Обострение противостояния на Украине показало, кто готовится воевать до последнего украинца, а кто еще не разорвал с Россией отношения окончательно

Что говорят и к чему готовятся политические партии на Украине?

Жан Леконт дю Нуи. Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве (фрагмент). 1870
Жан Леконт дю Нуи. Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве (фрагмент). 1870
Жан Леконт дю Нуи. Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве (фрагмент). 1870

Сегодня на Украине формируется новая политическая реальность. Каков бы ни был исход противостояния с Россией, именно сейчас заявляют свои позиции те, кто готов бороться за власть и будущее на Украине.

Как это легко было предположить, оппозиционных сил на Украине, которые смогли бы встать на Украине и заявить дружественную России повестку, не обнаруживается. Все реально пророссийские регионы, а это Крым и Донецкая и Луганская области, уже находились «по ту сторону» еще со времени преступного государственного переворота в 2014 году. Все остальные пошли на компромисс с новым пробандеровским Киевом.

Каков сейчас расклад сил на украинской половине? Понятно, что позиция Зеленского, как и его партии — это воевать до последнего украинца. Он это объявил, он сделал ставку на длительное военное противостояние с Россией, и у него все еще все рычаги государственного управления, хотя бы номинально.

Следующая по популярности на данный момент партия — это «Европейская солидарность» бывшего президента Украины и ярого националиста Петра Порошенко. «Европейская солидарность» выступила за войну. Ее члены «уже ушли в армию, поступают в подразделения территориальной обороны Украины и остаются на связи с международными партнерами Украины», заявила соруководитель фракции «Европейская солидарность» в Верховной раде Ирина Геращенко.

Глава партии ЕС Порошенко заявил: «…время слов прошло. Враг на нашей земле. Мы должны защищать и защитить Украину! Мы сейчас создаем военный штаб из опытных военных с целью развития системы обороны Киева. Выстоит Киев — Украина выстоит!».

Порошенко призвал украинцев собраться в пунктах территориальной обороны в городах. «Территориальная оборона должна быть немедленно обеспечена оружием, средствами коммуникации, дронами, топливом, запасами вещевого, пищевого и медицинского обеспечения, противотанковыми средствами», — призвал Порошенко.

Бывший и. о. президента Украины сразу после майдана в 2014 году, Александр Турчинов призвал всех украинских патриотов-националистов взять в руки оружие и оказать сопротивление: «Я хочу обратиться к своим братьям, к украинским патриотам, с которыми мы в 2014 году смогли защитить Украину. Снова пришло наше время — берем оружие и не пускаем врага в наши города, наши села и поселки. Мы обязаны защитить Киев. Мы обязаны защитить Украину».

Глава партии «Батьковщина» Юлия Тимошенко выступила гораздо менее энергично, чем представители ЕС. Она сказала: «Но мы были готовы к этому. И мы встанем! Давайте не позволим врагу сломить нас. Мы победим! Потому что правда на нашей стороне. Давайте сохранять спокойствие и полагаться на ВС».

Следующая партия по рейтингу «Оппозиционная блок — За Жизнь» и все его лидеры молчат со вчерашнего дня. Сидящий под домашним арестом Виктор Медведчук сказал вчера, то есть до начала военной операции по демилитаризации и денацификации Украины: «Я с властью Зеленского не согласен был, есть и буду. По одной простой причине: всё, что они делают, они делают во вред Украине и во вред украинскому народу». Можно ли считать его позицию непреклонной, и что ее может изменить — пока непонятно. Во всяком случае, это было его последнее заявление.

Другой лидер «ОПЗЖ», Юрий Бойко, 24 февраля также молчал, однако накануне он дал интервью, из которого можно, не додумывая самим, со слов оппозиционного «пророссийского» политика понять его позицию.

Бойко сказал, что на Украине за последние годы ничего не изменилось — «как все русское шельмовали, так и продолжают. Как было, так и осталось, к сожалению. Этот антироссийский тренд в обществе превалирует. 70% людей в стране считают, что Украина воюет с Россией». То есть усилия «ОПЗЖ» ни к чему не привели, раз русофобии за последние годы меньше не стало.

Также Бойко сказал, что в случае серьезного военного конфликта, который и случился на следующий же день после его слов, избиратель ОПЗЖ останется за линией фронта, а значит, партия в этом не заинтересована. «У нас и так меньше избирателя, чем на противоположной стороне, и мы единственная фракция, которая отстаивает интересы восстановления отношений с Россией, а вот эти действия нас просто уничтожат. Мы станем изгоями», — сказал Бойко.

Понятно, что в этой логике «ОПЗЖ» была больше многих заинтересована в заморозке конфликта.

В отличие от «ОПЗЖ», националисты на Украине от начала военной спецоперации получают электоральную выгоду в пакете с уменьшением подконтрольной территории, ведь западные регионы гораздо более русофобские, чем Юг и Восток.

Под вечер, не выдержав молчания лидеров «ОПЗЖ», с инициативой в Раде выступила группа депутатов, возглавляемая Вадимом Новинским. Группа предложила начать переговоры с Российской Федерацией о мире.

«В этой бойне не будет победителей. Миллионы наших сограждан стремятся к миру и к мирной, спокойной жизни. И поэтому мы настаиваем на использовании всех возможностей для организации комплекса мер по защите человеческих жизней и деэскалации ситуации. Учитывая новые угрозы, действовать нужно немедленно. Не откладывая», — сказано в заявлении группы Вадима Новинского.

Следующий политик — Дмитрий Разумков. Разумков молчит. Совсем. Не сказав ничего, он входит в партию молчунов.

Партия «Сила и честь» Игоря Смешко призвала «все национально-патриотические силы отвергнуть все разногласия во взглядах и стать единственным, мощным фронтом защиты Украины и украинского народа!». В порыве объединения Смешко призывает дождаться, когда слова поддержки с Запада превратятся в реальную физическую помощь.

Политик Евгений Мураев заявил, что украинским гражданам «придется в ближайшее время испытать то, что хорошо знакомо жителям Донбасса». Мураев заявил, что сложившаяся ситуация — это «последствия неправильных и глупых решений, которые всем придется расхлебывать».

Мураев призвал «сохранить себя, стараться меньше читать новости, хотя это и непросто заставить себя, не делать резких движений… Пусть общая паника немного схлынет и тогда можно принимать решения». Мураев заявил, что ситуация находится полностью в руках Зеленского, «и только от него зависит, как быстро закончится кризис, и с какими результатами». Политик уверен, что Украина несмотря ни на что сохранится и будет жить.

Владимир Гройсман просто заявил, что на Украину напал варвар, «но мы должны сохранять спокойствие, как бы тяжело это ни казалось. Только мир поможет нам победить врага». Гройсман призвал всех украинцев как внутри страны, так и по всему миру объединиться, чтобы хватило сил на победу над «злом под названием Путин и авторитаризм».

Что в итоге? Позиция и контуры русофобского националистического ядра в среде украинских системных политиков понятны даже на обозначенном небольшом срезе. Наиболее резкие и энергичные заявления с призывами объединяться против России, за последнее время сделали партии «Слуга народа», «Европейская солидарность», «Батьковщина», «Сила и честь», а также партия Гройсмана — они составили весьма условную «партию войны». Не будем забывать, что существуют еще и несистемные политические силы, упоминание каждой из которых требует присутствия в тексте мантры про запрещенную организацию.

«Партию мира» в нашем обзоре возглавил один из украинских олигархов, как говорят украинские СМИ, близкий к Ренату Ахметову, Вадим Новинский, как политик с наиболее внятной и четкой позицией на фоне остальных. Евгений Мураев в итоге предложил переждать сильный ветер, чтобы потом во время затишья пуститься осваивать новую ситуацию. «ОПЗЖ», как партия, в силу своего молчания и слишком размытой позиции попала на скамейку запасных, а нашумевший недавними аппаратными интригами Разумков в результате этих интриг только усилил «Слугу народа» и партию войны в целом, избавив ее от себя и своих сторонников.