В Грузии в очередной раз дальнейшая судьба страны будет решаться не на выборах, а после них

В Грузии началась эйфория после выборов. Скоро будет похмелье

Изображение: Питер Брейгель Старший. Игры детей. Фрагмент 16. 1560
Эйфория
Эйфория
Эйфория

В Грузии 2 октября прошли выборы, которыми пока почти все довольны. О победе заявили и в правящей партии «Грузинская мечта», и в партии «Единое национальное движение» (ЕНД), которая является основным конкурентом «Мечты».

Довольны и иностранные наблюдатели тем, что не было зафиксировано серьезных нарушений. Даже экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, основавший ЕНД, сидя в тюрьме, доволен. По крайней мере, об этом сообщает его официальная страница в Facebook. Но радоваться они будут только до утра. Потом начнется похмелье.

По данным ЦИК Грузии, на выборы пришли 1 815 776 избирателей, явка составила 51,92%. Это самая высокая явка на выборах в органы самоуправления с 2006 года.

Следует напомнить, что выборы, вроде, не самые значимые: избирают мэров городов и депутатов заксобраний. Но важность исхода этих выборов выросла после того, как «Грузинская мечта» в апреле, пытаясь вывести страну из политического кризиса, пошла на уступки оппозиции и согласилась провести досрочные парламентские выборы, если наберет на местных выборах менее 43%. Потом в правящей партии одумались и заявили, что аннулировали это обещание, но в оппозиции с этим не согласились. Кроме того, гарантом соглашения выступил Евросоюз, который так легко не подвинешь.

Поэтому главной интригой на выборах было то, наберет ли «Грузинская мечта» 43% или нет. Еще, конечно, важно, кто будет мэром Тбилиси: действующий глава столицы, генсек правящей партии Каха Каладзе или председатель ЕНД Ника Мелия.

Интригу в выборы также добавил бывший премьер-министр Грузии Георгий Гахария, покинувший ряды «Мечты». Он и основанная им партия «За Грузию» были «темной лошадкой» на выборах. Но все исследования показывают, что ни бывший глава правительства не имеет реальных шансов стать мэром Тбилиси, ни его партия не получила существенных результатов, хотя и оказалась на третьем месте. Но эта политсила явно претендует на электорат правящей партии, поэтому важно, сколько голосов она «оттянула» у «Мечты».

Настоящее представление перед выборами устроил Саакашвили. Его спектакль пока остается самым ярким событием за последнее время. Утром 1 октября он написал, что вернулся в Грузию, несмотря на то, что является преступником на родине. Потом он выложил два видео из Батуми. Лидеры правящей партии и даже премьер-министр Ираклий Гарибашвили на перебой стали высмеивать Саакашвили, заявляя, что он врет, а также называть его «клоуном» и «обезьяной».

А вечером бывшего президента задержали в Тбилиси. Гарибашвили стал рассказывать, что это была такая задумка, мол, все всё знали, но в интересах спецоперации приходилось врать. Во-первых, он фактически признался в публичном вранье. А это нехорошо для политика. Во-вторых, скорее всего, он соврал, рассказывая, что передвижения Саакашвили отслеживали сразу, как тот попал в Грузию. Ведь так и не было сказано, когда и как экс-президент вернулся на родину.

И в такой напряженной обстановке проходили выборы. В ходе выборов со стороны оппозиции заявляли о нарушениях. Пару раз заявили, что удалось предотвратить «карусели». Также было заявление от партии «Лело для Грузии», что были случаи, когда «полукриминальные элементы» запугивают избирателей на некоторых участках. Это, кстати, давняя «традиция» в Грузии: толпа сторонников одной из партий собирается у входа в УИК и от всех проходящих требует, чтобы они голосовали «правильно». В 2020 году из-за этого ввели запрет подходить к избирательным участкам тем, кто не участвует в выборах.

В ЦИК Грузии сообщили, что за время выборов подали 366 жалоб. С учетом того, что в стране около 3,8 тыс. участков, это немного. При этом большинство замечаний — процедурные. Пока нет окончательных выводов от всякого рода иностранных и общественных организаций-наблюдателей, но громких заявлений не было до сих пор, и потом вряд ли они будут.

«На данный момент мы можем сказать, что процесс прошел спокойно. Сегодня мы посетили шесть избирательных участков и увидели, что выборы хорошо организованы. Никакого насилия не было», — сказал журналистам наблюдатель от Евросоюза Райнес Точеловский.

Хотя, возможно, наблюдатели ждут того, что будет после подсчета голосов. А обстановка будет накаляться, вернее, ее будут «накалять». В 2020 году также в ночь после выборов праздновали и оппозиция, и правящая партия, а потом начались проблемы.

Повод для оспаривания итогов выборов уже есть. Три телеканала опубликовали данные экзитполов, которые заказали разным международным исследовательским компаниям. И результаты существенно разнятся.

Проправительственный телеканал Imedi опубликовал итоги опроса, говорящие об уверенной победе «Мечты» — 47,6%. За ЕНД, по этим данным, проголосовали 27,1%, а за партию бывшего премьер-министра — 6,8%. У остальных результаты в пределах статистической погрешности. Для оппозиции, конечно, эти данные не имеют значения.

Телеканал Formula показал схожие результаты: «Мечта» — 46%, ЕНД — 33%, «За Грузию» — 6%. Интересно то, что этот канал является оппозиционным. Он постоянно и жестко критикует власть. Перед выборами в Грузии заочно осудили экс-министра обороны страны Давида Кезерашвили, который из-за границы спонсирует этот канал. И все равно Formula показала результат, благоприятный для правящей партии — больше, чем заветные 43%. Казалось бы, оппозиция может к нему отнестись серьезно, но есть еще и третье исследование.

На телеканале Mtavari arkhi, который поддерживает ЕНД и Саакашвили, опубликовали итоги экзитпола, по которым у «Грузинской мечты» только 38,6%, у «националов» — 33%, а у партии Гахарии — 7,6%. И именно этот результат «подняли на знамя» оппозиционеры. На канале даже сложили все оппозиционные голоса, показав, что вместе их 68%. Это должно убедить зрителей, что «Мечта» — в меньшинстве. Именно такой результат уже опубликован на странице Саакашвили в Facebook.

«Результаты голосования в Тбилиси. Грузинская мечта получает 38% при барьере в 43. Общий процент голосов за оппозицию — 62%!» — написано на грузинском, украинском и русском языках.

Предварительные итоги ЦИК обещает обнародовать рано утром. Но вне зависимости от того, покажут они, что правящая партия набрала 43% или нет, с 3 октября в Грузии, скорее всего, начнутся протесты. В первом случае в оппозиции объявят о «жутких фальсификациях», во втором случае от «Мечты» будут требовать выполнить данное в горячке обещание и назначить досрочные выборы.

При этом у оппозиции теперь есть «икона», «узник совести» — Саакашвили, который находится в тюрьме. Правящей партии выдвинут ультиматум, в котором будет обязательное требование освободить бывшего президента. После этого ситуация начнет разворачиваться по «майданному» сценарию. Определяющим фактором станет то, какую позицию займет Запад. В целом в Грузии в очередной раз дальнейшая судьба страны будет решаться не на выборах, а после них.