Все предыдущие убийства происходили в то время, когда Вашингтон и Тегеран, казалось, были на пороге дипломатического прорыва

Было ли убийство в Иране попыткой Израиля саботировать ядерную сделку?

Мартинус Рёрбюе. Игроки в шахматы в турецкой кофейне (фрагмент). 1845
Мартинус Рёрбюе. Игроки в шахматы в турецкой кофейне (фрагмент). 1845

22 мая министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдулрахман Аль Тани после посещения Тегерана заявил, что лидер Ирана выразил готовность к компромиссу в отношении иранской ядерной сделки.

Переговоры по сделке были запущены командой Джо Байдена еще в апреле 2021 года, но в апреле 2022 года согласование зашло в тупик из-за требования Ирана исключить из американского списка террористических организаций элитное иранское военно-политическое формирование Корпус стражей исламской революции (КСИР). Однако накануне приезда главы МИД Катара его иранский коллега обозначил, что у Тегерана есть новое предложение для США.

После оптимистического заявления Аль Тани о вероятном достижении ядерного соглашения израильская газета Jerusalem Post отметила, что подписание сделки возможно уже в период с 6 по 10 июня. А компромисс, вероятно, будет заключаться в частичном снятии санкций с КСИР, но сохранении его подразделения «Аль-Кудс» в чёрных санкционных списках.

Однако в этот же день 22 мая в центре Тегерана произошло убийство члена отряда «Аль-Кудс» Сайяда Ходаи. Ходаи был ранен пятью пулями перед своим домом. Нападавшими оказались двое мотоциклистов.

Могло ли быть это убийство попыткой остановить процесс заключения ядерной сделки между Ираном и шестью мировыми державами? ИА Красная Весна публикует перевод статьи «Было ли убийство в Иране еще одной попыткой Израиля саботировать СВПД?», опубликованной американским аналитическим центром Quincy Institute for Responsible Statecraft, основанным в 2019 году и названным в честь бывшего президента США Джона Куинси Адамса.


Пока никто не взял на себя ответственность за последнее убийство иранского офицера, но если предположения прессы, указывающие на Израиль, верны, то каковы могут быть мотивы и цели Тель-Авива?

Что мы знаем, так это то, что старший офицер Корпуса стражей исламской революции Ирана, или КСИР, был застрелен 22 мая, когда припарковался перед своим домом в Тегеране, двумя неизвестными боевиками на мотоцикле.

Мы также знаем, что очень немногие страны имеют мотивацию и возможность совершить убийство в Иране и что Израиль — возможно, используя членов культа «Моджахеды-и-Хальк» в качестве доверенных лиц — убил ряд иранских ученых таким же образом в прошлом.

Как отмечает в воскресенье The Washington Post, «обвинение [Ирана] [в ответственности Израиля], а также стиль дерзкого убийства подняли возможность связи с другими убийствами с использованием мотоциклов, ранее приписываемыми Израилю в Иране, такими как те, которые были нацелены на ученых-ядерщиков страны».

Самым последним громким убийством, приписываемым Израилю, было убийство Мохсена Фахризаде, главы иранской ядерной программы, в ноябре 2020 года, всего за два месяца до инаугурации в качестве президента Джо Байдена, который обещал во время своей предвыборной кампании вернуть Соединенные Штаты к соблюдению ядерной сделки, которую экс-президент Дональд Трамп разорвал.

Согласно последующим сообщениям в прессе, Израиль или его агенты убили Фахризаде, используя удаленного робота ИИ, который был контрабандой ввезен в Иран по частям и собран там.

Если это убийство было направлено на то, чтобы существенно замедлить прогресс в ядерной программе Ирана, оно оказалось в значительной степени контрпродуктивным. По мнению большинства экспертов, после каждого убийства ядерная программа Тегерана, похоже, ускорялась и теперь достигла точки, когда Тегеран накопил достаточно обогащенного урана для производства одной или двух ядерных бомб всего за две недели, если он решит это сделать.

Убийство Фахризаде и текущее убийство совпали с моментами, когда Соединенные Штаты и Иран, казалось, были на пороге дипломатического прорыва.

Действительно, команда Обамы осудила более ранние убийства Израиля именно потому, что знала, что эти убийства не остановят ядерную программу Ирана и что их единственным намерением и воздействием будет отказ от дипломатии. Убийство одного ученого в 2012 году — как раз в тот момент, когда администрация Обамы начала тихо продвигаться к переговорам, которые завершатся Совместным всеобъемлющим планом действий 2015 года — вызвало исключительно сильные обвинения со стороны высших должностных лиц США.

Личность последней жертвы убийства в Иране может дать нам ключ к возможному намерению его убийц. Хасан Сайяд Ходаи был полковником в КСИР — той самой организации, которая была внесена в список террористов Государственным департаментом при Трампе. Требование Ирана исключить КСИР из этого списка является последним камнем преткновения для Соединенных Штатов, чтобы возобновить ядерную сделку с Ираном.

Хотя команда Байдена знает и признает, что сохранение КСИР в списке террористов никак не способствует сдерживанию ядерной программы Ирана и что администрация Трампа включила КСИР в список именно для того, чтобы политически затруднить любому преемнику возвращение к СВДП, до сих пор она не исключила КСИР из списка.

Поступали сообщения о том, что Тегеран может быть открыт для компромисса. Министр иностранных дел Катара, который был посредником между Вашингтоном и Тегераном, заявил об этом 21 мая. Был ли возможен скорый прорыв?

Если Израиль стоит за этим убийством, то почему он нацелился на офицера КСИР, а не на еще одного ученого-ядерщика? Рассчитывал ли он, что убийство офицера спровоцирует КСИР и сторонников жесткой линии режима и сделает любой компромисс намного более трудным для достижения?

Это, безусловно, соответствовало бы прошлым моделям, когда убийства Израиля казались приуроченными к саботажу американского дипломатического взаимодействия с Ираном. Этот вариант особенно привлекает внимание, поскольку Иран утверждает, что сохранение КСИР в списке террористических организаций делает убийство его членов законным в соответствии с законодательством США.

Мы не знаем, стоял ли Израиль за этим убийством. Но если бы это было так, то вполне возможно, что это было сделано для того, чтобы разрушить любой возможный компромисс между Вашингтоном и Тегераном. Это также показало бы, что стратегия Байдена по умиротворению Израиля до сих пор не смогла остановить саботаж американской дипломатии.