1. Экономическая война
  2. Экономика Турции
Интервью ИА Красная Весна /
Турция сталкивается с политическими, военными и экономическими проблемами, поскольку мы наблюдаем ее сдвиг в сторону Азии

Юрист из Стамбула оценил возможность сближения России и Турции

Стефано Торелли. Аллегория победы Екатерины II над турками и татарами. 1772.
Стефано Торелли. Аллегория победы Екатерины II над турками и татарами. 1772.

От редакции. Вопрос о возможности реального стратегического партнерства России и Турции активно обсуждается политологами и аналитиками.

В информпространстве существуют совершенно противоположные мнения по этому поводу. Имеющиеся факты могут подтверждать как одну, так и другую версию происходящего.

С одной стороны, президент РФ Владимир Путин называет главу Турции Реджепа Тайипа Эрдогана настоящим мужчиной, «который держит слово», а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявляет, что «безусловно, Турция — это очень важный партнер Российской Федерации, это стратегический партнер Российской Федерации».

С другой стороны, МИД Турции 16 марта в очередной раз заявил о недопустимости «незаконной аннексии Крыма», которая, по мнению турецких дипломатов, является грубым нарушением норм международного права. Анкара подчеркнула приверженность территориальной целостности и суверенитету Украины.

При этом Турция вооружает украинскую армию, а Эрдоган проводит напористую политику в тюркоязычных странах Средней Азии, намереваясь резко усилить влияние Турции в этом регионе.

Вопрос об отношениях Турции с США и Великобританией также по-разному раскрывается экспертами. Есть мнения как об усилении конфронтации между США и Турцией, так и о поддержке нового политического курса Эрдогана со стороны США и Великобритании.

Агентство ИА Красная Весна предлагает читателям мнения экспертов с разными взглядами, чтобы читатели сами могли делать выводы о ситуации.


Мы наблюдаем серьезные проблемы в экономике Турции. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган 21 марта уволил главу Центробанка страны (CBRT) Наджи Агбала, который занимал пост меньше полугода, а за два дня до своего увольнения поднял ключевую ставку с 17% до 19%.

После увольнения главы Центробанка турецкая лира упала на 15% по отношению к доллару США. Ее курс опустился до 8,48 лиры за доллар и приблизился к рекордным показателям ноября 2020 года, когда был уволен предыдущий руководитель CBRT. Это было при курсе 8,58 лиры за доллар.

О происходящем и о возможных вариантах развития ситуации в Турции редакция ИА Красная Весна расспросила эксперта из Турции, писателя и юриста из Стамбула Онура Синана Гузалтана.

ИА Красная Весна: Насколько серьезны резервы экономики Турции, какие шаги может предпринять новый глава ЦБ?

— Турция переживает непростую ситуацию в экономике: постоянные колебания валютных курсов и рост процентных ставок дестабилизировали ее и затруднили управление ситуацией.

Чтобы лучше понять, что именно происходит сегодня в экономической сфере Турции, рассмотрим три основных фактора, влияющие на нее. Они влияют сильнее, чем объемы валютных резервов или персона управляющего Центральным банком.

Взаимоотношения с США и Великобританией

Турция не так давно стала активнее совершать шаги по удалению от Атлантики (США и Великобритании — прим. ИА Красная Весна) и укреплению позиции в Евразии. Интересы политики Турции начали смещаться в сторону Евразии. Атлантические державы ответили на эти действия попыткой государственного переворота 15 июля 2016 года, который был спланирован ЦРУ. Они поддержали террористические организации, которые напрямую угрожают Турции, такие как РПК / ПДС / YPG, и мы стали свидетелями недавних экономических операций, [т.е. падения лиры].

Уход от западных стандартов в экономике

С момента вступления в НАТО в 1952 году Турция стала страной, которая определила и сформировала себя в соответствии с западной системой не только в политическом и военном плане, но и в экономике. Это получило дополнительное подкрепление после военного переворота 1980 года, после которого стала реализовываться неолиберальная модель.

Эта политика, которая была хорошо интегрирована в Запад и была сосредоточена на свободном рынке и приватизации. Она продолжала интенсивно реализовываться в первый период правления ПСР (Партии справедливости и развития). Мы до сих пор видим, что правительство не сумело оторваться от нее.

Хотя Турция сегодня политически ориентируется на Азию, ее экономическая зависимость от западной системы по-прежнему сохраняется. И с каждым шагом, предпринимаемым Турцией для избавления от этих цепей, она сталкивается с множеством проблем, поскольку она не готова к радикальной структурной перестройке.

Переход к экономической модели, ориентированной на производство, шаги по национализации рынка и налаживание торгового сотрудничества с соседними странами — все это варианты на пути Турции к выходу из кризиса.

Влияние мирового кризиса

Ясно, что идет глобальная рецессия, и пузырь свободного рынка лопнул. Сегодня Запад и экономики, выстроенные по западной модели, находятся в большом провале. Общественные восстания, вызванные экономическими причинами в Соединенных Штатах и в европейских странах, являются ярчайшим примером такой ситуации.

Уже существующий глобальный кризис, который постоянно усиливается, стал еще более суровым из-за продолжающейся пандемии коронавируса. Сегодня мы столкнулись почти с полным параличом неолиберального порядка. Волна глобализации, ориентированная на Запад, и ее экономическая система находятся в полном коллапсе. Экономика Турции, которая также имеет сильные связи с этой централизованной системой, пострадала, как ее аналоги в остальном мире.

И, наконец, я хотел бы также напомнить, что Турция является страной со значительным опытом управления кризисами и имеет потенциал для создания альтернатив.

ИА Красная Весна: Действия Эрдогана — это продуманная политика, или ситуация выходит из-под контроля, а он ситуативно реагирует, и это попытки тушить пожар?

— Во-первых, я хотел бы напомнить вам, что Турция — страна с устоявшимися государственными традициями и способностью планировать на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Турция сталкивается с политическими, военными и экономическими проблемами, поскольку мы наблюдаем ее сдвиг в сторону Азии. Она может прибегать к тактическим изменениям в соответствии с текущим положением для реализации своих долгосрочных стратегических целей. А экономика — одна из тех сфер, где часто наблюдаются подобные тактические изменения.

Более уместно оценить недавние шаги, предпринятые правительством.

Я должен подчеркнуть, что Турции необходимо внести изменения в свою экономическую структуру. Страна не может бороться с неолиберальной системой, если ориентирована на Запад.

Политические и военные действия обязательно должны подкрепляться шагами в экономической сфере. То, что будет предпринято совместно с нашими соседями, особенно с Россией, а также создание новых сфер сотрудничества в этом направлении, укрепят сопротивление Атлантике не только со стороны Турции, но и со стороны всей Евразии.

И если посмотреть в более широкой перспективе, когда Китай станет активнее в нашем регионе и займет более четкую позицию в этом геополитическом столкновении, это даст Азии преимущество в атаках на Запад.

ИА Красная Весна: Насколько это может сказаться на политических раскладах? Выборы ещё не скоро, но может ли кризис в экономике привести, например, к отставке правительства? Или это не кризис и до него еще далеко?

— Нравится вам их политика или нет, мы должны признать, что одна и та же партия находится у власти в Турции почти 19 лет.

Правительство страны пытается сменить направление, но сделать это непросто, учитывая реалии, которые основаны на социальном классе, налаженных ранее взаимоотношениях и обязательствах, которые власти взяли на себя.

А если посмотреть на оппозицию, то она состоит из неорганизованных партий, которые воздерживаются от самоопределения на международной арене. А искренность создаваемых ими союзов весьма спорна. Короче говоря, я могу четко сказать, что у Турции есть проблема с оппозицией, так же, как и с правительством.

В долгосрочной перспективе Турция вернется на круги своя.

Мы прямо сейчас являемся свидетелями процесса не только в Турции, но и во всем регионе, в котором, чтобы выступить против западного угнетения, набирают силы те, кому удается создавать национальные и региональные альтернативы, и те, кто может передать власть правительства общественности.

ИА Красная Весна: Скоро в США пройдет суд против турецкого Halkbank за нарушение режима санкций, введенного США против Ирана. Не окажется ли турецкая экономика в ее текущем состоянии слишком зависима от решения американцев по этому суду?

— Турция — независимая страна, с каждым днем удаляющаяся от Атлантики в сторону Азии.

Соединенным Штатам не нравится то, что Турция развивает сотрудничество со своим соседом Ираном во многих областях, особенно в торговле. И дело Halkbank полностью связано с этим процессом. Цель — подорвать отношения Анкары и Тегерана и запугать турецкое государство. США пытаются использовать в качестве оружия против Турции правовые аргументы, не основанные на каких-либо конкретных причинах.

Дело Halkbank ничем не отличается от всех незаконных эмбарго и санкций, которые были введены против наших соседей России и Ирана.

Турция, Россия и Иран, если соберутся против агрессивно настроенного Запада, изменят расклад сил. Как соседи, мы должны доверять друг другу. Наши интересы совпадают, и мы боремся против западного империализма.

Все эти эмбарго, санкции, политическое, экономическое запугивание и военные манипуляции потерпят крах, когда мы будем сотрудничать и сформируем прочный блок, а наш регион, наконец, будет освобожден.