В первую очередь необходимо «импортозаместить» автоматизированные системы управления объектов критической инфраструктуры, транспорта, связи

Инженер рассказал о ситуации в электронике после начала СВО

Изображение: (cc) TheDigitalArtist
Микроэлектроника
Микроэлектроника
Микроэлектроника

После начала специальной военной операции России на Украине и введения западными странами различных санкций вопрос состояния отечественной радиоэлектронной промышленности стал одним из важнейших, так как без электронной элементной базы невозможно производить высокотехнологическое оружие, а также поддерживать в рабочем состоянии и развивать сложную инфраструктуру различных отраслей жизнедеятельности.

Как Россия отреагировала на эти вызовы, что может улучшить ситуацию в области электронной промышленности? Корреспондент ИА Красная Весна узнал мнение по этим вопросам разработчика электронных устройств, одного из авторов журнала «Радио», инженера Алексея Староверова.

ИА Красная Весна: Большой ли у вас опыт в области электроники?

Алексей Староверов: Профессионалом в области электроники себя не считаю, но как любитель помню себя с паяльником в руках с начальной школы. В возрасте 13–15 лет уже ремонтировал бытовую электронику. Тогда, в середине 90-х годов, в основном это были кассетные магнитофоны и радиоприемники.

ИА Красная Весна: Расскажите, как вы увлеклись электроникой?

Алексей Староверов: Точно сейчас сказать трудно. Помню, когда мне было шесть-семь лет, мой отец, будучи радиолюбителем с детства, учил меня тому, что знал и умел сам. Мы собирали с ним различные простые электронные устройства, ремонтировали либо разбирали на детали что-нибудь, не подлежащее ремонту.

ИА Красная Весна: Была ли у вас мечта, которая повлияла на выбор профессии и места работы?

Алексей Староверов: Мечта — это все-таки громко сказано, но с направлением дальнейшей деятельности в области электротехники и электроники определился лет в 13–14. В настоящее время занимаюсь этим в качестве хобби. Периодически публикую разработанные конструкции в журнале «Радио».

ИА Красная Весна: Как сложился ваш профессиональный жизненный путь?

Алексей Староверов: В 2002 году окончил электроэнергетический факультет Вологодского государственного технического университета по специальности «автоматизация технологических процессов и производств». Учился в аспирантуре там же, но диссертацию не защитил. Работаю программистом и практически на работе никакого отношения к разработке электронных устройств не имею.

ИА Красная Весна: Изменился ли ассортимент электронных компонентов на российском рынке?

Алексей Староверов: Не могу сказать, что есть какие-то изменения в ассортименте компонентов широкого применения за последние год-два. Возможно, существуют какие-то ограничения по специализированной элементной базе, но в этой области я не работаю.

Как и до начала СВО, номенклатура электронных компонентов состоит из советских запасов (выпуска 80-х — начала 90-х годов прошлого века), современных китайских и очень незначительного количества производства России и республик бывшего СССР. Доля первых — около 10%, вторых — 90%, третьих — менее сотой доли процента.

ИА Красная Весна: Что происходит с ценами?

Алексей Староверов: Еще раз оговариваю то, что могу дать оценку только по элементной базе широкого применения. Цены на компоненты из советских запасов и российского производства определяются реальной инфляцией, которая выше официально признанной. По моим оценкам, рост в этой категории составил 30–80%. Стоимость китайских компонентов определяется двумя факторами: во-первых, курсом доллара, а во-вторых, общей тенденцией снижения стоимости со временем. Например, китайский силовой биполярный транзистор с изолированным затвором, используемый в промышленной преобразовательной технике, лет 5–10 назад стоил 1000–1500 рублей, а сейчас — 50–100 рублей.

ИА Красная Весна: Чем грозят промышленности, инфраструктуре и другим отраслям санкции западных стран?

Алексей Староверов: Во-первых, отказом от дальнейшего обслуживания оборудования. Как правило, иностранные производители не предоставляют полную и достоверную техническую документацию на купленное оборудование. Без такой документации осуществление ремонта или сложной настройки является нетривиальной задачей. Альтернативой в этом случае является полная замена, и то если получится подобрать аналог.

Во-вторых, в сложном электронном оборудовании легко добавить недекларированные возможности, а проще говоря, закладки. После дистанционной активации такой закладки система может перейти в аварийный режим, под прямое внешнее управление, либо отключиться.

ИА Красная Весна: Какие усилия, по вашему мнению, предпринимает российская промышленность для защиты от санкций?

Алексей Староверов: На мой взгляд, в настоящий момент самым эффективным применяемым методом является серый импорт. Развернуть производство внутри страны после десятилетий целенаправленного уничтожения высокотехнологичных отраслей промышленности, системы образования и в состоянии инерции вхождения в Запад за год-два невозможно. Однако полного осознания ситуации у людей, принимающих решения, нет. До сих пор элита ждет «замирения» с Западом, поэтому мы наблюдаем отдельные «дергания», не носящие системного характера.

Изображение: Цитата из х∕ф «Иван Васильевич меняет профессию». Реж. Леонид Гайдай. 1973. СССР
Электроника
Электроника
Электроника

ИА Красная Весна: Как вы считаете, есть ли на данный момент в России достаточно специалистов, которые смогли бы решить задачи по импортозамещению путем создания полностью отечественной индустрии электронной промышленности?

Алексей Староверов: По производству электронных компонентов ничего сказать не могу, но перспективы импортозамещения электронных устройств можно обрисовать. Несмотря на десятилетия целенаправленного уничтожения инженерной школы, еще имеется определенное число специалистов, способных на определенном уровне разрабатывать электронные устройства. Например, журнал «Радио» издается с 1924 года, и там до сих пор печатаются любительские и профессиональные разработки, в том числе молодежи.

ИА Красная Весна: Как много для этого нужно ресурсов?

Алексей Староверов: Необходима государственная политика в этой области с целью объединения людей в коллективы и постановки им задач. Специалисты должны перестать заниматься зарабатыванием денег, как это происходит сейчас, и переходить к творческим разработкам.

ИА Красная Весна: Что является наиболее критическим и что нужно создавать в первую очередь? Насколько сильно мы сейчас отстаем здесь?

Алексей Староверов: В первую очередь необходимо «импортозаместить» автоматизированные системы управления объектов критической инфраструктуры, транспорта, связи. Здесь мы отстаем катастрофически. Как правило, под видом отечественных электронных устройств приобретается корпус с надписями на русском языке, а внутри китайская начинка.

Для замены на настоящие отечественные разработки необходимо создавать электронные устройства с аналогичным функционалом и с полной технической документацией. Затем, после тщательного тестирования, поэтапно заменять импортные. На начальном этапе до того, как отечественное производство электронных компонентов выйдет на необходимые объемы по номенклатуре и количеству, допустимо частично использовать элементную базу китайского производства. Можно подобрать компоненты, в которых вероятность наличия закладок практически нулевая.

На мой взгляд, здесь у нас есть определенные перспективы в связи с тем, что в настоящее время вся импортная электроника сильно и необоснованно усложнена. Почему так происходит — не совсем понятно, но в процессе создания отечественных аналогов появляется возможность упрощения как на концептуальном, так и на схемотехническом уровне без потери функциональности.

ИА Красная Весна: Вы сказали, что можно подобрать импортные электронные компоненты, в которых вероятность наличия закладок практически нулевая. Каким образом их можно отфильтровать?

Алексей Староверов: Во-первых, закладки легко размещать в микросхемах процессоров и контроллеров, а также в ряде аналогичных по сложности элементов. Во-вторых, закладок наверняка нет в простых микросхемах — логические элементы, операционные усилители и т. п.

ИА Красная Весна: Почему, на ваш взгляд, современные импортные электронные устройства необоснованно усложнены?

Алексей Староверов: Точного ответа у меня нет, однако могу выдвинуть несколько предположений. Во-первых, желание производителей увеличить добавленную стоимость изделия за счет увеличения количества используемых электронных компонентов. Во-вторых, усложнение задачи реинжиниринга электронных устройств для конкурентов и конечных пользователей, пожелавших избавиться от зависимости от производителя. В-третьих, именно в необоснованно добавленных узлах удобно размещать закладки.