Похоже, Варшава решила показать Киеву — кто здесь главный

Протесты фермеров: Варшава ставит Киев на место?

Юзеф Мариан Хелмоньский. Пахота. 1896
Юзеф Мариан Хелмоньский. Пахота. 1896
Юзеф Мариан Хелмоньский. Пахота. 1896

Разговоры о том, что Украина и Польша никогда не смогут сойтись, велись давно. Однако реальность последнего десятилетия упрямо демонстрировала готовность Польши «забыть» о польско-украинских исторических травмах ради политической прагматики.

Тем удивительней было наблюдать за масштабным противостоянием Польши и Украины, разгоревшимся с февраля 2024 года вокруг украинской сельхозпродукции.

Польское государство стало демонстрировать удивительную принципиальность — разгневанные фермеры уже просто высыпают украинское зерно на трассы и железнодорожные пути, и никто их особо не останавливает.

Что же происходит?

Предыстория противостояния

Протесты аграриев начались не вчера. Не вдаваясь глубоко в проблематику украинских поставок в страны Евросоюза после февраля 2022 года, напомним, что Польша тогда согласилась пропускать их через свою территорию транзитом с Украины и предоставлять для временного хранения свои зернохранилища.

За несколько месяцев все эти хранилища оказались доверху заполнены дешевым украинским техническим зерном. Это сразу же вызвало возмущение со стороны польских аграриев.

Уже в июле 2022 года фермеры (в частности, движения «АГРОуния» (Agrounia) и «Обманутая деревня» (Oszukana Wieś) организовали массовые протесты в Варшаве с требованием запретить продажу в стране украинского зерна, которое и так не должно было там продаваться, но поступало на польский рынок по черным схемам.

Еще тогда профессор Варшавского университета естественных наук Збигнев Карачун предупредил, что, если это зерно останется в Польше, то резко упадет цена на зерно польского производства, что уничтожит многие фермерские хозяйства.

«Им не на что будет покупать семена, не на что купить удобрения. <…> Это может опрокинуть весь рынок!» — подчеркнул Карачун.

Правящая на тот момент партия «Право и справедливость» обещала удовлетворить требования аграриев и заверяла, что украинское зерно на польский рынок не попадет. Однако фермеры видели реальное положение дел и снова устраивали забастовки.

В итоге весной 2023 года правительство Польши ввело временный запрет на импорт украинской сельхозпродукции на несколько месяцев, пока не сможет наладить нормальный транзит. Это было согласовано с Брюсселем. Так же поступили Венгрия и Словакия.

Но, во-первых, наладить его так и не удалось, а во-вторых, польские фермеры уже и так оказались на грани разорения. Так что в сентябре 2023 года, аккурат перед выборами, власти Польши продлили эмбарго на ввоз украинской агропродукции уже без согласия Евросоюза. Ограничения продлили также Словакия и Венгрия.

Не только фермеры. Не только Польша.

Стоит отметить, что преференции, выданные Киеву, возмутили не только польских фермеров. Первыми контрольно-пропускные пункты с Украиной начали перекрывать польские дальнобойщики.

Дело в том, что весной 2022 Брюссель предоставил Киеву право так называемого «транспортного безвиза», позволяющего украинским водителям ездить в ЕС без разрешения на перевозки и не имея международного водительского удостоверения. В марте 2023 года оно было продлено до июня 2024 года.

Это событие стало поводом для протеста польских автоперевозчиков, которые уже находились на грани разорения из-за дешевой рабочей силы нахлынувших украинских дальнобойщиков. В ноябре 2023 года они вышли на протест и заблокировали три КПП с Украиной («Краковец», «Ягодина» и «Рава-Русская»). Они требовали отменить этот «безвиз».

Позже польские фермеры объединились с ними и стали проводить свои акции вместе.

К протестам также присоединились дальнобойщики из Словакии и Венгрии. Учитывая, что венгерское правительство изначально дистанцировалось от украинского конфликта, а в Словакии пришла новая власть, которая тоже вознамерилась от него отстраниться, серьезно словацким и венгерским протестующим никто не мешал.

Реакция Киева

Киевскому режиму, конечно, такое положение дел не понравилось. Сразу после сентябрьского продления эмбарго Украина подала в ВТО иски к Польше, Словакии и Венгрии с требованием отмены запрета.

18 сентября, выступая на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, глава киевского режима Владимир Зеленский намекнул на действия западных соседей, заявив, что «кое-кто в Европе, изображая солидарность, устраивает политический театр и делает из зерна триллер». «Может показаться, что они играют собственную роль, но на самом деле они готовят сцену для российского актера», — так бывший комик завуалированно обвинил эти страны в подыгрывании Москве.

В ответ на это президент Польши Анджей Дуда сравнил Украину с утопающим, который сам тянет всех в воду и грозится утопить тех, кто пытается ему помочь. Такой обмен любезностями между президентами, которые еще летом демонстративно обнимались перед телекамерами, не мог не добавить холода в польско-украинские отношения.

Новая власть и «Зеленый курс»

15 октября в Польше состоялись парламентские выборы, на которых прежняя консервативная правящая партия «Право и справедливость» потеряла большинство, уступив блоку «Гражданская коалиция» под руководством бывшего, а теперь и снова уже действующего премьер-министра Польши Дональда Туска.

Парадоксально, но в коалицию Туска вошла партия «АГРОуния», которая была создана из одноименного фермерского движения, принимавшего заметное участие в фермерских протестах. А его лидер Михал Колодзейчак занял пост заместителя министра сельского хозяйства.

Ирония заключается в том, что каковы бы ни были противоречия «АГРОунии» с предыдущей властью, Туск позиционировал себя как фигуру, гораздо более ориентированную на Брюссель и его политику. А эта политика сулит фермерам мало хорошего.

Ведь именно полномасштабное введение положений так называемого Европейского зеленого курса — мер, направленных на достижение углеродной нейтральности — спровоцировало на знаменитые массовые тракторные автопробеги не только польских, но и немецких, французских, болгарских, испанских фермеров в феврале 2024 года.

Именно из-за данной политики Польша в свое время была вынуждена закрывать угольные шахты и платить огромные штрафы за использование углеводородных источников энергии, не говоря уже о многочисленных ограничениях в сельскохозяйственной сфере.

И было крайне сомнительно, что Дональд Туск, продвигая повестку Евросоюза в других сферах, «забудет» о «Зеленом курсе» или откажется от него. Но Туск оказался не так глуп, чтобы заявлять об этом сразу после выборов.

«Тракторные» протесты

Протесты аграриев на территории Европы в январе 2024 года впечатлили многих. Шутка ли — в Германии федеральные трассы перекрывались практически во всех регионах. Во всей стране не было ни одной магистрали, по которой не шли бы колонны тракторов с протестными лозунгами.

Польские фермеры присоединились к этим протестам в феврале и охватили территорию всей страны. Локомотивом протестов стал независимый фермерский союз «Солидарность» (NSZZ Rolników Indywidualnych «Solidarność»).

Численность самого крупного митинга достигала 50 тысяч человек.

К их требованиям добавилась отмена «Зеленого курса» для Польши, увеличение поддержки животноводства и полная блокада ввоза украинской сельхозпродукции даже для транзита. Уже через неделю демонстрации переместились в сторону границы с Украиной. Фермеры и дальнобойщики начали перекрывать контрольно-пропускные пункты с восточным соседом.

То, что началось дальше, можно охарактеризовать только как «зерновая война». Уже к 9 февраля были перекрыты все украинские КПП, у границы с двух сторон образовались пробки на десятки километров, перевозчикам приходилось ждать по нескольку суток, чтобы пересечь ее. А через два дня поляки предприняли новую тактику.

Зерно на асфальте

В первый раз это произошло около 11:30 на республиканской трассе № 12, идущей от погранперехода в Дорохуске. Три фуры, водители которых являлись гражданами Украины, пересекли украинско-польскую границу. По пути их остановили протестующие.

В какой-то момент недовольные аграрии просто открыли двери прицепов-фургонов, из-за чего зерно высыпалось на асфальт. Украинским водителям пришлось возвращаться назад.

Инцидент вызвал международный скандал: и украинские, и польские чиновники осудили поступок фермеров. По факту рассыпанного зерна польская прокуратура даже возбудила уголовное дело по статьям «уничтожение имущества» и «нарушение таможенной безопасности».

Однако есть все основания полагать, что «виновных» не найдут. Подтверждение этому — то, что практика порчи сельхозпродуктов продолжилась. 20 февраля зерно посыпалось уже из поездов — фермеры высыпали два вагона зерна кукурузы на пути. А 24 февраля испорчены оказались 5 тонн соевых бобов.

При этом комментарии местной полиции звучат с заметной издевкой. Так, комиссар Ева Чиж из Главного управления муниципальной полиции в Хелме заявила, что сложно связать случай с соей и протесты фермеров.

Но самым известным стал инцидент с уничтожением 1,5 тыс тонн зерна по пути в польский город Гданьск. Видео, на котором с разных ракурсов демонстрируются россыпи кукурузы под бодрую польскую музыку, стало, пожалуй, самым обсуждаемым эпизодом в этой «зерновой войне», особенно после того, как его выложил в соцсети X министр инфраструктуры киевского режима Александр Кубраков.

«Зерно шло транзитом в порт Гданьск, а затем — в другие страны», — отметил чиновник. «Четвертый случай безнаказанности и безответственности», — пожаловался он и посетовал на то, что польская полиция и правительство «позволяют этому вандализму продолжаться».

И похоже, в чем-то он прав.

Безответная страсть

Власти Польши, похоже, негласно поддерживают действия фермеров и демонстрируют готовность идти им на уступки. Несмотря на все протесты киевского режима, правительство Туска показательно игнорирует возражения украинских чиновников и, напротив, подчеркивает солидарность с протестующими.

Так, в феврале 2024 года Зеленский призвал Дональда Туска встретиться с ним на польско-украинской границе, на что Туск ответил, что Польше не нужно «символизма в отношениях», и заявил, что встреча представителей правительств Польши и Украины состоится, как и планировалось, в Варшаве через месяц, 28 марта.

Киевское правительство такой ответ не устроил, и оно решило повести себя, скорее, как сталкер, преследующий обожаемую жертву, чем как власть, имеющая самоуважение. А именно: несмотря на недвусмысленный отказ Польши от предложения Зеленского, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в составе делегации из других министров приехал без приглашения к польской границе для переговоров по устранению «блокады».

Естественно, польское правительство на переговоры не явилось. Поэтому план Шмыгаля «по деблокаде границы» власти Польши так и не заслушали.

А вот на контакт с протестующими новые власти подчеркнуто идут. В рамках критики предыдущего правительства консерваторов кабинет Туска инициировал расследование о масштабах незаконной торговли украинским зерном в Польше.

Результаты превзошли все ожидания. 11 февраля замминистра сельского хозяйства Михал Колодзейчак назвал цифру в 6 миллиардов злотых (135 млрд руб.) — именно на такую сумму Украина продала «в черную» свое зерно на польском рынке. По его оценке, с февраля 2022 года в страну «было ввезено 330 тыс. тонн технического зерна, рапса и кукурузы».

Это же сказалось и на ценах, что ударило непосредственно по фермерам. «Самая дешевая пшеница, импортированная в прошлом году с Украины, стоила 51 злотый (1,15 тыс. руб.) за тонну, что в 20 раз ниже порога рентабельности выращивания в Польше», — подчеркнул Колодзейчак.

Однако критика критикой, а в отношении действий аграриев оба лагеря оказались едины: борьба ведется за них, а не против них. Так, президент Польши Анджей Дуда, принадлежащий к теперь уже оппозиционной партии «Право и справедливость», отказался «успокаивать» фермеров и высказал мнение, что данную проблему следует обсуждать на уровне Европейского союза.

Дуда подчеркнул, что он не в состоянии заставить фермеров прекратить протесты, так как их реакция является обоснованной.

Того же мнения придерживается и министр сельского хозяйства Чеслав Секерский. «На встрече министров сельского хозяйства ЕС в Брюсселе я потребую ограничения „Зеленого курса“ — эти решения не принимаются фермерами», — подчеркнул министр, сместив акцент с Украины на общеевропейскую повестку протестующих аграриев.

А 29 февраля с критикой «Зеленого курса» внезапно выступил Туск (напомним, Дональд Туск считается лоббистом интересов Брюсселя в Польше). Он заявил, что «польское сельское хозяйство не будет выполнять эти положения, если они не будут изменены». Минсельхоз же заявил, что будет добиваться уступок от Еврокомиссии, в том числе настаивать на отмене требования сохранять необработанными 4% пахотных земель.

Есть все основания полагать, что Туск просто не хочет допустить полного отказа от европейской экологической повестки и намеревается протащить ее в Польшу не мытьем, так катаньем, пусть и с уступками. Но то, что ему приходится использовать подобную риторику, уже говорит о многом.

Киев ставят на место?

Несмотря на декларируемые организаторами демонстраций экономические цели протеста, не покидает ощущение, что политики здесь уже больше, чем экономики. Фермеры, собравшиеся на границе, очевидно настроены патриотически и антиукраински. Так, когда один из украинцев на границе попытался осквернить польский флаг, фермеры оперативно его скрутили и передали в руки полиции.

Но главное — слишком уж демонстративно выглядит поведение Польши по отношению к происходящему.

Ведь с самого начала вооруженного переворота на Украине 2014 году Польша, к изумлению многих, крайне лояльно отнеслась к новому режиму, воцарившемуся в Киеве. Вопреки исторической памяти о Волынской резне, которую устроили бандеровцы в 1943–1944 годах, польские власти заняли в целом комплиментарную позицию к их наследникам, занявшим ключевые посты на Украине, которые исторически питают особую «любовь» к полякам.

Еще более удивительной казалась полная поддержка уже бандеризированной за 8 лет страны после начала СВО. Польша заняла роль одного из главных поставщиков вооружений киевскому режиму и роль главного хаба для их переброски из западных стран, а польские наемники, по словам президента России Владимира Путина, до сих пор составляют самый многочисленный контингент из иностранцев, воюющих на стороне неонацистской Украины.

На протяжении двух последних лет польское информационное и политическое пространство, в котором всегда велась борьба консерваторов, либералов, националистов и других групп, демонстрировало удивительную сплоченность в отношении конфликта на Украине. Киевский режим стал непогрешимей папы римского, любая публичная критика Киева объявлялась кремлевской пропагандой (кстати, про папу — это не фигуральное выражение, а буквальное: фигура Франциска в католической Польше критикуется и справа, и слева, и изнутри церкви, и вне ее).

Пожалуй, самым показательным случаем стал в главном управлении полиции взрыв гранатомета, подаренного спецслужбами киевского режима в виде такой модной стереосистемы, якобы переделанной из разобранного гранатомета, в декабре 2022 года главному коменданту полиции Польши Ярославу Шимчику. Этот «подарок» мог стоить ему жизни.

Однако даже больше, чем инцидент, поражал характер его обсуждения в Польше. Виновных искали среди правительства, среди МВД, наконец — в лице самого Шимчека, который не проверил должным образом украинский «подарок» и допустил его попадание на территорию ведомственного здания. Виноватыми оказались все, кроме Киева.

И вот после всего этого национального позора по заветам Ежи Гедройца, призывавшего забыть об историческом счете к бандеровцам ради западных территорий Украины, когда, казалось бы, уже никто не ожидал, что Варшава не сможет проглотить даже самую большую мерзость от Киева, страны ссорятся из-за зерна…

При всем понимании важности экономики, напрашиваются совершенно другие мотивы конфликта.

Похоже, Варшава решила показать Киеву, кто здесь главный. Возможно, Польша с помощью эмбарго решила преподать урок чересчур уж обнаглевшему соседу и напомнить о той доселе приглушаемой народной ненависти, которая внезапно может стать ресурсом в руках польских элит.

При этом польская власть по-прежнему сохраняет четкий антироссийский курс. Ставшего известным благодаря разлетевшемуся фото поляка, который развернул на своем тракторе красный флаг и плакат в поддержку Путина, показательно судят за поддержку коммунизма, СВО и разжигание войны против Польши — ему может грозить до 5 лет лишения свободы. И на любые попытки связать протесты с поддержкой России польские элиты реагируют как на оскорбление.

Мы уже видим, что происходящее на польской границе не ограничивается войной с зерном и приобретает внеэкономический характер.

Так, уже в марте протестующие отказались пропускать на Украину машины, предназначенные для ВСУ. Об этом сообщили украинские волонтеры, которые их перегоняли. Автомобили получили повреждения.

Похоже, тактика Варшавы приносит свои плоды, и утираться теперь приходится Киеву. 4 марта посольство Украины в Польше опровергло информацию о том, что стекла на пикапах для ВСУ разбили протестующие. В посольстве заявили, что их разбили еще в стране отправления, а польские фермеры якобы не имеют никакого отношения к инциденту. Как на это должны отреагировать украинские волонтеры — большой вопрос…

Так или иначе, протесты еще не закончены и могут принести новые сюрпризы: организаторы официально продлили акцию до 30 апреля. И что-то подсказывает, что это не последний перенос сроков.