несовместимы с сохранением российской государственности.

Напомним, что инициаторами создания Общероссийского гражданского форума в 2013 году наряду с А. Кудриным были такие сторонники белоленточников, как Л. Алексеева, Е. Гонтмахер, И. Прохорова.

А главным партнером ОГФ является Комитет гражданских инициатив (КГИ) — либеральное экспертное сообщество, созданное весной 2012 года (тогда еще) экс-министром финансов А. Кудриным в ответ на «болотные» протесты (и, по-видимому, с перспективой — начать договариваться с участниками провокационных митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова).

МОСКВА, 5 декабря 2019 г. — «Коммерсант»

Премьер-министр РФ Д. Медведев увидел в работе правоохранительных органов «издержки», что привело к запросу на справедливость и акциям протеста. Так он ответил на вопрос о делах журналиста И. Голунова, актера П. Устинова и московских акциях протеста.

Д. Медведев заявил: «Если есть настроения, значит, их что-то создает, — это очевидно… Очевидно, что, наверное, там есть какие-то издержки и в работе правоохранительной системы, и их нужно учитывать, каким-то образом менять даже. Но в целом это вызвало такой довольно мощный запрос на справедливость, и этот запрос вылился, в том числе, в различные акции».

Очевидно, что, в первую очередь, «запрос на справедливость», протестные настроения (и акции) рождают несправедливые либеральные реформы, которые, в свою очередь, наращивают недоверие общества к власти и порождают отпадение населения от государства. При этом внесистемная оппозиция в борьбе с региональными чиновниками и для решения своих задач демонстративно обращается к высшей власти (как к арбитру).

МОСКВА, 5 декабря 2019 г.— «Независимая газета»

В общероссийское гражданское экологическое движение «Нам здесь жить!» (НЗЖ) вошли более 40 движений со всей страны. Среди них медийно известные «Поморье — не помойка!», «Шиес», Комитет спасения сквера (Екатеринбург). Как стало известно, эта организация не намерена избегать политики, готова сотрудничать с оппозиционными партиями, но не будет вставать под какой-то один флаг. Протест пока направлен лишь против региональных властей, а к президенту РФ В. Путину активисты намерены обратиться с просьбой стать арбитром.

Напомним, что движение НЗЖ возникло под крылом ответвления проекта по созданию Гражданской коалиции, которое курировал правозащитник Л. Пономарев. Он сообщил, что «организация сделана буквально на ходу, ее отдельные учредители входят и в Гражданскую коалицию, например «Поморье — не помойка!». Одна из учредителей НЗЖ А. Обеднина подтвердила, что формально организация не входит в Гражданскую коалицию: «В целом мы абсолютно самостоятельны. Если нам нужна будет поддержка правозащиты, мы обратимся к Пономареву и другим правозащитникам».

На помощь к экологическим движениям и лидерам внесистемной оппозиции в России спешат зарубежные спонсоры и отечественные политэмигранты. Спешат те политические субъекты, для которых основной задачей является борьба с нынешней «политической системой в России», а точнее — борьба с российской государственностью.

МОСКВА, 11 декабря 2019 г. — «Коммерсант»

Фонду борьбы с коррупцией (ФБК) А. Навального, который внесли в список иностранных агентов из-за нескольких иностранных пожертвований, вновь попытались перевести деньги из-за рубежа. Об этом в своем Telegram-канале сообщил соратник Навального Л. Волков. Он считает, что это сделано специально, чтобы не исключать ФБК из реестра иноагентов.

Напомним, что осенью 2019 года гражданин Испании перевел ФБК двумя траншами €2 тыс.

Л. Волков опубликовал письмо от Альфа-банка от 11 декабря о том, что некая американская организация Ace Trans Inc. попыталась перевести фонду $100, однако их не смогли зачислить, потому что у ФБК только рублевый счет. Согласно порталу Opencorporates.com, эту компанию в США возглавляет некий Александр Ребриков.

МОСКВА, 12 декабря 2019 г. — «Независимая газета»

Очередной форум «Свободные люди» — последний в 2019-м году — «Открытая Россия» (ОР) намерена провести 14–15 декабря на станции Шиес в Архангельской области. Там уже более года экоактивисты сопротивляются планам по строительству технопарка, который они считают мусорным полигоном. В Шиесе ОР планирует обсудить, какие возможности есть у гражданского общества для отстаивания своих требований. Эксперты пояснили, что либеральная оппозиция поддерживает тренд на усиление контактов политструктур с низовым протестом. Как отмечается на странице форума в соцсетях, его задача — объединять настоящих гражданских лидеров, создать пространство для обмена опытом, выработки новых идей и инициатив.

(О новых идеях и инициативах белоленточников, направленных на разрушение российской государственности, — в следующих номерах газеты.)

«Бумеранг» на репетиции парада Победы в Москве 6 мая 2018 г. (Фото — Дмитрий Фомин)
Фомин)Дмитрий(Фото —2018 г.6 маяМосквевПобедыпарадарепетициина«Бумеранг»
«Бумеранг» на репетиции парада Победы в Москве 6 мая 2018 г. (Фото — Дмитрий Фомин)
Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER
Cтатьи газеты «Суть времени» № 373