logo
  1. Экономическая война
  2. Электротранспорт
ИА Красная Весна /
Происходящее в автомире в 2020 году все больше напоминает революцию

Электромобили — экология, технология или конкурентное преимущество?

Газ, электричество, бензин
Газ, электричество, бензин
Мария Лапухина © ИА Красная Весна

2020 год будет очень интересным для электромобилей. С одной стороны, с 1 января вступают в силу новые правила ЕС по нормам выброса СО2, серьезно ограничивающие производство обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. С другой стороны, конец 2019 — начало 2020 года стали очень богаты на высказывания ведущих мировых автопроизводителей о разработке и выпуске новых моделей автомобилей с гибридной двигательной установкой, а также новых моделей электромобилей.

Что касается новых правил Европейского союза, то они вступают в силу 1 января, и в соответствии с ними серьезные штрафы будут налагаться на автопроизводителей, если средние выбросы углекислого газа от выпускаемых ими автомобилей, будут превышать 95 г на километр. Если этот лимит будет превышен, компания должна будет заплатить штраф в размере 95 евро за каждый лишний грамм СО2, превышающий норму. Такой штраф будет налагаться на каждый проданный автомобиль с нарушением. Эксперты сообщают, что мировые автогиганты в основном не успевают привести свою продукцию под такие жесткие нормы. Суммы штрафов, которые заплатят производители автомобилей, будут исчисляться миллиардами долларов.

Такая серьезная ограничительная мера очень сильно влияет на настроения на рынке автомобилей — автопроизводители один за другим анонсируют электрическое будущее своей продукции.

Застрельщиком и наиболее активным спикером нового «электрического» будущего автомобилей стала компания Volkswagen, глава которой заявил, что «эра классических автопроизводителей закончилась». Как отмечают автоэксперты, компания Volkswagen, которая заплатила более 30 миллиардов долларов штрафов с момента признания в 2015 году фальсификации с уровнем выбросов своих автомобилей, приняла тематику электромобилей «с энтузиазмом религиозного новообращенного».

Глава Volkswagen опасается, что, если VW не сделает резких шагов к электрическому авто-будущему, у его компании есть все шансы повторить судьбу финского производителя телефонов Nokia. Имеется ввиду ситуация на рынке смартфонов, когда в течении нескольких лет признанный мировой лидер мобильных телефонов проворонил новичка в лице компании Apple с первым смартфоном «Айфон». Эта ошибка, вызванная неверной оценкой будущего, стоила компании Nokia не просто лидерства, а вывела ее из числа мировых производителей мобильных телефонов.

Известно, что в автомире аналогом «Айфона» от Apple считается электромобиль Tesla Илона Маска, так что намек главы VW более чем прозрачный.

Главу VW поддерживает избранный председателем Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) генеральный директор компании Scania Хенрик Хенрикссон, заявивший: «Мы рассчитываем на тесное сотрудничество с европейскими институтами, чтобы помочь в достижении целей Green Deal. Я твердо верю, что благодаря усилиям всех заинтересованных сторон автомобильный транспорт с нейтральным уровнем выбросов углерода к 2050 году будет вполне доступен». Необходимо пояснение, что Green New Deal — это комплекс законов и мер, предложенный США и нацеленный на борьбу с изменением климата, а также эффективное использование ресурсов. Имеет отсылку к New Deal Франклина Рузвельта времен Великой Депрессии.

Ему вторит глава компании «Линкольн» Джой Фалотик, который заявил о совместной деятельности с Rivian следующее: «Работа с Rivian знаменует собой ключевой поворот для Lincoln, поскольку мы движемся к будущему, которое будет использовать только электромобили».

Американская компания General Motors (GM) решила вложить большие деньги в производство электромобилей. «Благодаря инвестициям GM делает большой шаг вперед, делая наши представления о полностью электрическом будущем реальностью», — заявили в компании.

Toyota объявила о намерении ориентировочно к 2025 году полностью прекратить выпуск автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями, оставив в своей модельной линейке только гибриды, электромобили и автомобили, работающие на водороде.

Человек, которому поручено сделать электромобили Audi успешными, Стефан Ниманд, глава компании по электрификации, сказал, что электромобили — «это будущее».

Однако слова — это слова, если они не подкреплены реальными действиями. Однако компании действительно начали вкладывать очень большие деньги в производство электромобилей.

Лучше всего в этом отношении себя чувствует детище Илона Маска. От любых сколь угодно жестких экологических требований они получают большое преимущество — их автомобили уже на конвейере, ничего перестраивать не надо, выбросов у них нет. Кроме того, эксперты отмечают, что Илону Маску даже не надо тратиться на рекламу, поскольку он раскрученная медийная фигура, все действия которой постоянно в фокусе мировых СМИ.

У компании «Тойота» на фоне ужесточения экологических требований тоже есть козырь в рукаве — это гибридные автомобили. Компания — признанный лидер в разработке и производстве автотранспорта с гибридной силовой установкой. Критики обвиняют ее в том, что маломощный ДВС, если не использовать батарею, выделит значительно больше вредных веществ в атмосферу, однако формально жесткие экологические требования модели Тойоты смогут выполнить. Это даст компании фору и возможность не в таком жестком режиме перестраивать свои производственные мощности под электромобили.

А остальные автопроизводители столкнутся с очень серьезной проблемой — им будет необходимо полностью перестраивать производство, логистические и производственные цепочки для фактически новой продукции, ожидая нового электрического будущего. В том, что оно непременно наступит, эксперты не сомневаются.

«В электромобили вливается просто невероятное количество денег», — сказал Эл Бедвелл, директор Global powertrain в LMC Automotive. «Я наблюдал за этой отраслью в течение 20 лет, и мое чутье подсказывает, что теперь ее уже не остановить».

Если спрос на электромобили не начнет резко расти, «с некоторыми из этих новых запусков электромобилей произойдет изрядная бойня», — сказал Марк Уэйкфилд, управляющий директор консалтинговой фирмы AlixPartners.

А проблема с резким ростом спроса на электромобили действительно существует. Экологическая истерия, развязанная на Западе, призывает покупателей авто делать выбор в пользу электромобиля, который якобы защищает окружающую среду, сохраняет озоновый слой и сокращает выбросы двуокиси углерода в мире.

Однако отсутствие прорыва в производстве мощных электрических батарей не дает ценам на электромобили упасть. А сейчас электромобиль из-за дорогой батареи стоит в среднем в полтора-два раза дороже, чем сопоставимый автомобиль с ДВС, и без государственных дотаций покупка такого автомобиля просто невыгодна. Даже покупатели на Западе не желают оплачивать «экологию» из своего кармана.

Эта и другие проблемы привели к тому, что акцент в рекламных компаниях электромобилей сместился с экологических проблем на технологические преимущества электромобилей перед автомобилями с ДВС.

Одним из ответов на экологические проблемы, реальные и мнимые, мог бы стать переход на газомоторное топливо. Тут одни плюсы и для потребителя и для производителя — стоимость автомобиля увеличивается незначительно, нет необходимости менять технологию производства автомобилей с ДВС, выбросы вредных веществ практически отсутствуют. Именно ставку на автотранспорт с газомоторным топливом сделали в России.

«Замминистра Минпромторга Александр Морозов поставил под сомнение ближайшие перспективы широкого внедрения электрокаров в России, призвав в первую очередь развивать производство транспорта на природном газе, поскольку он на 30% менее энергозатратен».

Однако Запад, Япония и Китай не стремятся двигаться в эту сторону, поскольку это даст преимущество России и другим странам, обладающим большими запасами газа. Тут и начинает проявляться одна из основных причин истерики на тему электромобилей — это получение конкурентного преимущества над противниками.

Автомобильный рынок давно поделен, и вырваться вперед не позволяет объективная реальность, кроме того, большое число молодых автопроизводителей из развивающихся стран начинает наступать на пятки автогигантам. Единственный вариант отсечь конкурентов — это разрешить производство только высокотехнологичных электромобилей, обосновав это экологическими проблемами.

То, что экология не имеет никакого отношения к электромобилям, понимают и производители, и эксперты. Электромобиль не снижает выбросов, он просто переносит выбросы из одного места в другое. Он мнимо более экологичен при эксплуатации, однако значительно сильнее загрязняет планету при производстве. Речь, конечно, идет про большую и мощную аккумуляторную батарею. Кроме того, электричество, которым заряжается батарея, берется не из воздуха, а вырабатывается на электростанции путем сжигания угля, мазута или газа, что также выделяет вредные вещества в атмосферу, только в другом месте. Ну и не стоит забывать, какие проблемы возникают при утилизации и переработке аккумуляторной батареи электромобиля.

Стоит отметить, что не только автотранспорт испытал на себе «экологические» веяния. Если посмотреть на авиаперевозки, там ровно так же выдавили с международного рынка самолеты, не соответствующие нормам по выбросам и по шуму.

Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что мировой автопром стремительно «накачивает» электромобили и готовится продавливать их на рынок. Объективная реальность и экономика пока против, однако в погоне за конкурентными преимуществами и прибылью в будущем такие «мелочи» в расчет приниматься не будут.