Какие проблемы хотят решить Узбекистан и Казахстан союзническим договором?
21–22 декабря начался государственный визит президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева в Узбекистан по приглашению его узбекского коллеги Шавката Мирзиёева. В официальном сообщении пресс-службы главы Узбекистана сказано, что президенты обсудят углубление узбекско-казахских отношений стратегического партнерства и союзничества, а также наращивание объемов торговли, продвижение взаимовыгодных проектов промышленной кооперации.
Между тем в ноябре-декабре все страны Средней Азии накрыл масштабный энергетический кризис. В Казахстане в результате аварии на теплотрассе в городе Экибастуз большая часть многоэтажных домов осталась без тепла. Правительство потратило почти 1 млрд тенге на ликвидацию ЧС. Кроме того, оказалось, что казахстанская энергосистема в пиках потребления выдавала потребителям электроэнергии больше, чем могла произвести, недостающая энергия бралась из российской энергосистемы.
Узбекистан останавливает промышленные предприятия, чтобы направить газ населению. Этой участи не избежал даже новый уникальный завод по производству синтетического топлива «Uzbekistan GTL» в Джизакской области, жемчужина узбекской нефтехимии. Правительство арестовывает чиновников за неправильное распределение газа, население выходит на протесты, за их освещение штрафуют блогеров.
Визит происходит на фоне предложения РФ о создании тройственного газового союза Узбекистана, Казахстана и России и последовавшей за ним истерии «радетелей за независимость» республик. При этом известно, что поставлять газ в Узбекистан может только Россия, поскольку в Туркмении свой газ есть, но он уже продан, а Китай сам является потребителем голубого топлива.
Что реально в этих условиях решили обсудить страны? Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин рассказал ИА Красная Весна о возможных целях визита Токаева в Узбекистан.
ИА Красная Весна: Что можно ожидать от этого визита?
Станислав Притчин: Визит Токаева в Узбекистан ожидался раньше, но в конечном итоге было принято решение, что он будет проходить в конце года.
Предполагается подписание полномасштабного документа — договора между Казахстаном и Узбекистаном о союзнических отношениях, который достаточно серьезен и закрепляет Декларацию, подписанную год назад. То есть это будет вывод ее на более серьезный уровень с точки зрения нормативно-правового веса.
Пожалуй, самая интересная статья связана с обязательствами в рамках сотрудничества. В случае возникновения ситуации, которая, по мнению Узбекистана и Казахстана, представляет собой угрозу вооруженного нападения со стороны третьей страны, стороны незамедлительно проведут соответствующие консультации. Это самая важная часть документа.
С точки зрения обязательств, которые Узбекистан и Казахстан берут на себя, — они недостаточно высокие. Это не тот уровень оборонного сотрудничества, который есть в рамках ОДКБ или даже в двусторонних российско-узбекских отношениях, где прописаны реальные действия, а не проведение консультаций в случае каких-то угроз.
ИА Красная Весна: Будет ли саммит посвящен вопросу создания тройственного газового союза?
Притчин: Тут ситуация достаточно запутанная. Узбекистан формально заявил, что его не интересует трехстороннее соглашение. России там нет и, соответственно, там нет предмета для обсуждения трехстороннего договора. Если стороны договорятся о том, что действительно эта тема нужна и нужна в трехстороннем формате, то тогда это будет уже отдельной темой для переговоров и обсуждения. Таким образом, этот визит все-таки нужно рассматривать с точки зрения двухсторонних переговоров.
Если говорить о газовом сотрудничестве между Казахстаном и Узбекистаном, то его тоже не может быть, потому что у Казахстана у самого существует дефицит газа в отдельных регионах и он импортирует газ из России для снабжения северных и восточных регионов. У него также есть обязательства по поставкам газа в Китай по газопроводу Центральная Азия — Китай. Соответственно, свободного газа, для того чтобы покрывать дефицит газа в Узбекистане, в Казахстане нет. То есть здесь тоже оснований для двустороннего сотрудничества в газовой сфере не предполагается.
ИА Красная Весна: Тогда речь пойдет о логистике?
Притчин: В плане логистики здесь тоже не все так однозначно. С точки зрения связи с Россией, вся инфраструктура построена еще в советское время. Она требует определенной модернизации, но в целом работают и железные, и автомобильные дороги.
Здесь я не вижу даже какой-то конкуренции между Казахстаном и Узбекистаном, потому что каждая из стран свою территорию использует как звенья более глобальных цепочек и здесь тоже между ними каких-то серьезных конкурирующих точек нет.
Даже если будет построена железная дорога Казахстан — Китай через Киргизию, она в целом позволит и Узбекистану расширить возможности для экспорта, но не в транзитном плане. Выстраивание сложных цепочек поставок через Узбекистан, Таджикистан, Иран, с точки зрения глобальных маршрутов, малоэффективен, потому что не позволяет иметь короткое плечо доставки и предсказуемые транзитные платежи, как это есть, например, через Россию.
То есть необходим минимум простоев на границе и доставка по железной дороге с предсказуемой и понятной тарифной сеткой. А когда у тебя пять или шесть государств в плече доставки — это, конечно, не тот вариант, который выгоден.
В принципе, все транзиты через Среднюю Азию упираются в Каспийское море. Соответственно, ограничителем для любых транспортных маршрутов в Средней Азии являются логистические возможности, пропускная способность инфраструктуры на Каспии. Как показывает практика, это существенные ограничители.
В этом году, например, через Азербайджан планируется транспортировать только 10 млн тонн грузов. Не потому, что грузов мало, а потому что пропускная способность портов, паромных переправ, железных дорог ограничена. Вот эти 10 млн тонн — это максимум, что может идти по всем этим обозначенным маршрутам. Поэтому здесь по транспорту больше взаимозаинтересованность.
ИА Красная Весна: Что стороны могут обсуждать в плане промышленной кооперации?
Притчин: Промкооперация здесь носит достаточно поверхностный характер. То есть открываются сборочные предприятия в Казахстане узбекских автопроизводителей. Но опять же — это тоже достаточно низкий уровень передела. Это либо отверточная, либо финальная сборка.
По большей части это попытка Узбекистана войти на рынок ЕАЭС через вот такие схемы поставок машинокомплектов и их сборки. Каких-то серьезных крупных взаимных проектов по промкооперации мы тоже не видим.
Здесь Узбекистан и Казахстан являются в какой-то мере конкурентами за инвестиции внешних государств и, соответственно, своих ресурсов. Серьезных направлений для инвестиций друг в друга нет. И в этом собственно ограничения основные. То есть нужны третьи партнеры, крупные инвесторы, технологические инвесторы, которые позволят эту ситуацию продвинуть куда-то, но в целом. Нельзя сказать о серьезных перспективах кооперации Казахстана с Узбекистаном.
Читайте также: Узбекистан и Казахстан запустят совместные инвестиционные проекты
(теги пока скрыты для внешних читателей)