Польские ультраправые под молчаливое одобрение властей оскверняют могилы советских солдат, павших при освобождении Польши

Почему, предавая память советских освободителей, Польша роет себе могилу?

Георгий Кибардин. Варшава. Театральная площадь. 1944
Георгий Кибардин. Варшава. Театральная площадь. 1944

С 2016 года в Польше действует закон о декоммунизации, направленный на уничтожение памятников и символов «коммунистической эпохи». Под этот закон попали более 200 советских монументов, включая мемориалы воинам Красной Армии. К концу 2025 года Польша демонтировала уже 41 советский памятник. На фоне этой политики активизировалась ультраправая группировка «Всепольская молодежь» — крайне правая ультранационалистическая организация, которая проводит акции «декоммунизации» даже у воинских захоронений, где покоятся тысячи советских солдат, павших при освобождении Польши от нацизма.

В частности, на днях организация провела очередную такую «акцию» у мемориала в Познани, а именно возле познанской Цитадели, где увековечена память освободителей города. Действия националистов не находят препятствий, поскольку органично вписываются в официальную политику польских властей, тоже стоящих на антироссийских позициях.

При этом такая позиция не отражает настроения всех поляков. Есть немало тех, кто не расплевался с исторической памятью. Например, автор еженедельной общественно-политической польской газеты Myśl Polska, публицист Аркадиуш Домередский, опубликовал 3 февраля статью под названием «Антипольская молодежь» с реакцией на действия националистов. ИА Красная Весна публикует перевод его статьи.


Польский народ не важен для «Всепольской молодежи»

На этот раз целью крестового похода против коммунизма стала Познань, а именно познанская Цитадель, где увековечена память освободителей Познани. Эта акция вредна, во-первых, потому, что она выражает и продвигает как нечто хорошее глубочайшее презрение к вопросу существования польского народа. Ведь солдаты Красной Армии сражались для того, чтобы остановить «Генеральный план Ост», то есть уничтожение польского народа, организованное Германией.

На Цитадели находится кладбище советских солдат — все эти люди отдали свои жизни за то, чтобы мы могли жить и говорить по-польски, и за то, чтобы здесь была Познань, а не Позен. И эти люди заслуживают уважения. Уже из-за самой значимости дела спасения польского народа уважения заслуживают те, кто за это дело боролся. Выказывая к ним презрение, активисты «Всепольской молодежи» демонстрируют, как мало для них значит выживание польского народа.

Польский народ может быть только с Западом?

Вторая причина, по которой эта акция глупа, — стоящий за ней нарратив о Польской Народной Республике как о второй оккупации, причем не лучше гитлеровской. Между тем, как однажды удачно выразился редактор Адам Смех, «самой польской Польшей была Польская Народная Республика». Ее общественный строй, основанный на сильном государстве в границах Пястов, широкомасштабной национализации промышленности, государственной экономической инициативе и аграрной реформе; ее исторический нарратив и продвигаемые в культуре ценности; наконец, ее геополитическая концепция — делали Польскую Народную Республику формой польской государственности, наиболее близкой видению большинства довоенных польских националистов.

Возможно, с точки зрения интересов определенных групп социальные изменения, произошедшие после 1945 года, были невыгодны. Возможно, с точки зрения имущих классов и людей, стремящихся к ним, было бы более желательно, чтобы Польша сразу после окончания Второй мировой войны оказалась в зависимости от Запада и сразу пошла по тому пути, по которому идет после 1989 года. Тем не менее частный интерес класса компрадоров не может отождествляться с общенациональным интересом.

Между тем молодые активисты ведут себя так, будто исключительно интерес меньшинства тех, кто выиграл от свержения Народной Польши, является национальным интересом. Более того, они ставят этот частный, классовый интерес выше выживания нации, полагая, что если Польша не может быть капиталистической и интегрированной с Западом, то вполне можно обойтись и без польского народа вовсе.

«Всепольская молодежь» как часть мейнстримного антипольского течения

Следующий слой пирамидальной глупости акции «Всепольской молодежи» связан с контекстом немецкого ревизионизма и немецких претензий к Польше. Свой вандализм они оправдывают тезисом о том, что Советский Союз был для Польши не освободителем, а вторым оккупантом, ничем не лучше гитлеровского. Я не буду здесь спорить, верен этот тезис или ложен, но сосредоточусь на последствиях принятия его за истину, которые выглядят следующим образом:

1) раз нарратив перешел от «солдаты Красной Армии — освободители» к «СССР — такой же оккупант, как Третий рейх», то последовательное смещение нарратива ведет к выводу, что Советы были даже хуже;

2), а раз Советы были хуже, то немцы, сражаясь против них, были меньшим злом;

3) раз они были меньшим злом, значит, относительно говоря, они были хорошими парнями, которые защищали нас от большевистских орд;

4) а раз так, то немцы были в этой войне жертвами, а их изгнание и взятие возвращенных земель и немецкого имущества было преступлением, совершенным коммунистическим оккупантом;

5) следовательно, поляки должны если не произвести коррекцию западных границ, то хотя бы выплатить компенсации за разграбленное коммунистами у немцев имущество, на котором они обогатились.

Таким образом, нарратив борьбы с коммунизмом вписывается в интересы немецкого исторического ревизионизма.

Лагерь «Костюшко» — это угроза

Наконец, остается вопрос: какой смысл бороться с мнимым врагом? Какой смысл вести войну против СССР спустя десятилетия после его исчезновения? Вероятно, дело здесь не столько в Советском Союзе, сколько в демонстрации враждебности по отношению к Белоруссии и России, апеллирующим к своему советскому наследию. Однако и в этом случае следует спросить: какой смысл указывать на эти страны как на врага? Это они за гроши скупили нашу промышленность? Это они сделали из Польши источник дешевой рабочей силы? Это они душат наше развитие прописанными под себя правилами и бюрократическими механизмами?

Следовательно, у России или Белоруссии есть экономический интерес в том, чтобы вредить нам и саботировать попытки нашего экономического и социального подъема как нации? Нет! А у кого есть такой интерес? У стран Запада. Не с востока, а с запада может прийти угроза, которая спутает все планы по построению сильной и современной Польши (хотя, чтобы рассматривать это в этих категориях, сначала нужно иметь такие амбиции, а что касается того, есть ли они сегодня у «Всепольской молодежи», могут быть серьезные сомнения).

Кто-то сейчас скажет: «Но ведь Россия нам угрожает, ведь российские ракеты нацелены на Познань». Но задумывался ли кто-нибудь, из чего проистекает такая, а не иная позиция России? Ее можно объяснять сказками в духе постов Роберта Винницкого о 500-летней ненависти русских к полякам, их врожденной подлости, жажде завоеваний и господства над миром, но можно вместо этого взглянуть на эту проблему с реалистичной точки зрения, и тогда мы увидим, что Польша стала пешкой в руках заокеанской державы, которая свергает в ряде стран неугодные ей правительства, чтобы получить доступ к их ресурсам для своих корпораций.

За время существования польско-американского союза Соединенные Штаты напали на Югославию, Афганистан, Ирак, Ливию, Сирию, Украину, Йемен или совсем недавно — Венесуэлу. Большую часть этого времени они угрожают России, размещая свои военные объекты всё ближе к ее границам. И здесь, в Познани, тоже находятся вооруженные силы США.

Причина, по которой русские рассматривают сценарий запуска чего-либо в Познань, — именно американские войска, размещенные в гарнизоне «Костюшко», а не, например, Марциновский кортеж (кортеж руководителя бюро международной политики при администрации президента Польши Марцина Пшидача — прим. ИА Красная Весна) (как это недавно вообразил себе президент Познани Яцек Яськовяк).

Роберт Винницкий — польский правый политик, один из лидеров правой партии «Конфедерация за свободу и независимость», депутат сейма Польши.

Трусость «Всепольской молодежи»

Таким образом, реальную угрозу для Польши и Познани в частности создает присутствие здесь живых американских солдат, а не мертвых уже несколько десятилетий советских солдат. Протест против советских памятников в Польше либеральными властями воспринимается благосклонно, и единственное последствие, которое может кого-то за это ожидать, — лучший старт при попытке получить теплое местечко в учреждениях типа Института национальной памяти. С другой стороны, противодействие размещению у нас американских войск может столкнуться с преследованиями, обвинениями в агентурной деятельности и шпионаже в пользу России, лишением средств к существованию и арестом со стороны Агентства внутренней безопасности.

По политике, проводимой партией «Национальное движение» и ее молодежным крылом, по совершаемым ими выборам мы видим их уровень смелости. У них не хватает смелости задирать не подпадающего под польские законы наемника армии США, который может безнаказанно избить поляка до увечья или даже застрелить. Смелости им хватает лишь на то, чтобы глумиться над мертвыми солдатами Красной Армии, которые по причине своей смерти не в состоянии им как-либо ответить. Ведь проще всего заниматься борьбой с мнимым врагом, которая не требует никаких жертв и даже вознаграждается, вместо борьбы с реальной угрозой, требующей риска для себя и своих близких.

Деградирующие партийные молодежные организации

Я пишу все это с точки зрения человека того же возраста, что и эти несчастные активисты. Часть моих друзей действовала во «Всепольской молодежи», и я знаю, насколько вредно влияние этой организации (как, впрочем, и партийных молодежек в Польше в целом) на молодых людей. Такой человек либо деградирует там интеллектуально, пропитываясь вредными для Польши мифами, для распространения которых используется его юношеский энтузиазм, либо деградирует морально, превращаясь в циничного карьериста, либо же (что случается с лучшими из них), испытывая отвращение ко всей этой деградации, становится в молодом возрасте полностью политически выгоревшим.

Ложные споры

Поэтому сегодня так важно дать молодым людям альтернативу всему тому, во что их пытаются втиснуть. Показать, что можно мудро любить Польшу и выражать заботу о ней, стоя на почве политического реализма, что национальная мысль стоит выше войнушки «правые против левых» (которая больше напоминает разборки футбольных фанатов и разных субкультур, чем идейный спор), и, наконец, что можно действовать ради самой идеи лучшей Польши, а не во имя карьеризма. Весь интеллектуальный труд старших поколений пойдет прахом, если не удастся найти форму, которая позволила бы донести эти фундаментальные идеи до молодых без искажений.

Я также призываю, вопреки всему и всем, посещать и оставлять цветы и свечи на могилах тех, кто пал за то, чтобы мы могли жить и чтобы здесь была Польша. Именно для того, чтобы подать пример и показать, особенно молодым, что мы помним и что это далеко не всё равно — находится ли здесь наша, поляков, родина или жизненное пространство для кого-то другого.

Комментарии
Загружаются...