В целом можно сказать, что потенциальные горячие точки в АТР остались те же: Корейский полуостров, где США готовят трехстороннее сотрудничество своей страны с Южной Кореей и Японией, и вся акватория Южно-Китайского моря (в том числе и Тайваньский пролив)

США поиграли мускулами. Как видят судьбу АТР участники саммита в Сингапуре

Утагава Садахидэ. Битва дракона с тиграми. Триптих. (фрагмент). XIX
Утагава Садахидэ. Битва дракона с тиграми. Триптих. (фрагмент). XIX
Утагава Садахидэ. Битва дракона с тиграми. Триптих. (фрагмент). XIX

Очередной диалог по безопасности в Сингапуре — «диалог Шангри-Ла», проходивший с 31 мая по 2 июня, стал уже вторым саммитом министров обороны азиатских и европейских министров, организованным во время проведения Россией специальной военной операции на Украине. Поскольку организует этот диалог «Международный институт стратегических исследований» (IISS) со штаб-квартирой в Лондоне, то тема Украины и вообще войны в Европе не могла не обсуждаться на этом форуме. Особенно учитывая интерес Британии к конфликту в акватории Черного моря, а также нарастающую значимость противостояния Вашингтона и Пекина.

Собственно это и были две самые главные темы для обсуждения, которые волновали, наверное, всех участников саммита. Во-первых, когда завершится конфликт на Украине, во-вторых, будет ли конфликт между КНР и союзниками США в Азии управляемым.

Британский институт, конечно, не приглашает Россию к участию в этом форуме с момента начала СВО. Зато туда пригласили президента Украины Владимира Зеленского. Это стало своеобразным нововведением, хотя выступал тот уже на закрывающей сессии. Зеленский ограничился в своем выступлении словами о том, что Россия без всякой причины напала на мирную Украину, что конфликт в Донбассе «в середине 2010-х» начала также Москва, а также, что Москва «соблазняла» мир переговорами, когда сама набирала силы (после почти десятилетней эпопеи с Минскими соглашениями, которыми подтерлись французы и немцы, эти слова Зеленского звучат так трогательно, что слезы на глазах наворачиваются).

В то же время, заявил Зеленский, миру поможет дипломатия. Украинский лидер похвастался, что заключено 15 двусторонних соглашений по безопасности с его страной и их будет «еще больше». Также он назвал систему ПВО Patriot лучшей и позвал всех на «саммит мира» в Швейцарию. Свое выступление он закончил всем известным бандеровским лозунгом.

Примечательно, что выступавший после этого министр обороны Сингапура Нг Енг Хен поблагодарил Зеленского и напомнил всем, что Украина не Тайвань, а Китай не Россия, а также, что мир не справится с «третьим геополитическим потрясением». А министр обороны Малайзии Мохамед Халед Нордин призвал АСЕАН оставаться нейтральной стороной в конфликте Пекина и Вашингтона, добавив к своему выступлению слова в поддержку народа Палестины.

Конечно, всё внимание саммита было приковано к выступлениям министров обороны США и Китая Ллойда Остина и Дун Цзюзня. На прошлом саммите в Сингапуре многие обсуждали отказ КНР от встречи с Остином предыдущего главы китайского оборонного ведомства Ли Шанфу. В этот раз встреча состоялась, и глава Пентагона заявил, что, по его мнению, война США с Китаем не является «ни надвигающейся, ни неизбежной». Кстати, министр обороны Сингапура уже во время закрывающей сессии саммита поспешил заметить, что это очень хороший знак для мира. Также он подчеркнул, что сомневается, что в КНР произойдет что-то похожее на перестройку при власти Си Цзиньпина.

США поиграли мускулами

Однако на выступлении Остина нужно остановиться подробнее. В своей речи глава Пентагона был настроен довольно воинственно. Он заявил, что гордится тем, что США в последнее время вложили беспрецедентное количество ресурсов в военную инфраструктуру в Азии.

«Позвольте мне внести ясность. Соединенные Штаты могут быть в безопасности, только если безопасна Азия. Вот почему Соединенные Штаты долгое время сохраняли свое присутствие в этом регионе. И именно поэтому мы продолжаем делать инвестиции, необходимые для выполнения наших обязательств перед нашими союзниками и партнерами», — заявил Остин. Чтобы ни у кого не возникало сомнений в верности США обязательствам, Остин подчеркнул, что по ориентации на Азию в США достигнут двухпартийный консенсус.

Глава Пентагона заявил, что США не будут концентрироваться в регионе на создании большого оборонного блока, но будут участвовать в ряде малых объединений. В частности, он анонсировал создание союза Южной Кореи, Японии и США. Похвастался тем, что Япония и Австралия начали сотрудничество в создании совместной противовоздушной обороны. И отметил нарастающее сотрудничество с Филиппинами, которые дали американцам доступ к четырем объектам на своей территории.

Также Остин упомянул работу альянса Великобритании, Австралии и США (AUKUS) в вопросе снабжения Австралии атомными подлодками. Это вообще отдельная больная тема для КНР. Министр обороны США упоминал и о сотрудничестве с Индией, Папуа-Новой Гвинеей, Индонезией и Таиландом, но в целом из его речи можно было сделать вывод, что по наибольшему спектру вопросов Вашингтон работает с Токио.

Про политику США в регионе Остин рассказал лишь, что они будут сдерживать КНДР, а также бороться за права Филиппин в Южно-Китайском море. Последнее особенно пикантно, учитывая постоянные сообщения о конфликтах ВМС Филиппин с китайским флотом в этой акватории.

Китайская альтернатива

Адмирал Дун Цзюнь вел себя по-восточному дипломатично. Он заявил, что военные не допустят, чтобы Китай оказался «маленьким двориком, окруженным высоким забором», — отсылка к статье в китайской англоязычной газете Global Times, которая так характеризовала политику США в отношении к КНР. Смысл этого сравнения в том, что США стремятся отсечь КНР от доступа к иностранным высоким технологиям, сохраняя сотрудничество с Поднебесной там, где им это выгодно, и таким образом Вашингтон хочет определять направление развития промышленности Китая. Разумеется адмирал не называл тех, кто строит забор. Он обратил внимание на то, что «внешние силы» посылают своих официальных представителей на Тайвань, нарушая принцип «одного Китая». Все это может привести Тайвань к страшным последствиям, подчеркнул глава китайского оборонного ведомства.

По украинскому и палестинскому кризисам позиция Китая осталась неизменной — Пекин призывает к переговорам. Также адмирал заявил, что КНР строго контролирует поставки товаров двойного назначения, и все они не используются для войны.

Также Дун Цзюн упомянул еще одну страну, которая, «ободряемая» внешними силами, позволила разместить на своей территории ракеты средней дальности. Название страны — Филиппины— министр обороны Китая не упомянул. (Страна весной этого года позволила американцам развернуть свои ракетные комплексы Typhon, также называемый Mid-Range Capability, в ежегодных американо-филиппинских учениях Salaknib-24.) В целом Дун Цзюн говорил, что Китай готов помогать всем странам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но хотел бы, чтобы союзники не привлекали внешних игроков.

Мнение членов АСЕАН

В условиях растущей напряженности в регионе очень важно отметить мнение Индонезии — крупнейшей страны в АСЕАН, а также Филиппин, которые, являясь союзником США, стали часто конфликтовать с Китаем в Южно-Китайском море.

Индонезийский лидер Прабово Субианто сместил фокус своего выступления на ситуацию в Палестине, подчеркнул, что происходящее в исламском мире имеет значение для народа Индонезии. В конце своего выступления он призвал Китай и США к стратегической ответственности и подчеркнул, что с большой властью приходит большая ответственность. «Наш мир стал меньше. Наука и техника дали нам возможность улучшить условия жизни наших народов. Но без мудрости, без доброжелательности, без доброй воли наука и техника также могут быстро принести в наш мир бедствия», — отметил политик.

Лидер Филиппин Фердинанд Р. Маркос-младший в отличие от индонезийского лидера выступил несколько более категорично. Он заявил, что Филиппины поддерживают «порядок, основанный на правилах», и подчеркнул моральную правоту Филиппин в вопросе определения морских границ. Выразил поддержку Южной Корее, призвал Пекин и Тайбэй к сдержанности. Вместе с тем он отметил «стабилизирующую» роль США в регионе, но добавил, что Китай также важен и его роль не вызывает никаких сомнений.

В целом можно сказать, что потенциальные горячие точки в АТР остались те же, что и в прошлом году. И их все участники саммита оговорили. Речь про Корейский полуостров, где США готовят трехстороннее сотрудничество своей страны с Южной Кореей и Японией. Вторая такая точка — это вся акватория Южно-Китайского моря, а также Тайваньский пролив. Там у США есть союзник в виде Филиппин, а также AUKUS, к которому США также надеются подключить Японию. Про сам Тайвань говорить не стоит.

Важно отметить, что Индонезия вновь занимает осторожную выжидательную позицию, что неудивительно, учитывая ее положение. Филиппинский лидер высказался не так резко, как можно было бы ожидать, однако все свои политические симпатии к США изложил. Китайская сторона послала в адрес местного союзника США сдержанную угрозу и призыв отказаться от своих планов. Американцы же пообещали региону дальнейшую милитаризацию и создание нового военного блока у границ КНР.