Политическая исламизация страны, возглавляемая Эрдоганом, быстро продвигается вперед, уничтожая на своем пути остатки наследия основателя светской Турции Мустафы Кемаля Ататюрка

Исламизация шагает по Турции. Шаг второй — кодовое название «Таксим»

Падение Константинополя. Неизвестный венецианский художник кон. XV — нач. XVI в.
Падение Константинополя. Неизвестный венецианский художник кон. XV — нач. XVI в.

«Безысходность оставит место надежде. Восход сменит мрак». Этими словами известного суфия Джалаладдина Руми подписывали в Турции направляемую в разные страны гуманитарную помощь для борьбы с СOVID-19.

Эти слова Руми приходят в голову не только, когда вспоминаешь с какой стремительностью нашу планету захватило коронавирусное безумие, но и когда наблюдаешь за чуть менее стремительной, но не менее неотвратимой реализацией мягкой исламизации, которую в Турции осуществляет главным образом ее президент Реджеп Тайип Эрдоган. Своими действиями он будто говорит, что «безысходность» кемализма должен сменить «восход» нового османского величия.

Итак, 28 мая, в преддверии 586-й годовщины падения Константинополя (29 мая 1453 года), президент Турции Реджеп Эрдоган открыл новую мечеть в Стамбуле Taksim Camii и принял участие в первой пятничной молитве, которая прошла в ее стенах. Taksim Camii стала третьей по величине мечетью в городе после Чалмыджа и Айя-Софии. Построена она на знаковом месте — площади Таксим — которая является символом кемалистской Турции.

В своей речи на церемонии открытия нового комплекса Эрдоган назвал мечеть своим «подарком к 568-й годовщине завоевания Стамбула». Турецкий лидер действительно давно лелеял надежду построить на площади Таксим мечеть. Об этом Эрдоган заявлял еще в начале 1990-х годов, когда он баллотировался на пост мэра Стамбула.

Лишь в феврале 2017 года был торжественного заложен первый камень будущей мечети. Такой долгий путь, более двух десятков лет, от первого заявления Эрдогана до закладки первого камня — это путь противостояния, борьбы и победы правящей партии страны, несущей Турции слом светского режима, заложенного Мустафой Ататюрком. И в этом смысле расположение новой мечети на месте снесенного культурного центра Ататюрка, который стоял на площади Таксим, вырубленного парка Гези, а также планы по реконструкции артиллерийских казарм османской эпохи, которые располагались здесь в XIX веке — это яркая демонстрация победы Эрдогана.

Ровно за восемь лет до открытия новой мечети Taksim Camii, 28 мая 2013 года, на площади Таксим в Стамбуле начались массовые протесты, которые позже разлились по многим турецким городам и не затихали на протяжении нескольких месяцев. Так, официальной причиной беспорядков стал протест жителей против вырубки деревьев в парке Гези, расположенном на площади. Но нутряной причиной протестов являлась, конечно же, уже тогда разворачивающаяся и набирающая мощь исламизация страны. Противники политики Эрдогана требовали его ухода и роспуска кабинета министров. Протесты удалось затушить. А спустя восемь лет, ровно в тот же день и на том же месте, Реджеп Эрдоган окрепшей властной рукой открыл мечеть, которую многие политологи назвали новым символом его политической власти.

На площади Таксим пока осталось небольшое напоминание о прежнем, кемалистском, светском векторе развития страны — памятник первому президенту Турции Мустафе Кемалю Ататюрку, однако идущий в стране процесс навряд ли даст возможность памятнику просуществовать долго. Хотя есть вероятность, что памятник Ататюрку может быть и сохранен как напоминание о «мраке» кемализма.

Вторым не менее ярким и символичным подарком Эрдогана к годовщине взятия Константинополя стал грандиозный фейерверк над теперь уже мечетью Айя-София. Именно Айя-София стала первой масштабной победой Эрдогана на пути в сторону исламизации страны — в 2020 году музею Святой Софии в Стамбуле был возвращен статус мечети. Указ об этом нынешний президент Турции подписал 10 июля 2020 года. Уже спустя две недели собор Святой Софии был открыт для круглосуточной мусульманской молитвы. Мечеть в здании святой Софии была восстановлена спустя 86 лет, после того, как Ататюрк сделал Айя-Софию музеем.

Интересно то, что в Турции мечети возводит не только руководство страны, но и руководители компаний. Так, турецкая компания оборонных технологий (!) Roketsan в апреле открыла новую мечеть для сотрудников фирмы. На ее открытии и молитве присутствовали глава оборонной промышленности страны Исмаил Демир и председатель управления по делам религии страны Али Эрбаш.

Мягко и планомерно возрождая религиозную составляющую — возвращая мечети, некогда превращенные в музеи, и отстраивая новые религиозные учреждения на сакральных для кемализма местах, — отвоевывая у светской кемалистской Турции некогда утерянные территории, Эрдоган одерживает победы и в других сферах этой сложной и многоуровневой игры.

В марте текущего года Госсовет страны поставил точку в еще одной длящейся истории противостояния исламистов и кемалистов. Верх вновь одержала правящая партия страны. Государственный совет Турции принял две инициативы, которые впервые были озвучены во времена президентства Абдуллаха Гюля, когда Эрдоган был премьер-министром страны: отмену обязательной ежедневной «клятвы Ататюрка» в школах и удаление портретов Мустафы Кемаля с турецких медалей и орденов. Кемалисты ранее обжаловали эти инициативы и постановление было отменено, но в 2021 году эти старые нововведения вновь вступили в силу.

Стоит оговорить, «клятва Ататюрка» была введена в турецкой начальной школе в 1933 году. Без нее 80 лет, вплоть до 2013 года, когда клятва была впервые отменена, не начинались уроки в турецких школах. Слова, содержащиеся в клятве — «Как счастлив говорящий: Я — турок!» — называют девизом Ататюрка. Они выгравированы на многих турецких стенах, рекламных щитах, памятниках, и даже на отвесных поверхностях гор.

Конечно же, принятие этих решений сопровождалось возмущением проигравшей стороны и части турецких жителей. Но точка, окончательная или промежуточная, в этом деле была поставлена, зафиксировав еще одну победу Эрдогана.

Но и это не финал. Помимо стирания памяти об основателе кемалистской Турции, понемногу становятся слышны осторожные проклятия в его адрес.

Одна из первых ласточек — это слова председателя управления по делам религии Али Эрбаша в день превращения собора Святой Софии из музея в мечеть в прошлом году. Во время 20-минутной проповеди во время первой молитвы в стенах Айя-Софии Эрбаш сказал: «Фатих Султан Мехмет передал мечеть вакуфу (неправительственному фонду — прим. ИА Красная Весна) в нашей вере, тот, кто поднимет руку на собственность вакуфа, будет проклят». Представители «Хорошей партии» и Ассоциации мышления кемалиста (ADD) подали на Али Эрбаша в суд за «подстрекательство к ненависти к Ататюрку» и «скрытое проклятие». Кроме этого, из уст недовольных звучали слова о том, что в своей проповеди председатель управления по делам религии не поблагодарил Мустафу Ататюрка за освобождение Стамбула и страны в целом.

Примерно через год ситуация почти повторилась. На выпускном студентов-хафизов, который проходил в Айя-Софии 28 мая, имам Мустафа Демиркан произнес следующую речь: «Храмы подобно этому были возведены для того, чтобы оставаться храмами. Наступило такое время, когда в течение почти одного столетия были запрещены азан и намаз, и его превратили в музей. Кого можно назвать еще большим тираном и кафиром (неверующим), чем он?.. О, Аллах, убереги этот народ от повторения таких событий». Речь имама вызвала бурю возмущения, так как она была воспринята как упрек в адрес Кемаля Ататюрка. И особый вес словам имама добавило то, что на данном мероприятии находился сам Реджеп Эрдоган.

Стоит отметить, что лидер ультраправой партии националистического движения (ПНД) Турции и глава профашистской организации «Серые волки» Девлет Бахчели, который является союзником нынешнего президента страны, выступил с резкой критикой речи имама Демиркана, по всей видимости являющегося соратником Реджепа Эрдогана, и призвал провести по этому поводу расследование. Бахчели также был категорически против решения Госсовета Турции об отмене «клятвы Ататюрка» в турецких школах.

«О самоуверенные дураки, чего вы хотите от нашего Ататюрка? Каждый обязан его уважать. Ататюрк — наша красная черта», — высказал свое негодование Бахчели, комментируя скандальную речь имама Мустафы Демиркана.

В заключении давайте еще раз взглянем на то, какой длинный путь прошла турецкая политика за более чем двадцать лет. Еще в 1997 году у турецких военных, которых обеспокоили попытки последовательной исламизации страны и турецкого общества, еще хватило сил на то, чтобы отправить в отставку правительство страны. Премьер-министром тогда был «крестный отец» Реджепа Эрдогана Неджметтин Эрбакан. Военные предложили Эрбакану ряд мер по сдерживанию исламизации. Но он в итоге ушел в отставку — ему было запрещено заниматься политикой пять лет. Нынешний турецкий лидер в то время был членом Партии справедливости и развития, тогда он был приговорен к тюремному заключению за публичное прочтение исламистского радикального стиха.

Таким образом, 24 года назад турецкие военные (а ведь именно они выступали охранителями заветов Кемаля, именно они четыре раза отбивали попытки исламизации страны) еще могли дать отпор начавшемуся процессу. А теперь политическая исламизация страны, возглавляемая Эрдоганом, быстро продвигается вперед, уничтожая на своем пути остатки наследия основателя светской Турции Мустафы Кемаля Ататюрка.