Холодная война? Не, не слышали: уникальный завод продадут американцам
Бывший специалист ПАО «Криогенмаш» обеспокоен тем, что часть производственных мощностей предприятия, по его информации, готовится к продаже американской компании Airproducts. Тревогу, по его словам, вызывает то, что к продаже готовится единственное в России производство воздухоразделительных установок (ВРУ), продукция которых жизненно необходима химической и металлургической промышленности. Подробности ситуации специалист рассказал в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
— Расскажите, почему предприятие «Криогенмаш» так важно?
— Предприятие «Криогенмаш» в Балашихе введено в эксплуатацию в 1949 году. С тех самых пор оно выпускает воздухоразделительные установки, а также системы хранения и системы сжижения газов, водородное оборудование, гелиевое оборудование. То есть, предприятие выпускает полный комплекс оборудования, которое может понадобиться в промышленности, в том числе оборонной, и других критичных отраслях. Например, система хранения топлива РЦГ-250 (резервуар цилиндрический горизонтальный). Эти изделия поставлялись на космодром Куру во французской Гвиане, а также для нашей космонавтики.
— Неужели мы собрались продавать производство, связанное с космосом?
— Нет. Производства, связанные с космосом, оборонкой, СПГ (сжиженный природный газ — прим. ИА Красная Весна), продаваться не будут. Сейчас по информации, которой я владею, речь идет о производстве ВРУ. То есть производить воздухоразделительные установки «Криогенмаш» больше не будет.
На предприятии ведутся работы по подготовке ряда помещений для перевода сотрудников. Речь идет о комплексе административно-хозяйственных зданий по проспекту Ленина, 67, и здании многофункционального цеха (МФЦ). Их готовят к продаже американской компании Airproducts, которая якобы на этих мощностях будет производить свои воздухоразделительные установки. Будут ли они это делать с каким-то вовлечением разработок «Криогенмаша» или нет, этого я не знаю.
— Расскажите, а где применяются воздухоразделительные установки?
— Вкратце поясню, что из воздуха можно извлечь около 70% азота и 25% кислорода, плюс аргон, гелий и так называемые редкие газы. Все эти газы в больших объемах необходимы в химической и металлургической промышленности.
Соответственно, для предприятий металлургии поставляются воздухоразделительные установки, которые производят кислород, а для химии — установки, которые производят азот. Принципиально важно понимать, что сама установка — это фактически «самогонный аппарат», который вместо самогона варит или кислород, или азот, или аргон. И «Криогенмаш» — это единственный завод в стране, который производит такое оборудование.
— Поясните, то есть, воздухоразделительная станция, поставляющая газы какому-нибудь заводу, ему не принадлежит?
— Чаще всего, нет. «Криогенмаш» создает дочерние предприятия, которые эксплуатируют конкретные воздухоразделительные станции и продают продукты воздухоразделения связанным с ними предприятиям металлургии и химии. Это и есть так называемые проекты «on-site». Airproducts в России занимается эксплуатацией воздухоразделительных станций. Сами воздухоразделительные установки они в России не производят. Но, видимо, начнут, если купят производственные мощности «Криогенмаша».
— Что же будет с дочерними предприятиями «Криогенмаша», которые уже поставляют продукты разделения воздуха на отечественные предприятия? Они тоже перейдут Airproducts?
— Нет, насколько я информирован, дочерние предприятия по эксплуатации и проектированию воздухоразделительного оборудования не продаются. Продаются административно-бытовые здания и здание многофункционального цеха с оборудованием. Будет ли передана документация на блоки, которые строит «Криогенмаш» или нет, я не знаю.
— А может быть, сделка между «Криогенмаш» и Airproducts — это слияние, благодаря которому мы сможем получить какие-то технологии?
— Слияние проблематично. Ведь то, чем занимается «Криогенмаш», помимо ВРУ, это закрытая тематика: системы хранения газов, системы сжижения природных газов. Доступ к данной информации закрыт для лиц без гражданства Российской Федерации. А производство, касающееся космоса и сжижения газа, остается на основной территории завода, которая продаваться не будет.
Пусть будет какое-то совместное предприятие, там будут доли, и, возможно, по схемам сборки нам что-то перепадет. Проблема в том, что я ни разу не слышал, что Airproducts — это самая передовая компания, к тому же она специализируется в строительстве мембранных ВРУ невысокой производительности, которые во времена СССР производились в г. Одесса. Считается, что Linde (The Linde Group — немецкая компания, имеющая филиалы во многих странах, один из мировых лидеров по выпуску промышленных газов, недавно купленная Praxair — прим. ИА Красная Весна) — наиболее передовая компания на рынке криогенного оборудования и занимающая его «львиную» долю, может производить на наших площадях самое передовое оборудование, но она ничего покупать не собирается.
— В чем опасность продажи мощностей «Криогенмаша», производящих ВРУ?
— Опасность в том, что если нашим химическим или металлургическим предприятиям понадобятся новые мощности, то за воздухоразделительными установками нам придется идти к американским Airproducts, Linde-Praxair, европейской Air Liquide или китайским компаниям.
Воздухоразделительные установки производятся сейчас с очень высокой степенью автоматизации. То есть иностранное оборудование, снабженное аппаратными «закладками», может быть в нужный момент остановлено, что повлечет за собой остановку смежных химических и металлургических предприятий.
Будет потенциальный рычаг воздействия. Например, скажут: «Вот вы, уважаемый Тольяттиазот, какие-то наши требования не выполните, и мы остановим ваше производство».
Конечно, воздухоразделительные установки не являются сверхтехнологичным оборудованием, но эта ситуация все равно может вызвать проблемы для отечественной промышленности. Хотелось бы, чтобы «Криогенмаш» официально развеял мои сомнения.
Добавим, что «Криогенмаш» входит в холдинг «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). Холдинг, в свою очередь, контролируется Газпромбанком. А Газпромбанк напрямую и через подконтрольные структуры находится в подчинении ПАО «Газпром», контрольный пакет которого находится в руках государства.
Мы намерены направить соответствующие вопросы ПАО «Криогенмаш». С полученными ответами обязательно ознакомим наших читателей.