Пять причин оторвать ребенка от гаджета
Еще двадцать лет тому назад трудно было представить, насколько дети станут зависимы от гаджетов. Видеоигры во многом заменили детям активные игры, а общение в соцсетях заменило дворовые компании.
Аналитики онлайн-школы Skysmart привели результаты опроса, в котором приняли участие 1300 школьников из различных регионов РФ. Опрос показал, что в среднем дети по 4 часа в день проводят перед экранами электронных устройств. Лишь около 1% учащихся тратят на гаджеты менее часа в день. При этом больше половины опрошенных указывают, что используют компьютеры и смартфоны главным образом для развлечения и общения в соцсетях.
Некоторые полагают, что в засилье гаджетов ничего плохого нет. Дескать, бессмысленно бороться с «прогрессом», и если современные дети проводят значительную часть жизни в виртуальной цифровой среде, то не нужно мешать, а нужно помочь им адаптироваться. Такую позицию, в частности, заявляют лоббисты цифровизации российского образования, которым вторят российские чиновники.
Чтобы показать всю странность этой позиции, приведем такой пример: если ученый изобретает новый синтетический наркотик, и кто-то начнет поставлять это вещество в школы, то детей тоже нужно адаптировать, а не защищать от плодов такого «прогресса»? Мне возразят, что гаджет — не наркотик, и что компьютеры с телефонами приносят людям много пользы. Безусловно, это так, но ведь и наркотические вещества могут приносить пользу в медицине, что не мешает им приносить серьезный вред при бесконтрольном использовании. Поэтому вопрос не в том, приносят ли пользу электронные устройства, а в том, какое влияние они оказывают на физическое, психологическое и умственное развитие детей. Вопрос в том, нужно ли родителю стремиться максимально уменьшить время, которое ребенок проводит с гаджетами?
Чтобы получить ответ, выслушаем мнение ученых и специалистов из разных стран о влиянии гаджетов на интеллектуальное, физическое и психологическое развитие детей.
Гаджеты и умственное развитие
Группа австралийских ученых, возглавляемая Детским исследовательским институтом Мердока (MCRI), провела масштабное исследование влияния гаджетов на учебу. В этом исследовании приняли участие 1239 детей из третьего класса. Именно в этом возрасте, как говорят специалисты, большинство детей начинают активно пользоваться гаджетами.
Исследователи замерили уровень знаний третьеклассников. Два года спустя они провели повторный замер, разделив детей на две группы — в одной были школьники, которые активно пользовались гаджетами, в другой были те, кто ими почти не пользовался.
Результаты исследования показали, что за два года ученики, которые пользовались компьютерами и смартфонами менее часа в день, значительно обогнали любителей интернета, видеоигр и общения в социальных сетях по ряду школьных предметов, включая чтение и математику. Отрыв в знаниях, по оценкам ученых, был эквивалентен 4 месяцам школьной учебы.
К слову, по мнению австралийских ученых, полученные ими результаты являются серьезным аргументом в пользу отказа от цифрового обучения школьников.
Похожие результаты получили американские ученые из университета Рутгерса, США. Исследователи выяснили, что дети среднего школьного возраста (13–14 лет), которые просиживают в интернете, социальных сетях или видеоиграх по несколько часов в день, имеют значительно более низкие оценки, чем школьники, которые не увлекаются гаджетами. Более того, по словам ученых, любители гаджетов становятся социально менее активными, им тяжелее наладить контакт со сверстниками, они чаще скучают в школе и чаще пропускают школьные занятия.
Таким образом, увлечение гаджетами может оказать серьезное негативное влияние на учебу, причем чем раньше ребенок «подсаживается» на гаджет, тем большее влияние это окажет на его будущее.
Гаджеты и физическое здоровье
Заядлых геймеров не случайно пренебрежительно называют «задротами», причем задрота можно отличить даже внешне. Низкий жизненный тонус, лишний вес, сутулость, проблемы со зрением и с позвоночником — вот список распространенных проблем, которые порождает постоянное сидение перед экраном. Совмещать подобное времяпрепровождение с активным образом жизни и регулярными физическими занятиями получится едва ли.
Насколько гаджеты способны влиять на здоровье детей, показывают исследования врачей-офтальмологов из Омска. Согласно приведенной ими статистике, за 2020 год число учащихся с близорукостью выросло вдвое: с 20 до 40 процентов обследованных школьников. Это произошло только лишь потому, что в период пандемии учащиеся стали больше времени проводить дома перед экранами компьютеров и смартфонов, и результат не замедлил сказаться.
Еще одно неприятное открытие сделали канадские ученые из Монреальского университета. Они установили, что у заядлых геймеров объем серого вещества в гиппокампе меньше, чем у их не играющих сверстников. Это открытие особенно тревожно, поскольку с ухудшением функциональности этого отдела мозга повышается вероятность развития целого ряда заболеваний, таких как депрессия, шизофрения и болезнь Альцгеймера.
Гаджеты и социализация
Не только внешний вид отличает «компьютерного задрота», но и проблемы с живым общением. Эти проблемы связаны отнюдь не только с тем, что любитель гаджетов чересчур погружен в виртуальные миры. Ученые установили, что у детей, которые много времени проводят с видеоиграми, возникает эмоциональная тупость — т. е. неспособность чувствовать другого человека и сопереживать ему.
Группа московских психологов и педагогов использовала тест, разработанный британскими психологами Гансом и Сибил Айзенк для того, чтобы выявить разницу в уровне эмпатии (способности к сопереживанию) у детей, часть из которых были геймерами. Результаты оказались весьма красноречивыми: геймеры набрали в среднем 3,8 балла по шкале эмпатии, в то время как не геймеры набрали 5,5 балла.
Что же тут удивительного? Общение с компьютерными персонажами (NPC) не требует никаких усилий, не надо ни с кем договариваться и искать общий язык для общения. Если что-то пошло не так, игру всегда можно перезагрузить и пройти повторно, уже заранее зная, как себя вести с тем или иным персонажем.
Могут ли соцсети или онлайн-игры с другими игроками заменить школьнику полноценное общение? Разумеется, не могут, потому что полноценное общение не сводится к обмену фразами. Общаясь вживую, мы получаем от собеседника большое количество невербальной информации по его голосу, внешнему виду, мимике. Умение тонко чувствовать другого человека — это и есть эмпатия, и этому никакие компьютеры ребенка научить не могут.
Чем больше переживаний школьник вкладывает в гаджеты, тем сложнее ему испытать радость живого общения рядом с другим человеком. Отдавая предпочтение гаджету, ребенок сам себя подталкивает к одиночеству во взрослой жизни.
Гаджеты и психологическое здоровье
О том, что видеоигры и соцсети негативно влияют на эмоциональное и умственное развитие детей, заявила один из ведущих британских исследователей физиологии мозга, бывший профессор Оксфорда Сьюзан Гринфилд. Британский исследователь указывает, что гаджеты негативно сказываются также и на психике детей — на способности длительное время удерживать внимание (т. е. формируется «клиповое» мышление), на способности самостоятельно думать и принимать решения.
Сьюзан Гринфилд выступает за законодательное ограничение доступа детей к видеоиграм и социальным сетям для того, чтобы защитить психику детей от их разрушительного влияния. Она также считает, что необходимо контролировать производителей игр на предмет использования технологий, которые создают у ребенка игровую зависимость.
Гаджеты и зависимость
Всемирная организация здравоохранения указывает, что игровая зависимость (или игровое расстройство) по Международной классификации болезней определяется как поведение увлеченного видеоиграми человека, который отдает всё большее предпочтение игре вместо любой другой деятельности. Это приводит к негативным последствиям для личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной областей жизни геймера.
Насколько часто встречается игровая зависимость у играющих в видеоигры детей? Согласно исследованиям Сары Койн, американского профессора семейной жизни из Университета Бригама Янга, признаки серьезной компьютерной зависимости наблюдались у 10% играющих подростков, еще у 18% наблюдались признаки умеренной зависимости. Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждый четвертый юный геймер становится зависимым от игр.
Природа этой зависимости ученым хорошо известна. Игра вознаграждает геймера за определенные действия, и это вызывает в организме химическую реакцию, связанную с выбросом дофамина («гормона удовольствия»). Нередко это вызывает у игрока привыкание и создает игровую зависимость, которая ничем по сути своей не отличается от наркотической. Некоторые специалисты прямо говорят о том, что видеоигры превращают нынешнее поколение детей в наркоманов.
Вывод
Детское увлечение гаджетами вовсе не является чем-то безобидным. Подобно тому, как курение и алкоголь особенно разрушительно действуют на детский организм, также компьютеры и смартфоны способны нанести ребенку огромный вред. Разница лишь в том, что алкоголь и сигареты детям запрещены, а гаджеты — пока нет.
Если мы желаем детям добра и благополучия, если хотим, чтобы они выросли здоровыми и полноценными людьми, то лучшее, что мы можем для них сделать, — это выключить компьютер и отобрать смартфон. Или хотя бы ограничить их работу с гаджетом до минимально необходимого предела, запретив до совершеннолетия любые цифровые развлечения.