1. Социальная война
  2. Семейная политика
Сергей Кайсин / ИА Красная Весна /
Мужчины создают в местах работы новые семьи, дети на родине остаются без отцов, мужского воспитания, а зачастую и без материальной поддержки

Почему в Киргизии подняли вопрос о «матчестве»

Семён Чуйков. Утро. 1947
Семён Чуйков. Утро. 1947
Семён Чуйков. Утро. 1947

10 ноября стало известно, что в Киргизии Конституционный суд пересмотрел собственное решение о праве граждан брать матчество, он же матроним. Это часть имени, получаемая от имени матери. Присваивать матроним суд разрешил 30 июня 2023 года.

9 ноября пресс-служба сообщила об отмене решения, которое вызвало «широкий общественный резонанс в связи с восприятием преобладающей частью населения института матчества в целом как негативного явления, посягающего на моральные устои, ценности и традиции киргизского народа». Также отмечается, что общество крайне негативно отнеслось к предлагаемым изменениям. Кроме того, решение суда идет вразрез с общественными устоями, тем самым подрывает авторитет суда.

В местных СМИ сообщается, что разрешение матчества стало возможным в результате усилий активистки Алтын Капаловой, которая в течение почти трех лет добивалась от государства права не давать своим трем детям имя отца, который никак не участвует в их жизни. Активистка, борющаяся за так называемое гендерное равенство в стране, объяснила сопротивление тем, что легализация матронима «нарушает патриархальные устои» общества.

«Почему я должна жить по законам, которые были написаны патриархальными мужчинами, в то время как конституция гласит, что у мужчин и женщин одинаковые права? Так дайте мне их, это мои права. Я просто борюсь за базовые права женщин и за равноправие», — заявила Капалова.

В местных СМИ отмечается, что вопрос матчества в патриархальной консервативной стране стал возможен в связи с трудовой миграцией, которая за десятилетия привела к возникновению проблемы социального сиротства. Мужчины создают в местах работы новые семьи, дети на родине остаются без отцов, мужского воспитания, а зачастую — без материальной поддержки. Ситуацию обостряют участившиеся разводы, которые также ведут к росту безотцовщины.

Кроме того, по оценке СМИ, на ситуацию влияют НПО, международные организации, которые помогают «улучшить ситуацию с гендерным неравенством в регионе».

В России законы не ограничивают право на присвоение матчества, тем не менее ЗАГСы регистрируют только образованные от мужского имени отчества. По сообщениям российских СМИ, в России есть только три женщины, которым удалось поменять отчество на матчество.

Так, Мария Чернобровкина из Томска, чей партнер отказался от ребенка, назвала свою дочь Елизаветой Марьевной. Женщина выяснила, что может придумать отчество от любого мужского имени, после чего она нашла упоминания о древнеримском полководце и политике Гае Марии. Поэтому при рождении дочери Чернобровкина указала, что дает отчество от имени Марий.

Позже эта история была опубликована в соцсети в феминистских группах. По словам Чернобровкиной, ее поддержали многие женщины. Многие обратились за советом, как дать ребенку матчество, — среди них многие делали ЭКО без партнера.

Напомним, что в большинстве культур мира род определялся по мужской линии, титулы и наследство передавались от отца к сыну. Исключения допускались в том случае, когда материнская линия превосходила по значимости отцовскую.

На данный момент матронимы распространены в испаноязычных культурах в тех случаях, когда отцовская фамилия слишком распространена. В таких случаях к отцовской фамилии прибавляется материнская, ребенок становится обладателем двойной фамилии.

Так, поэт Федерико Гарсиа Лорка известен под материнской фамилией Лорка, тогда как Гарсиа — очень распространенная испанская фамилия. В Исландии же привычные нам фамилии заменяют отчества, которые состоят из имени отца в родительном падеже и слов «сын» или «дочь» (dóttir), а в некоторых случаях вместо имени отца используется имя матери.