Пришедший в Россию квадробинг — это не спорт и не игра. А что же это такое?

Что скрывается под масками квадроберов?

Эдвард Бёрн-Джонс. Цирцея, подливающая зелье. 1891 год
Эдвард Бёрн-Джонс. Цирцея, подливающая зелье. 1891 год

Социальные сети наполнены видеозаписями о детях, которые ходят на четвереньках, надевают на себя маски зверей, подражают диким или домашним животным. На некоторых видео эти дети, называющие себя квадроберами, ведут себя агрессивно, нападают на других людей и дерутся.

Квадроберы ворвались в нашу жизнь стремительно и скандально. Мнения российских граждан по поводу их появления разделились: одни считают это детской игрой и оправдывают тем, что мы и сами в детстве занимались бог знает чем. Другие называют подобное подражание животным недостойным и унижающим человеческое достоинство.

В начале октября СМИ сообщили, что депутаты Госдумы начали разрабатывать законопроект о запрете пропаганды «деструктивной идеологии», под действие которого, по словам парламентариев, попадет пропаганда «квадроберства». Позже о необходимости полного запрета в России таких субкультур, как «квадроберы» и «фурри», заявил заместитель председателя отдела социального служения Московской епархии Русской православной церкви протоиерей Михаил Зазвонов. Священник обосновал этот призыв тем, что обе молодежные субкультуры вышли из наиболее агрессивной части запрещенного в РФ ЛГБТ-сообщества.

Вопрос о том, какое влияние эти субкультуры, пришедшие в Россию с Запада, оказывают на поведение и психику детей, — совсем не праздный. Любой родитель согласится с тем, что бороться с деструктивными идеологиями и субкультурами в детской среде необходимо, и государство обязано этим заниматься. Но подобная борьба может вестись успешно лишь с опорой на граждан, когда общество понимает, с чем оно столкнулось, и готово противостоять чужому деструктивному влиянию.

Между тем результаты опроса ВЦИОМ, опубликованные 16 октября, свидетельствуют о том, что для большинства граждан России субкультура, связанная с так называемым квадроберством, является чем-то новым и непонятным. На вопрос ВЦИОМ, знаете ли вы, кто такие квадроберы, лишь 31% опрошенных ответил утвердительно, 27% сказали, что что-то слышали, 42% признались, что впервые слышат это название.

Что ж, попробуем разобраться с тем, что на самом деле прячется под маской квадробера.

Квадроберы и спорт

Немало людей в поисках ответа на поставленный вопрос обратятся к «Википедии». Статья в русскоязычной версии «Википедии» определяет квадробику как своеобразный неофициальный вид спорта. Утверждается, что квадробика началась с увлечения японца Кэнъити Ито, который адаптировал технику бега мартышки-гусара для человека, а также с акробатических трюков француза Лео Урбана, передвигающегося по деревьям подобно шимпанзе.

Японец Кэнъити Ито является настоящим спортсменом. Он много физически тренировался, развивал свое тело и накачивал мышцы. Он добился значимого результата, сумев побить мировой рекорд в беге стометровки на четвереньках. Но он не нацеплял на себя маску и хвост, не изображал себя животным, не просил прогуливать себя на поводке, не проявлял «звериной» агрессии к другим людям. Его французский коллега акробат Лео Урбан тоже ничего подобного не вытворял.

Никакого отношения к спорту или акробатике то, чем занимаются в России подростки-квадроберы, не имеет. Квадробика в том виде, в котором она пришла в нашу страну, — это не фитнес, не спорт, не физические достижения, раздвигающие возможности человеческого тела. Поэтому любые разговоры о спорте лишь запутывают вопрос о квадроберстве и уводят от сути.

Квадроберы и фурри

Костюмы животных любят надевать не только квадроберы, но и фурри. Между этими двумя субкультурами есть внешнее сходство, но есть и существенная разница. Фурри не ассоциируют себя с животными и не стремятся подражать их повадкам. Они увлекаются лишь внешней стороной — образами антропоморфных (т. е. похожих на людей) животных или персонажей — в изображениях, мультфильмах, фантастических романах или фэнтези.

Субкультура фурри (Furry fandom) изначально сформировалась в среде любителей научной фантастики. Переодевание в костюмы животных для представителей этой субкультуры не является чем-то обязательным, хотя они практикуют это на своих тусовках. Большинство представителей этой субкультуры старше 18 лет, в то время как квадроберы в большинстве являются несовершеннолетними. Представители фурри не любят, когда их путают с квадроберами.

Можно ли сказать, что субкультура фурри совершенно безобидна для детей и подростков? Нет, потому что значительная часть контента, который распространяется в фурри-сообществах (включая и российские сообщества), является фурри-порнографической. Согласно опросу участников фурри-конвента 2013 года, 96,3% фурри мужского пола и 78,3% фурри женского пола увлекаются просмотром фурри-порнографии. Фурри мужского пола заявили, что более половины фурри-арта, который они просматривают в интернете, является порнографическим.

Квадроберы и терианотропы

Терианотропы, или териане — это субкультура людей, которые на духовном уровне идентифицируют себя с животными. Териане считают себя запертыми в своих человеческих телах и испытывают страдания. На Западе, где эта субкультура зародилась, это получило название «видовая дисфория» (по аналогии с гендерной дисфорией, когда мужчина страдает из-за того, что считает себя женщиной, или женщина страдает из-за того, что считает себя мужчиной).

В странах Запада тех, кто нацепляет на себя маски животных и хвосты и бегает на четвереньках, называют вовсе не квадроберами. Их называют терианотропами или терианами. Но для териан переодевание в животных не является игрой. Они ищут в себе животную идентичность и всячески ее укрепляют. Териане страдают от того, что маска и хвост искусственные, а не настоящие, и что в человеческом теле нельзя по-настоящему зажить той жизнью, которую ведет зверь.

Именно на этот терианский путь подталкивают российских детей организаторы квадроберских сообществ. Это путь человека глубоко несчастного, живущего в своих фантазиях и испытывающего отвращение к реальной жизни.

Альтерлюди

Сообщество терианотропов является частью более крупного сообщества азеркинов (otherkin или «иные»). Это сообщество объединяет всех, кто считает себя нечеловеческим существом, альтерчеловеком, в силу тех или иных причин попавшим в тело человека. Азеркины могут идентифицировать себя с эльфами, драконами, феями, вампирами, ангелами, демонами, инопланетянами или животными. Для них подобная самоидентификация не игра, большинство из них верит в реинкарнацию.

Некоторые ученые, такие как доцент кафедры религиоведения Техасского государственного университета Джозеф П. Лейкок, указывают, что представления азеркинов о реинкарнации в теле человека имеют, по сути, религиозный характер. Доктор религиоведения в университете Квинсленда Даниэль Кирби подчеркивает тесные связи сообщества азеркинов с неоязыческими культами.

Показателен в этом смысле жизненный путь писателя и психолога из США, женщины, которая взяла псевдоним Лупа. Она была активной участницей сообществ «иных» и считала себе волчицей-терианкой. В 2007 году она выпустила книгу «Полевое руководство азеркина» (A Field Guide to Otherkin), посвященную исследованию онлайн-сообществ азеркинов, а также их нечеловеческих идентичностей, религиозных и духовных верований. Лупа объяснила, что азеркины в большинстве случаев не считают себя представителями человеческого вида. Она также указала, что большинство азеркинов в выборке, которую она изучает, исповедуют язычество.

Книга Лупы произвела сильное впечатление на научное сообщество, интересующееся азеркинами. Австралийский историк-религиовед, профессор Сиднейского университета Кэрол М. Кьюсак назвала «Полевое руководство азеркина» одной из наиболее значимых работ, опубликованных по теме альтерлюдей. Однако через 6 лет после публикации Лупа неожиданно отозвала из печати свою книгу. Она заявила, что больше не идентифицирует себя как терианку и что теперь она перешла к другой духовной практике. Американка сказала, что волк теперь является не ее идентичностью, а ее тотемным животным. Помимо терианства, Лупа увлекалась оккультными языческими практиками, шаманизмом и магией хаоса.

Пример американки Лупы показывает, что человек, уверовавший в то, что он является зверем в человеческом обличии, может выбрать одну из двух дорог. Либо бегает на четвереньках и постоянно страдает от невозможности переделать свое человеческое тело. Либо он идет по проторенной дорожке туда, где к их вере отнесутся серьезно и с пониманием — в язычество и оккультизм. Разумеется, не все квадроберы дойдут по этой дороге до конца, но дорога ведет именно в эту сторону. Хотелось бы спросить родителей, которые не видят в увлечении своих детей квадробикой ничего предосудительного: хотите ли вы такого будущего для своего ребенка?

Пришедший в Россию квадробинг — это не спорт и не игра, это облегченная версия того, что на Западе называют терианство. Это первые шаги в отказе ребенка от своей человеческой идентичности в пользу звериной. Это не совместимо ни с православием, ни с русскими традиционными ценностями в их светском понимании.