Если  ребенку не объяснить сериал, то он будет решать вопросы тем способом, который показан в картине, и удивляться, когда у него возникнут проблемы

Показывать «Слово пацана» без объяснения — вредительство. Интервью

Николай Богданов-Бельский. Сельская школа. 1890
Николай Богданов-Бельский. Сельская школа. 1890
Николай Богданов-Бельский. Сельская школа. 1890

Нашумевший сериал «Слово пацана» стал вызовом для российского общества, подняв целый пласт наболевших вопросов. Как мы понимаем и объясняем мрачные страницы своего прошлого, где проходит граница творческой свободы, на каких фильмах растет молодое поколение, и что должно делать государство в условиях нарастающей борьбы за умы людей? Эти темы должны быть переосмыслены с учетом новой, более жесткой и бескомпромиссной реальности.

Обсуждая сериал, важно фокусироваться не только на самой картине как художественном или культурном явлении, нужно увидеть те социальные процессы, которые он запускает в детских душах и детских коллективах. О проблемах детского воспитания и влияния криминальной субкультуры на умы подростков ИА Красная Весна побеседовало с заместителем директора по воспитательной работе «Сибирского кадетского корпуса» Александром Александровичем Павловым.

ИА Красная Весна: Добрый день, расскажите про ваше учебное заведение, с какими детьми Вы работаете, в каком возрасте?

Александр Павлов: В данном учебном заведении я работаю с 1992 года, оно называется «Сибирский кадетский корпус». У нас обучаются дети с первого по одиннадцатый класс. Был довольно длительный период, когда мы являлись опекунами для детей-сирот — порядка 150 учащихся, но сейчас таких воспитанников у нас минимальное число. Тем не менее много таких семей, где воспитывает одна мать, либо дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Наша задача — образование, но образование — это обучение и воспитание. У нас учатся не только мальчики, есть «Академия благородных девиц». Это дети из самых простых семей, которые хотят, чтобы ребенок получил достойное образование и воспитание.

Мы военизированное образовательное учреждение. Наш учредитель — министерство образования и департамент имущества Новосибирской области, Министерство обороны с нами связано только тем, что есть шефские связи. А вот с Войсками нацгвардии нас связывает уже соглашение о сотрудничестве, и у нас есть соглашение со Следственным комитетом РФ, в частности, с управлением по Новосибирской области. У нас 10-е и 11-е классы — это специализированные классы Войск национальной гвардии и Следственного комитета.

Половина наших выпускников идут в высшие военные учебные заведения, половина — в гражданские. Дети также выбирают специальности, которые связаны с силовыми структурами: юридическое образование, психологическое образование, сопровождение процесса. Я смотрел данные, фактически все выбирают государственную службу, потому что наша задача такая. Педагогика тоже, кстати, государственная служба, это служение, медицина тоже государственная служба, служение. Поэтому мы стараемся сделать, чтобы ребенок действительно нашел себя на государственной службе.

ИА Красная Весна: Говоря о новом сериале «Слово пацана», насколько он оказался популярен среди ваших воспитанников?

Александр Павлов: Сериал пока не вышел в широкий прокат, но люди посмотрели по платной подписке. Любое содержание, любой фильм без грамотного обсуждения ребенок принимает как эталон для подражания. Есть вещи, которые детей, особенно мальчиков, захватывает: когда он видит выражение силы или, как ему кажется, правды. Когда дети посмотрели сериал, в их среде началось подражание: «слово пацана» дают, «да ты не пацан»…

Они во многом не понимают сути. Пришлось объяснить и родителям, пришлось объяснить и самим ребятам, что этот фильм — это во многом вымысел, видение режиссера. И вот таких ситуаций в ближайшем будущем у них в жизни не будет. И лучше, соответственно, брать примеры из других фильмов. Я сам сериал видел отрывками, но считаю, что если подавать фильмы, не обсуждая, то это вредительство, потому что ребенок захочет подражать показанной картинке.

Молодой человек так построен, у него уже есть психологическая потребность выразить себя. Если он не находит, как себя выразить положительно, то он будет копировать худшие варианты. Когда такие фильмы выходят, и когда хотят поговорить про нашу историю, то после каждой серии должна быть передача типа «Большой игры», где нужно всё разбирать: смотреть, где это авторский вымысел, а где действительно такие ситуации были. Россия — большая страна. В 1990 году мне 23 года было, я жил на окраине Новосибирска — Станиславский жилмассив. Да, были стычки, но не было драк, стенка-на-стенку. Был какой-то кодекс улицы, решали проблемы, но не так, как показано. Были всегда между улицами какие-то трения, но всегда умели договариваться.

Если сейчас ребенку не объяснить сериал, то он попробует решать вопросы таким способом, который расходится с процессуальными нормами, и у него будут проблемы. Он не будет понимать, почему они возникли, почему его ругают, привлекают, родителей штрафуют. Он же в кино это видел, там разрешалось это делать.

В сериале, действительно, какая-то часть нашей истории показывается, но она показывается усеченно и так, как выгодно кому-то, в черном цвете. И другой вопрос, а кто будет объяснять? Папа, мама? Им некогда, они даже не будут знать, что дети посмотрели. Учителя? Вряд ли, потому что кто-то посмотрел, а кто-то нет. То, что после фильма, на мой взгляд, возрастет количество правонарушений, это однозначно.

Ребенок видит то, что его привлекает, он видит драку, силу, агрессию, лидеров. Ему необходимо донести, что слепого копирования не должно быть. Он должен понимать, что есть какие-то вещи хорошие, что есть коллектив, нужно своих не бросать, нужно защищать, но только понимать, когда это нужно делать и для чего.

Изображение: scc-nsk.ru
Воспитанники Сибирского кадетского корпуса
Воспитанники Сибирского кадетского корпуса
корпусакадетскогоСибирскогоВоспитанники

ИА Красная Весна: Вы упомянули копирование криминальной лексики, какие проявления начали появляться в подростковой среде в связи с сериалом?

Александр Павлов: Пока я только вижу лексику, у нас вообще в учреждении принято так, что мы стараемся слова «пацан» избегать. Есть юноша, мальчик, как я говорю, «пацаны» — это уже действительно лексика криминальная. То есть пока я вижу чисто показное копирование без всякого насилия. Но фильм пока не вышел на широкий экран. Когда это произойдет — будет больше проявлений.

Но тут есть и другой вариант. Например, Германика выпустила свою «Школу» — поговорили, посмотрели, но в обществе отклика не было. И фактически проект не удался. Может быть, и с этим фильмом будет так. Я знаю, что уже в некоторых регионах ребята снимают как бы анти-«Слово пацана», где стенка на стенку, но они потом братаются, руки жмут, обнимаются, говорят, что они сила, когда они вместе.

Параллельно должны идти фильмы, которые бы были более яркими, более интересными, но уже с той идеологией, которая нужна стране. Я сейчас посмотрел «Позывной „Пассажир“». Мне кажется, это тоже фильм яркий, который показывает, что даже представитель «офисного планктона», попадая в критическую ситуацию, должен принимать решения. Там и сила, и агрессия, которая идет не на разрушение, а на созидание.

Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом путем создания благоприятных условий. Вот фильм вышел, мы этим процессом должны управлять. Каким-то образом мы должны создать условия, при которых ребенок к этому фильму отнесется как просто к мультику, картинке и не будет подражать героям, понимая, что это вымысел о том, что было в каком-то городе, районе. Нужно убеждение, какой-то другой яркий пример, а когда показали и ребенок, не разбираясь, начинает всему этому подражать, всё это транслировать — это худший вариант.

ИА Красная Весна: Вы как человек, непосредственно работающий с подростками, что бы посоветовали родителям, которые обеспокоены влиянием сериала на поведение их детей?

Александр Павлов: Родителям я бы посоветовал, во-первых, больше знать, чем ребенок живет, общаться, постараться встать на его позицию, ну и его в позицию поставить нашу, взрослую, чтобы подумал, что будет. Тупо запрещать нельзя, выключая телевизор. Действительно, у нас есть только вербальные методы: объяснять, рассказывать, описывать ребенку дальнейшее развитие событий.

Допустим, ты сейчас взял этот пример, ты ему последовал. Соответственно, рано или поздно ты попал в сферу интересов определенных органов. А дальше ты кем хочешь стать? А ты не сможешь, почему? Да потому, что мы живем в цифровом обществе, мы на сегодняшний момент, как никогда, обнаженные. Вся наша история цифруется, она потом так или иначе тебе бумерангом вернется, а ты хочешь, чтобы тебе это вернулось?

Родителям нужно всегда раскладывать и объяснять, чего ты этим добьешься. А когда мы пускаем процесс на самотек — да ладно, сам разберешься — потом уже поздно получается. Нужно просто объяснять, не надо запугивать.

Я часто задаю вопрос ребенку, когда он собирается что-то делать: «Ты мог бы обнаженный встать и стоять на площади?» — «Нет, это стыдно». Ответ получили. Если что-то расходится с нашей моралью и законами и это стыдно, тогда этого не нужно делать, чтобы не было стыдно за тебя, чтобы не было маме стыдно за семью, чтобы не говорили про тебя плохо.

Как говорил Макаренко, ребенку без разницы — воровать, воевать, строить — ему главное, чтобы было интересно. А вот кто этот интерес схватит? Сейчас «Слово пацана» может занять какую-то нишу. Если ребенку где-то чего-то не хватает, ему может быть интересно. А кто этим интересом воспользуется и как, уже другой разговор.