Искусственные осадки Ставрополью не помогут. Мнение
Засуха в юго-восточных районах Ставропольского края привела к гибели посевов зерновых культур. Аграрии Курского и Степновского округов несут убытки, так как при подобных условиях собрать урожай очень сложно. С этой проблемой они обратились к краевым депутатам.
Некоторые депутаты предложили ввести режим ЧС и возместить ущерб сельскохозяйственным предприятиям. В свою очередь губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров поручил применить технологию вызова дождей для защиты посевов в проблемных районах.
Корреспондент ИА Красная Весна выяснил, насколько подобные засухи опасны для Ставрополья и стоит ли ждать ухудшения ситуации, у доцента географического факультета Московского государственного университета кандидата географических наук Павла Торопова.
ИА Красная Весна: Имеет ли текущая засуха отношение к процессу опустынивания региона или это нечто из ряда вон выходящее?
Павел Торопов: На самом деле, всегда следует отличать понятие засухи от опустынивания. Засуха — это процесс, связанный с явлениями синоптического масштаба. Это дефицит атмосферной или почвенной влаги, связанный с блокирующим антициклоном, или серией антициклонов, перемещающихся один за другим. Антициклон — это огромный атмосферный вихрь, характеризующийся повышенным атмосферным давлением.
Поэтому облаков и осадков в зоне антициклона или мало, или вовсе нет. В летний сезон антициклон обеспечивает ясную погоду с большим притоком солнечной радиации. Если антициклональная погода удерживается в течение 10–14 дней и более, получается засуха. Особенно это характерно для южных районов европейской России. А опустынивание — это явление масштаба климатического. То есть здесь счет идет на годы и десятилетия. Но связь между этими двумя процессами существует.
Допустим, в меняющихся климатических условиях в течение 20–30 лет повторяемость антициклональной погоды в регионе становится выше — следовательно, засух становится больше. И вот эта серия засух, повторяющаяся почти каждый год, в итоге приводит к опустыниванию.
Оценки, которые ведут российские и зарубежные ученые, свидетельствуют о том, что в южных районах Европейской России и по югу Европы летом повторяемость антициклонов действительно становится выше. Это, конечно, не означает, что степи Ставропольского края превращаются в Сахару. Тем не менее этот процесс идет весьма заметно. И, кстати говоря, с ним связано достаточно резкое сокращение оледенения Кавказа, которое вносит заметный вклад в питание рек юга России. Не столько рост температуры, сколько увеличение повторяемости сухой и ясной погоды приводит не только к дефициту почвенной влаги, но и «съедает» горные ледники.
Сокращение ледников уменьшает питание рек и приводит к дефициту воды в предгорных районах того же Ставропольского края.
ИА Красная Весна: Ставропольский край на востоке граничит с Калмыкией и Дагестаном, территории которых в этих местах достаточно сильно опустыненные. Может ли это влиять?
Торопов: Может, конечно. Суховеи для Ставрополья характерны. Вообще, суховеи бывают даже в Черноземье, а это существенно севернее. А уж в степях Краснодарского и особенно Ставропольского края это вообще явление довольно типичное. Несколько раз за лето при устойчивых, достаточно сильных, юго- и юго-восточных ветрах могут наблюдаться и пыльные бури, и суховеи.
ИА Красная Весна: Насколько эффективно в данных обстоятельствах вызывать осадки при помощи авиации Росгидромета, как предложил губернатор Ставрополья?
Торопов: Это некий крик отчаяния. Искусственные осадки не очень эффективны, но это конечно лучше, чем ничего. Такие же работы проводятся в Средней Азии, этим занимаются и в Китае. На локальных территориях, на особенно засушливых участках искусственное увлажнение может спасти сельхозкультуры от гибели. Но, конечно, это не полноценный дождевой полив.
ИА Красная Весна: Учитывая весеннюю засуху, какая погода ждет ставропольцев летом? Будет ли аномальная жара и пыльные бури?
Торопов: Многие отрасли экономики запрашивают у Росгидромета месячные и сезонные прогнозы. Они экономике очень нужны, но, к сожалению, сделать их детально невозможно. Еще американский геофизик и метеоролог Эдвард Лоренц в середине прошлого века показал, что физически обоснованный, детальный прогноз погоды больше чем на 10-14 дней сделать невозможно.
Если говорить о месячных и тем более сезонных прогнозах, то можно только нащупать какие-то самые общие тенденции с вероятностью 60-70%. То есть сказать, что, например, лето будет теплее и суше нормы — без уточнения значений температуры и осадков. И если май в каком-то регионе выдался сухой и жаркий, то совсем необязательно, что всё лето будет таким же.
Но по крайней мере можно с уверенностью говорить, что до конца мая в Ставропольском крае будет действительно сухо и жарко. Ну, а уж дальше может быть всё что угодно.
Напомним, январь 2023 года стал аномальным по количеству осадков для региона. За месяц в Ставропольском крае выпало 9 мм осадков, что составляет только 33% от месячной нормы в 27-29 мм. Это рекордные значения за 22 года.
В 2020 году из-за сильной засухи и пыльных бурь региону пришлось договариваться с федеральным центром, чтобы в Ставрополье работал самолет Росгидромета. Он вызывал дожди над сельскохозяйственными землями.