Новые рекорды и проблемы. Ситуация в сельском хозяйстве Ростовской области
Осень — пора окончания уборочных работ. В 2023 году жатву для российских сельскохозяйственных компаний осложнила ситуация с горюче-смазочными материалами. 6 сентября глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев заявил о том, что вопрос дефицита топлива стоит остро и может идти речь об остановке уборочной кампании в стране вообще.
Редакция ИА Красная Весна решила связаться с министерством сельского хозяйства Ростовской области и поинтересоваться ходом сельскохозяйственных работ в этом регионе, который обычно является рекордсменом по объему зерновых.
«Уборочная кампания ранних зерновых колосовых и зернобобовых культур в этом году была сложная, продолжительней обычного. Погодные условия способствовали частичному полеганию хлебов, увеличению засоренности полей», — отметили в министерстве в сообщении за подписью заместителя главы ведомства Дмитрия Репки.
Однако, несмотря на трудности, в области собран рекордный урожай ранних зерновых культур — более 15,4 млн тонн. Это на 890 тысяч тонн больше, чем прошлогодний рекорд.
Урожайность повысилась на 2,2 ц/га и составила 44,4 ц/га. Урожайность основной зерновой культуры — озимой пшеницы выросла на 1,9 ц/га и составила 46,4 ц/га, что позволило собрать 13,8 млн тонн пшеницы, это на 445 тысяч тонн больше, чем в прошлом году.
Теперь аграриям региона предстоит завершить уборку поздних зерновых. На текущий момент убрано около 19% от уборочной площади, при этом урожайность выросла на 7,1 ц/га по сравнению с прошлым годом — до 27,1 ц/га.
«Созревание поздних зерновых культур происходило при высокой температуре воздуха и почвы при недостатке влаги, это существенно повлияло на формирование урожая всех сельскохозяйственных культур», — отмечается в ответе министерства.
В ведомстве прогнозируют общий урожай поздних зерновых — в районе 680–700 тысяч тонн. В результате общий валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2023 году прогнозно превысит 16,0 млн тонн. Это будет новым рекордным показателем по области.
В марте 2023 года, выступая на заседании Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области, министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский выражал опасения насчет рентабельности урожая. Наше агентство попросило ведомство ответить, сбываются ли опасения министра или ситуация складывается более позитивно для аграриев региона.
В министерстве отметили, что в прошлом году рентабельность зерновых находилась на уровне 37%. «В текущем году ожидаем снижение показателя рентабельности, но не до отрицательных значений», — подчеркнули в ведомстве.
Очевидно, что окончательные итоги по этому показателю можно будет подводить только после реализации урожая текущего года.
Отвечая на вопрос по наличию топлива у аграрных предприятий, в министерстве отметили, что ситуация с обеспечением сельхозтоваропроизводителей горюче-смазочными материалами остается напряженной.
«Из-за дефицита топлива под угрозой темпы проведения сезонных сельскохозяйственных работ. До конца 2023 года сельхозтоваропроизводителям региона требуется 89,5 тыс. тонн дизельного топлива», — подчеркнули в ведомстве.
На текущий момент у предприятий области имеется около 30 тыс. тонн, что составляет примерно 34% от требуемого.
В регионе запущена специальная горячая линия, по которой производители сельскохозяйственной продукции могут запросить помощи. «На горячую линию минсельхозпрода области поступило 23 обращения с просьбой содействовать в приобретении 5,0 тысячи тонн дизтоплива», — отметили в министерстве.
Там подчеркнули, что была достигнута договоренность с ПАО «ЛУКОЙЛ», в результате которой сельхозтоваропроизводителям области будет отпускаться топливо с Николаевской нефтебазы. На 15 сентября отгружено уже более 2 тысяч тонн дизтоплива. Власти региона ведут переговоры по отгрузке топлива с компанией АО «РН-Ростовнефтепродукт».
«Вопрос обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей дизельным топливом находится на постоянном контроле минсельхозпрода области», — заверили в министерстве.
Отметим, что 20 сентября пришли новости с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Там на 1,6% снизились оптовые цены на дизельное топливо — до 73,6 тыс. рублей за тонну. Стоимость бензина при этом за несколько дней упала более чем на 6%. Можно надеяться, что существенное снижение цен затронет и дизельное топливо, и осенние полевые работы в стране пройдут без проблем.
(теги пока скрыты для внешних читателей)