Что стоит за погромами на Соломоновых островах?
Утро 24 ноября на Соломоновых островах началось с мелких возвестников грядущей беды — на улицы столицы островного государства Хониары вышли протестующие с требованием отставки премьер-министра страны Манассе Согаваре. Толпу протестующих возглавляли жители провинции Малаита (самого густонаселенного из 992 островов), с которыми жители главного острова страны Гуадалканал находились в этническом конфликте с 2000 до 2003 годы. Малаитяне не в первый раз обвиняют власти государства в пренебрежительном отношении к их острову.
Время шло, страсти разгорались. Днем мирный протест превратился в погром. Недовольные жители пришли к зданию парламента и попытались взять его штурмом. Здесь протестующих ждал провал, но они отыгрались, подпалив хижину из листьев, которую чиновники использовали во время перерывов.
После этого резьба была сорвана: вышедшие на улицу жители забрасывали сотрудников полиции камнями, грабили и поджигали магазины. Под горячую руку бунтарей попал и полицейский участок. В ответ на агрессию служители правопорядка применили слезоточивый газ.
Предприятия и школы Хониары были закрыты из-за столкновений полиции с протестующими.
Активная фаза протеста длилась в течение трех дней. За это время в Хониаре было сожжено и разграблено 63 здания, опустошен район Чайнатауна и восточная часть города. 27 ноября стало известно об обнаружении трёх обугленных тел в сгоревшем здании в районе китайского квартала Хониары. Это были первые зарегистрированные случаи смерти с момента начала погромов. В этот же день был объявлен 36-часовой комендантский час (запрещен въезд и выезд из города), который помог снизить число участников мародерств — сотрудники правоохранительных органов арестовали более 100 протестующих.
27 ноября свою обеспокоенность сложившейся на Соломоновых островах ситуацией выразил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Он призвал прекратить насилие в стране и выстроить диалог между властью и оппозицией. В этот же день лидер оппозиционной Демократической партии Мэтью Уэйлом инициировал вопрос о вынесении вотума недоверия действующему премьер-министру Соломоновых Островов Манассе Согаваре. Данный вопрос будет рассмотрен не ранее 6 декабря.
С 30 ноября в страну начали прибывать полицейские и военные из соседних государств: Австралии, Фиджи, Новой Зеландии.
Экономические последствия
Пресс-служба центробанка Соломоновых островов сообщила, что за время беспорядков экономике страны был нанесен огромный ущерб в $66 млн. Больше всего от мародерств пострадала сфера розничной торговли. Общая сумма украденных и уничтоженных товаров оценивается в $28,2 млн, что усугубляет и без того осложнившуюся из-за вспышки коронавирусной пневмонии ситуацию с продуктами в стране.
Около 1 000 местных жителей потеряли или могут потерять работу из-за беспорядков.
Кроме того, по информации центробанка страны, из-за погромов в Хониаре инфляция к концу текущего года вырастет не на планируемые 3%, а достигнет показателя в 3,7%. Сейчас на Соломоновых островах наблюдается неожиданная нехватка табака и продуктов, из-за чего эксперты предсказывают повышение и без того высоких цен.
Управляющий Центрального банка Люк Форау подчеркнул, что мародерства усугубили вялую и слабую экономику страны.
Что стало причиной неожиданных и весьма серьезных погромов?
Премьер-министр Соломоновых островов Манассе Дамукана Согаваре отмечал, что, по его мнению, беспорядки в Хониаре организованы странами, которые не согласны с решением правительства Соломоновых островов разорвать дипломатические отношения с Тайванем, принятым осенью 2019 года.
Стоит сказать несколько слов об этом разрыве.
16 сентября 2019 года глава внешнеполитического ведомства Тайваня Джозеф У заявил о разрыве официальных отношений с Соломоновыми островами. Причиной этому стало решение руководства тихоокеанского государства установить дипломатические связи c Китаем.
Таким образом, число стран, которые поддерживают дипломатические отношения с Тайванем и, тем самым, признают суверенитет острова, сократилось до 16 стран (чуть позже, 20 сентября, о разрыве дипломатических отношений с Тайванем заявит еще одно тихоокеанское государство — Кирибати). То есть, на сентябрь 2019 года и вплоть до настоящего момента, суверенитет Тайваня признают всего 15 малых государств по всему миру. В основном это небольшие государства Африки и Латинской Америки, которым Тайбэй оказывает финансово-экономическую помощь.
В 2018 году Тайвань лишился поддержки сразу трех стран: Сальвадора, Доминиканской республики и Буркина-Фасо.
После разрыва отношений между Соломоновыми островами и Тайванем, 18 сентября 2019 года, вице-президент США Майкл Пенс отменил встречу с премьер-министром Соломоновых островов Манассе Согаваре, которая была запланирована во время телефонного разговора двух политиков в июле 2019 года.
«Решение Соломоновых островов установить дипломатические отношения с КНР вместо Тайваня имело свои последствия. Такими действиями они наносят вред исторически крепким отношениям [с США, — прим. ИА Красная Весна]», — так прокомментировали ситуацию в администрации США.
А 21 сентября глава китайского МИД Ван И и министр иностранных дел Соломоновых островов Джереми Манеле заявили об установлении официальных дипломатических отношений между странами, тем самым руководство тихоокеанского государства признало принцип «одного Китая», где единственной законной властью является китайское правительство, а Тайвань — это неотделимая часть территории КНР.
Промежуточная победа Китая в дипломатической войне против Тайваня
Стоит отметить, китайское руководство активизировало усилия в дипломатической войне против Тайваня в 2016 году, после того, как к власти на острове пришла Цай Инвэнь, которая придерживается жесткой позиции по независимости Тайбэя и не намерена делать шаги в сторону объединения с материком.
КНР, обладая большими ресурсами и влиянием, чем Тайвань, способна купить или запугать небольшие и бедные стран, которыми управляют лидеры, желающие выгодных сделок. Этим путем руководство Китая планомерно добивается изоляции острова, с последующей целью доказать жителям Тайваня, что самое лучше будущее для них — это объединение с Китаем.
Таким образом, Соломоновы острова попали в горнило мировой политической игры. Небольшое государство с чуть более полумиллионным населением и слабой экономикой начинают сотрясать протесты, очень напоминающие цветные революции. Ударной силой в процессе выступают малаитяне, этнический конфликт с которыми у жителей главного острова Гуадалканал разразился летом 2000 года и был более-менее урегулирован лишь в 2003 году.
На следующей неделе премьер-министру Соломоновых островов может быть вынесен вотум недоверия, и вполне возможно, что страну захлестнут раздирающие процессы по установлению нового правительства.