Слишком памятны людям репрессии силовиков, подавлявших протесты против нее, которые начались сразу после свержения Кастильо 7 декабря 2022 года

Кто такая Болуарте и почему ее не любят в Перу. Разбираемся

Изображение: Teodoro Núñez Ureta, Peruvian (1912-1988)
Fragment of the mural Education in Peru
Fragment of the mural Education in Peru
Fragment of the mural Education in Peru

Очередной опрос общественного мнения в Перу показал, что неодобрение деятельности временного президента этой страны Дины Болуарте, пришедшей к власти в результате государственного переворота, продолжает расти. С начала ее правления, согласно опросам, уровень неодобрения ее деятельности составлял 71%. В сентябре 2023 года эта цифра достигла 82%.

Казалось бы, Болуарте дан зеленый свет на реализацию заблокированных для ее предшественника Педро Кастильо, проектов. Она разъезжает по зарубежным странам, привлекая в страну инвестиции и укрепляя ее имидж на международной арене. При этом США ее полностью поддерживают. Однако народ Перу принимать этого президента не хочет, и чем дальше, тем больше.

Слишком памятны людям репрессии силовиков, подавлявших протесты против Болуарте, которые начались сразу после свержения Кастильо 7 декабря 2022 года. Волна протестов против нового президента стартовала в день государственного переворота, когда был схвачен и посажен в тюрьму законно-избранный левый президент.

Люди, рискуя жизнями, выходили на улицы на протяжении нескольких месяцев в разных регионах страны, чтобы восстановить справедливость. Протестующие требовали освобождения Кастильо, роспуска конгресса, отставки Болуарте и проведения досрочных выборов.

Однако накал и всеобщая мобилизация граждан сильно напрягли действующую власть. Возможно, и тому есть подтверждения, хотя власти это отрицают, в то время был отдан приказ на расстрел протестующих с целью устрашения, чтобы остановить усиление протестов. По некоторым данным, во время протестных выступлений погибло около 70 человек. При этом доказано, что 49 человек были убиты военнослужащими.

После такого устрашения последующие попытки мобилизации протестующих в июле были уже не такими массовыми, как в начале года. Властям Перу удалось запугать своих граждан. В своем отчете международная правозащитная организация Amnesty International пришла к выводу, что при подавлении протестов в Перу имели место внесудебные казни и чрезмерное применение силы со стороны национальной полиции и вооруженных сил. При этом в организации сообщили о наличии расизма, который способствовал росту насилия, особенно в отношении коренных граждан Перу.

В этой связи в отношении Болуарте и премьер-министра Перу Альберто Отаролы было возбуждено дело по обвинению в геноциде, убийствах и злоупотреблении властью во время протестов. Однако на данный момент продвинуть расследование не удается, потому что Болуарте отказывается отвечать на вопросы адвокатов родственников убитых граждан.

Болуарте является ставленницей правых, которые представляют большинство конгресса Перу. И именно этот конгресс стал инициатором госпереворота, в котором также были замешаны и политические партии, и некоторые экономические элиты, олигархия Перу, а также иностранные сверхдержавы. Такое посягательство на принципы демократии, как госпереворот, никак не было осуждено в Вашингтоне. В день переворота США сразу признали Болуарте в качестве нового президента Перу.

Однако спустя 10 месяцев правления Болуарте международные элиты продолжают держать эту ставленницу правых и Вашингтона, запачкавшуюся кровью своих граждан, на определенном расстоянии. Напомним, что конгресс Перу сумел обойти конституционные ограничения, не позволявшие Болуарте выезжать за рубеж, и 4 августа впервые разрешил ее поездку в Бразилию на саммит Амазонии, который прошел с 8 по 9 августа. Дело в том, что по законам Перу, президента во время зарубежной поездки должен заменять вице-президент. Однако у Болуарте нет вице-президентов. В этой связи конгресс Перу разрешил Болуарте управлять страной удаленно, используя цифровые технологии, несмотря на то, что конституционалисты и политологи в Перу считают это решение конституционным нарушением.

Стоит отметить, что у Кастильо не было никаких ограничений, однако конгресс не выпускал ненавистного им левого президента за пределы Перу, чтобы не укреплять его международный статус, а официально — из-за боязни, что президент скроется от правосудия, так как в отношении него проводились уголовные расследования. Но, как мы уже знаем, против Болуарте они тоже ведутся. Кстати, на этом основании левые партии попытались запустить процедуру импичмента в отношении Болуарте, заявляя, что она может сбежать во время своих зарубежных поездок.

После саммита Амазонии Болуарте в сентябре побывала на заседании 78 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. После чего пресс-служба правительства Перу заявила, что Болуарте удалось в кулуарах встретиться с президентом США Джо Байденом, обсудив с ним «вопросы, касающиеся сотрудничества между двумя странами и вопросы поддержки», которую Перу получает от США. Кроме того, она якобы пригласила американского лидера посетить Перу в ближайшее время.

Однако представитель Белого дома опроверг заявления о прошедшей встрече двух лидеров. То есть никакого общения между Болуарте и Байденом на самом деле не было и даже не планировалось. Кто-то явно лукавит — то ли администрация Болуарте, то ли администрация Байдена.

В октябре Болуарте совершила поездку в Европу. Она объявила, что поездка в ЕС необходима, чтобы найти больше инвестиций для Перу. При этом она заверила, что президенты не встречаются с чиновниками более низкого ранга, поэтому глава Перу подчеркнула важность своего присутствия за границей. В Евросоюзе Болуарте была встречена в разных городах протестующими, которые напоминали ей о пролитой крови перуанцев.

«Сколько мертвых ты хочешь, чтобы уйти в отставку? Дина — убийца, народ отрекается от тебя», — скандировали протестующие в Германии.

Кроме того, в ходе европейского тура Болуарте отказались принимать в Ватикане на аудиенцию к Папе Римскому. По некоторым данным, до ее приезда верховный понтифик получил письмо из тюрьмы Барбадильо от Педро Кастильо, в котором свергнутый президент утверждал, что церковь осквернит себя, если примет президента, чьи руки в крови граждан Перу.

Положение Болуарте держится по сути на штыках и при поддержке еще более неодобряемого в Перу конгресса. В свою очередь конгресс не намерен проводить досрочные выборы, желая досидеть до 2026 года. А недовольство граждан продолжает расти.

Как долго продержится вся эта сложная система, сказать сложно, тем более, что у запуганного народа нет лидеров, и ему сложно организовать свое участие в политике. Власть потомков конкистадоров все еще сильно велика в Перу, страны, которая по сей день остается под гнетом своих завоевателей.