Мамврийский дуб был обнаружен в ходе исследований прилегающей к Хеврону местности, изучения исторических документов и библейских текстов. Полученная информация сверялась с рассказами местных жителей

Реликтовый дуб Хеврона: апокалипсис пока откладывается

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Мамврийский дуб
Мамврийский дуб
Мамврийский дуб

Частичное разрушение христианской религиозной святыни, известной под названием Мамврийский дуб, произошло в городе Хеврон, 10 февраля сообщил ресурс «Союз православных журналистов».

Старое дерево, ствол которого высох и омертвел, обрушилось под собственной тяжестью. Согласно широко распространенному преданию, гибель древнего дуба возвещает близкий конец привычного нам мира и величайшие бедствия, от которых никому не будет спасенья.

Объект поклонения, носящий имя дуб Авраама или Мамврийский дуб, находится на территории палестинской автономии, в монастыре Святой Троицы, расположенном в городе Хеврон. По оценкам специалистов, дерево имело весьма солидный возраст — «около 5000 лет». Данный участок земли принадлежал Зарубежной Русской Православной Церкви, древний дуб также находился под ее опекой, в ведение РПЦ все это перешло при посредничестве известного палестинского политика Ясира Арафата после 1997 года. История имущественных отношений на территории русских церковных владений в Палестине раскрыта в документах, опубликованных на сайте «Патриарх и народ». Этот ресурс создан ради «сохранения памяти… накопления и структурирования информации» о Патриархе Алексии II.

Местом паломничества Мамврийский дуб стал в XIX веке благодаря усилиям, предпринятым архимандритом Антонином (в миру Андрей Иванович Капустин). Данный иерарх с 1865 по 1894 возглавлял структуру под названием «Русская духовная миссия на Святой Земле». Архимандрит Антонин интересовался не только религиозными дисциплинами. Будучи ученым-византинистом, он состоял в ряде отечественных и зарубежных научных обществ, занимающихся археологией. За время своего пребывания в Палестине он провел ряд раскопок, в ходе которых были сделаны важные находки. Например, базилика IV века, фрагменты городских стен Иерусалима и так называемые Судные ворота. Через них выводили к месту казни осужденных на смерть — следовательно, через них к месту распятья на холме Голгофа направлялся и Иисус Христос.

Мамврийский дуб был обнаружен в ходе исследований прилегающей к Хеврону местности, изучения исторических документов и библейских текстов, полученная информация сверялась с рассказами местных жителей. В результате был найден древний дуб, который, как утверждают исследователи, единственный уцелел из массива деревьев, именуемого «дубрава Мамре». Согласно Библии, в этой дубраве Авраам встретился с тремя ангелами и оказал им гостеприимство. Этот сюжет аллегорически отражен на знаменитой иконе XV века «Ветхозаветная Троица». Ангелов было трое, что приоткрывало завесу над тайной Божественной Природы, в которую верят христиане, но не принимают иудеи и мусульмане. Трое ангелов возвещали, что Бог триедин. Един в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Под каким конкретно деревом они расположились, Книга книг, как называют Библию, умалчивает, но дуб является свидетелем той давно ушедшей эпохи, и он располагается на нужном месте.

Обратим внимание на тот факт, что данный объект паломничества почитаем в основном представителями русского православия. Кроме того, нужно отметить, что Мамврийский дуб окружен большим количеством преданий, получивших широкое распространение, но происхождение которых пока трудно установить. Эти предания не основаны на канонических религиозных текстах.

О наличии такого рода легенд говорил в работе «Ближний Восток — Колыбель Православия» протоиерей Александр Трубников, принадлежавший к Российской Православной Церкви за рубежом.

По словам протоиерея Трубникова, эти «предания, тянутся вглубь веков и сохраняются христианами, евреями и мусульманами», иногда к этому списку, православные ресурсы добавляют ещё и язычников. Александр Трубников утверждал, что данный дуб упоминали «христианские писатели IV в.» и добравшийся до Палестины «наш паломник Даниил в XII в.».

Предания, не подтвержденные каноническими текстами, утверждают, что с древних времен «возле этого дуба летом устраивались празднества в воспоминание о явлении Божием Аврааму, сопровождавшиеся большой ярмаркой». Якобы «уже в I веке по Р. Х. Иосиф Флавий» пишет о данном дереве и «называет его Огигесом (то есть великаном)». Также встречаются заявления, что «во времена Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира». Кроме того, утверждается, что существовал «идолопоклоннический алтарь около дуба», однако «Константин Великий разрушил» это культовое сооружение и воздвиг христианский храм.

Сайт «Опыт православного паломничества на Святую Землю» и ряд других источников приводят весьма противоречивые сведения. Ресурс, публикуя информацию, посвященную данному вопросу, ссылается на «блаженного Иеронима», что «дуб возле храма Константина был срублен», и Иероним «видел только его пень». Однако, как утверждает автор материала, в XII веке картина меняется, поскольку «паломники и, в частности, игумен земли русской Даниил вновь посещают и описывают священный дуб Авраама».

Напомним, Мамврийский дуб окружен легендами и преданиями апокалиптического характера, посвященными тому, что часто называется «последними временами», предшествующими второму Пришествию Иисуса Христа. Отметим, существуют три поверья, чаще всего цитируемых представителями православного сообщества. Эту информацию подтвердил в своем интервью, данном 4 мая 2013 ресурсу «ТелеграфЪ», епископ Кременчугский и Лубенский Николай (Капустин Максим Владимирович).

Иерарх сообщил: «Вообще-то существуют три поверья, которые могут предвещать приближение конца света». Но преданье категорически настаивает, что говорить о том, что приближается апокалипсис «можно лишь в том случае, если сбудутся все три». Высыхание и гибель древнего дуба в данном предании фигурирует в качестве второго пункта. Первым поверье называет такое условие: «будет найден Ноев Ковчег на горе Арарат». Третьим предупреждением о грядущем конце света станет то, что перестанет сходить Благодатный огонь.

Отметим что епископ Кременчугский и Лубенский Николай заявил, что, по его информации, «уже есть исторические свидетельства того, что Ноев Ковчег найден».

При этом, помимо вышеописанного предания, существуют и другие, например, связанные с горой Афон. В них говорится о том, что «незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон». Есть предсказание о реке Иордан, дескать она потечет вспять перед приходом антихриста. Это пророчество приписывают уже упомянутому паломнику Даниилу, посетившему Палестину в двенадцатом веке.

Существует свое предание и в палестинском монастыре Свас, в котором фигурирует растущее в этой обители оливковое дерево, «плоды которого, по молитве Богу, даруют возможность зачатия неплодным женщинам». Монастырь хранит «предсказание старцев», предупреждающее, что дерево «засохнет в последние времена». Олива засохла, однако паломники, бывшие в данной обители, сообщили «два года назад из корней этой святыни выросло новое дерево, даёт плоды».

Древний дуб, бывший свидетелем беседы патриарха Авраама с посланцами Бога, засох в 1996 году, но уже в 1997 году из его корней появились молодые побеги. Православные паломники называют двух российских учёных, специально приехавших ознакомиться с этим феноменом. Это директор Главного ботанического сада Российской Академии Наук Александр Сергеевич Демидов и кандидат биологических наук Владимир Шатко. Они подтвердили, что легендарный дуб жив, это его ростки. При падении древнего ствола юное деревце не пострадало. С точки зрения православного человека это означает, что этот мир еще имеет шанс стать лучше и светлее.

Мамврийский дуб, разумеется, важен и интересен и как объект паломничества, и как зримый материальный результат трудов серьезного ученого — архимандрита Антонина, и просто как природный памятник. Поверья, его окружающие, также представляют интерес как культурно-религиозный феномен. Однако в вопросах религии стоит искать опору не только в легендах и преданиях, но и, прежде всего, в корпусе так называемых канонических текстов, также именуемых священными. К ним относят в первую очередь Библию и комментарии Библейских книг, написанные известными церковными деятелями, чей авторитет общепризнан.

Поэтому в вопросах эсхатологии — учения о конечных судьбах мира и человечества — обратимся к тому, что христиане называют святым писанием, то есть к Библии.

Вот что на эту тему сообщает Евангелие от Марка, глава 13, стих 32. Подчеркнем, это ответ, даваемый Иисусом Христом, на вопрошание о приметах так называемого последнего времени. И ответ этот звучит так: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Далее в стихе 33 следует рекомендация как жить и действовать: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь…» — и разъясняется, почему поступать надо именно так, — «…ибо не знаете, когда наступит это время».

Особо же настойчивым в желании узнать подробности грядущих времен Иисус Христос отвечает: «…не ваше дело знать времена или сроки». Это также фрагмент из Библии, его можно найти в книге «Деяния апостолов», в седьмом стихе первой главы. Рекомендации предельно понятные, к ним стоит отнестись внимательно вне зависимости от того, насколько религиозен читающий.

А пока Мамврийский дуб остается живой христианской реликвией, чуждой суетности и злобе дня, а также политическим интригам и спекуляциям в интересах глобализма.