Имя философа Иммануила Канта используется германскими реваншистскими кругами и их калининградскими клиентами в очередной затеянной ими кампании по возвращению городу прежнего названия — Кёнигсберг.

Политическая конъюнктура, философ Кант и переименование Калининграда

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Калининград
Калининград
Калининград

Вопрос переименования Калининграда, очевидно, актуализируется.

Сразу приведем результаты опроса, опубликованные Калининградской мониторинговой группой в середине ноября этого года — чтобы у сторонников переименования не было иллюзий: в октябре за сохранение нынешнего названия города высказался 81% опрошенных, за «Кёнигсберг» — 12%, за «новое название» — 3%.

Популярный Кант, «Добрый Кантик», «флешмоб-Кант»: лубочный образ «кёнигсбергского мудреца», живущего в «волшебной стране», чьи мысли «давно стали житейской мудростью и частью нашего мировоззрения». На культ такого Канта, из наследия которого тщательно вычищено само его содержание — оно сведено к набору красиво звучащих, но бессмысленных, в силу оторванности от действительного философского и иного контекстов, цитат, до сих пор возлагаются особые надежды европейско-ориентированной калининградской общественности. В самом деле, не может же вымышленный Кант жить в реальном городе Калининграде? Только в таком же вымышленном «городе, словно из сказки», наполненном «загадками, мистикой, духом руин и терракотовой пылью, прекрасном во всех его проявлениях»

Да и «Евросоюзу будет приятно, и, может быть, укрепятся наши экономические связи, если мы в обозримые годы … вернем городу его историческое имя — Кенигсберг», — высказывается общественность.

«Жители Калининграда уже давно относятся к Канту как к своему земляку. Если они смогут принять свободное решение, то следует ожидать, что город, в котором они живут, скоро снова будет называться Кёнигсбергом», — а это уже председатель германского «Общества друзей Канта и Кёнигсберга» Готфрид Хорст.

«Вместо этого, — негодует Хорст, — город носит название Калининград; вопрос, почему он его носит, не задается. Вместо этого подчеркивается связь с Россией. На площади Победы сооружена 28-метровая Триумфальная колонна, призванная напоминать о победе во Второй мировой войне и о русских солдатах, павших при завоевании Кёнигсберга…»

Действительно, как посмели?..

Кантовское общество при Калининградском госуниверситете было образовано еще на исходе перестройки, но политическое измерение кантовская тема получила примерно к середине 2000-х годов, в ходе подготовки и празднования так называемого «750-летия Калининграда-Кёнигсберга» в 2005 году.

Тогда в Калининграде было создано общество «Друзья Бобового короля» — считается, что «друзья» продолжают традицию «философских застолий», начало которой было положено еще при жизни Канта: «В знак продолжения традиций старого Города и почитания его славных знаменитых граждан „От юбилея 2005 года — к юбилею 2024 года“, году 300-летия со дня рождения самого знаменитого кёнигсбержца Иммануила Канта и 300-летия объединенного города Кёнигсберг». Инициативу проявили бизнесмен, общественный деятель, автор русофобской книги «Путь на Голгофу», обласканный властями литератор Борис Бартфельд и региональное отделение Фонда культуры.

Тогда же в Калининград заявился и Готфрид Хорст, и немецкие друзья Иммануила Канта и Кёнигсберга стали «дружить домами» с калининградскими друзьями Бобового короля. И вот уже много лет Хорст среди тех, кто участвует в организации проходящих с размахом ежегодных «кантовских дней», он также является авторитетным экспертом для местечковых «кантоведов» в вопросах продвижения соответствующего бренда.

В том же 2005 году президент В. В. Путин сделал подарок другу Герхарду Шредеру: имя Иммануила Канта было присвоено Калининградскому государственному университету — с подачи его студентов и преподавателей и при поддержке Министерства образования и науки РФ. Как отметил польщенный Шредер, «этот регион исторически связан с Германией» и «мы благодарны господину президенту за этот жест, несмотря на нашу тяжелую историю».

Напомним, тогда же ностальгирующее по выдуманному Кёнигсбергу калининградское «гражданское общество» под патронажем Германского общества международного сотрудничества начало строить планы по «регенерации» исторической застройки центра города.

2011 год: губернатор Николай Цуканов со ссылкой на федеральный центр заявляет о планах восстановления кёнигсбергского Королевского замка и высказывает намерение снести Дом Советов.

2012 год: друг Бобового короля Борис Бартфельд разражается Манифестом:

«Старый город — обязательная часть исторического города, особенно европейского. Без старого города невозможно позиционировать город как серьезный европейский туристический центр… В 2024 году исполняется 300 лет объединения трех средневековых городов Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт в единый Кенигсберг и со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Это крупнейшая историческая дата для научной, культурной, экономической и политической мировой элиты… Без сомнения, 2024 год будет объявлен ЮНЕСКО „Всемирным годом Канта“. Калининград-Кёнигсберг будет в центре внимания всего мира. В город приедут выдающиеся деятели культуры, науки и высшие должностные лица не только России и Германии, но и многих других стран…»

…и предлагает незамедлительно восстановить Королевский замок.

В 2013 году на встрече с университетской делегацией президент РФ поддержал идею сделать имя философа символом не только университета, но и всего региона. Отметим очень конкретную историческую преемственность, о которой поведал главный архивист Калининграда Анатолий Бахтин. По словам Бахтина, в межвоенный период в городе, оказавшемся в тяжелой экономической ситуации, для развития туризма и был создан бренд «Кёнигсберг — город Канта», который «запал в наше сознание». В их сознание.

Общественность подхватывает: «Диспут о возвращении исторического названия имеет смысл поднять к 2024 году и приурочить к 300-летию юбилея Иммануила Канта, самого известного уроженца этой земли и автора „Трактата к вечному миру“». Более того, надо «в 2020 году провести референдум [по возвращению немецких названий] среди жителей не только Калининграда, но и райцентров — Озерска, Славска, Пионерского, Краснознаменска, Советска…»

С активизацией в 2016 году работы российско-германской межправительственной комиссии идея совместного празднования юбилея Канта выходит на международный уровень: это может стать «отличной точкой соприкосновения», единодушно считают чиновники регионального правительства и немецкие дипломаты, а также депутаты бундестага, побывавшие тогда в регионе. В 2017-м делегация немецких парламентариев прибыла в регион уже для конкретного обсуждения вопросов подготовки к юбилею.

Весной 2018 года было принято решение о создании рабочей группы по подготовке к знаменательному событию во главе с губернатором Антоном Алихановым. Министр культуры и туризма регионального правительства Андрей Ермак в будущем, 2019 году, на Международном кантовском конгрессе, который будет проходить в Осло, рассчитывает подать заявку на проведение следующего в Калининграде — это должно стать центральным событием масштабных празднований юбилея философа. Идею, по словам Ермака, поддержали и в Совете Федерации.

Между тем члены совета по культуре при губернаторе замахиваются уже и на мировой уровень: «Тема заслужила пристальное внимание не только в России, но и в мире». 8 ноября в область прибыл государственный министр по делам Европы МИД Германии Михаэль Рот. Обсуждался вопрос о подготовке совместной российско-германской заявки в ЮНЕСКО об объявлении 2024 года всемирным годом Иммануила Канта.

Интеллектуальная и творческая элита Калининграда считает, что вопрос «возвращения городу его старого имени» с повестки дня не снят и подготовка к юбилейной дате должна быть с ним «сопряжена» — «в силу как исторических причин, так и политической конъюнктуры».

Предсказывать политическую конъюнктуру в нынешних условиях нарастающего хаоса — дело неблагодарное, тем более, что поиграть в игры с переименованием города имеются и другие желающие, и они предлагают свои варианты.

Продвижению «бренда» поспособствовала и свеженькая федеральная «патриотическая» инициатива по переименованию аэропортов — «Великие имена России».

Региональная Общественная палата, составившая изначально список для голосования без имени Канта, теперь кивает на сайт проекта, который добавил имя философа в список для голосования «автоматически», как набравшего более 500 голосов. Голосование ожидаемо приобрело идеологический характер. При этом голоса за «Великие имена» советского периода истории, военачальников маршала Советского Союза Александра Василевского и генерала Ивана Черняховского, оказались распылены между этими двумя кандидатурами, а вперед вырвались Иммануил Кант и императрица Елизавета Петровна. Отметим, что подавляющее число калининградцев не посчитало нужным участвовать в голосовании, обоснованно считая его очередной затеей власти по отвлечению внимания населения от реальной повестки и помня о шулерстве организаторов предыдущего подобного голосования — «Имя Россия». Большинство вполне устраивает нынешнее название аэропорта — Храброво.

Подробнее о шулерском голосовании — в статье «Мастерство провокации».

Местечковые адепты «Святого Канта» кинулись накручивать голоса, тем более, что система голосования это позволяла, и он оказался во главе гонки. Но сторонники императрицы поднажали и Елизавета Петровна обогнала Иммануила. Заметим, что битва до этого момента шла в конвенциональном русле, и запрещенных приемов не применялось. Но тут, когда Кант стал отставать — вдруг! — 27 ноября случилось нечто. В разных местах города оказались облиты краской, причем, легко смываемой: памятник философу, плита на его могиле и памятная доска на одном из домов. Были также разбросаны листовки, авторы которых «своим делом» выражали «презрение к отродью, забравшему нашу землю, которую так тяжело было вернуть обратно», и приветствовали правильный выбор народа «в пользу Великой Императрицы Земли Русской, Елизаветы», призывали студентов Балтийского федерального университета «откреститься православным крестом от этого вражьего имени», имея в виду имя Канта, которое носит университет. И как вишенка на торте — в заключение призыв: «Слава Руси!».

Очевидно, что эта каша варилась в головах отнюдь не сторонников Елизаветы, и признаки примитивных политтехнологий во всей этой затее видны невооруженным глазом. Причем в пользу именно несчастного философа, который об этом никого не просил. Истерикой в защиту Иммануила нашего Канта отметились многие из тех, кого в Калининграде ласково называют германизаторами, в том числе и вышеупомянутый Борис Бартфельд — друг Бобового короля. Бартфельд и попросил прощения за то, «что такая мерзость [вандализм в отношении памятника и могилы философа] произошла в городе Канта» — «у всех людей в России и в мире, ценящих Канта и философию». Также любимец публики предрек городу превращение в «очередной заштатный Мухосранск» и в заключение призвал: «Возьмемся за руки, друзья!». Просто не Бартфельд перед нами, а сам Булат Окуджава — «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!» — Окуджава, наслаждавшийся, по его собственным словам, расстрелом Дома Советов в 1993 году.

В поддержку Иммануила Канта мобилизовалось всё прогрессивное человечество, от местных «навальнят» до радио «Свобода». Что, впрочем, «бренду» не помогло, и в голосовании одержала верх Елизавета Петровна. Более того, «бренд города и всего региона» оказался на третьем месте.

Кто именно совершил акт вандализма, неизвестно до сих пор.

А на фоне выигрыша Елизаветы Петровны всё равно звучит: «Теперь и городу надо вернуть название как при Елизавете! Возродим Кёнигсберг!»

О том, кто пытается составить конкуренцию европейски-ориентированным переименователям, — в следующей статье.