Ватикан: несвятые святые или «подарок» папе Франциску
13 марта исполняется ровно 10 лет с того момента, как аргентинский епископ Хорхе Мария Бергольо был избран главой Святого престола. Первый круглый юбилей его понтификата оказался омрачен грандиозным скандалом, устроенным США.
6 марта на частном польском телеканале TVN24, который контролирует американская Warner Bros Discovery и который находится в жесткой оппозиции к правящей в Польше партии «Право и справедливость» (PiS) вышел документальный фильм «Franciszkańska 3» («Францисканская, 3»), снятый польским журналистом Марцином Гутовски. В фильме подробно и со ссылкой на документы рассказано о том, как будущий папа римский Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), в бытность свою архиепископом Кракова в 1964–1978 годах, покрывал священников, замешанных в сексуальных преступлениях. В том числе насилии над детьми.
Францисканская, 3 — это адрес канцелярии покойного папы в Кракове. Новость появилась во всех мировых СМИ, произведя эффект разорвавшейся бомбы.
«TVN24 процитировал документы секретных служб безопасности Польши коммунистической эпохи, которые стремились дискредитировать католическую церковь и имели в ней осведомителей, — сообщило агентство Associated Press, — до недавнего времени католическая церковь в Польше играла значительную роль в общественной жизни страны. Откровения о священниках-педофилах и тесные связи церкви с нынешним правым правительством обесценили ее авторитет».
За этим ударом последовал второй: 8 марта в печать вышла книга Maxima Culpa («Великая вина») голландского журналиста Экке Овербека, который уже 20 лет живет в Польше и работает корреспондентом варшавской ежедневной газеты Trouw. В книге тема вины папы Иоанна Павла II излагалась куда более подробно, чем может себе позволить небольшой фильм, показанный TVN.
В прошлом году Овербек уже заявлял о причастности Иоанна Павла к сокрытию как минимум трех случаев растления несовершеннолетних, когда тот возглавлял Краковскую архиепархию.
А в 2013 году Овербек даже опубликовал наделавший шуму отчет о жертвах священников-педофилов. И тут аккурат к десятилетию понтификата Франциска новый отчет, вернее, целая книга. Совпадение или точный расчет?
По словам Овербека, он потратил два года на изучение архивов в Польше и обнаружил несколько свидетельств того, что будущему понтифику было известно о священниках-педофилах, но он ограничился тем, что перевел их в другие приходы. При этом Обвербек отмечает, что документы, составленные польскими спецслужбами, могут быть не вполне достоверны, поскольку органы госбезопасности социалистической Польши могли намеренно их фальсифицировать, чтобы заставить некоторых священнослужителей работать на себя.
Использование подобного рода документов в польском политикуме считается недопустимым, и на этом строится одна из линий защиты проштрафившегося понтифика. Что же касается архивов Ватикана, то они, по словам Овербека, «закрыты для журналистов», с чем также столкнулись другие исследователи, расследующие обвинения против Иоанна Павла II.
Однако Овербек утверждает, что сверил свои выводы с другими источниками, в том числе с признаниями жертв и показаниями свидетелей. «Я был первым, кому они рассказали о том, через что им пришлось пройти в детстве», — рассказывает Овербек Associated France Press, подчеркивая, что эти люди боялись предстать на публике и рассказать о случившемся. По его словам, в Польше жертвы насилия со стороны священнослужителей опасаются огласки больше, чем виновные в насилии священники. Среди дел, которые приводит журналист, есть дело священника, обвиняемого в принуждении 10-летних девочек к оральному сексу.
Овербек сказал, что священник-педофил исповедовался перед архиепископом Каролем Войтылой — будущим папой Иоанном Павлом II — в 1970 году. «Он признался Войтыле во всем, что делал. И это описано в двух документах, даже в трех», — уточнил Овербек. «А это значит, что мы на 100% уверены, что уже в 1970 году Кароль Войтыла знал о сексуальном насилии».
Позже священник был заключен в тюрьму, но как только он был освобожден, Войтыла позволил ему продолжить свое служение, пояснил журналист. «И это подтверждается письмом, написанным самим архиепископом Войтылой».
«Одна из самых трудных для восприятия историй, — добавляет Овербек, — это история отца Болеслава Садуса, близкого соратника будущего папы. Когда Садус попал в беду после того, как его обвинили в растлении мальчиков, Войтыла лично помог ему бежать из Польши. Он организовал для него новую карьеру в Австрии», — говорит журналист.
По его словам, самый «большой вопрос» заключается в том, рассказывал ли Войтыла архиепископу Вены о криминальном прошлом Садуса или нет. При этом телеканал TVN24, выпустивший в эфир сюжет о прегрешениях папы, процитировал письмо, которое Войтыла написал тогдашнему архиепископу Вены Францу Кенигу, рекомендовав Садуса под его попечение. В письме не сказано о растлении мальчиков.
Также отмечается, что Войтыла поддерживал связь с Садусом и после того, как стал папой.
Обвинения в бездействии (то есть попустительстве педофилам в рясах) распространяются и на понтификат Иоанна Павла II, длившийся чуть более четверти века. Так, он отказался поверить обвинениям в адрес отца Марсиала Масиэля Деголладо, основателя ордена Легионеров Христа и одного из крупнейших сборщиков пожертвований в пользу католической церкви.
Как утверждает телеканал CBS News, первые обвинения появились в конце 1970-х годов и длились десятилетиями. В конце концов выяснилось, что Масиэль насиловал несовершеннолетних и семинаристов, он даже стал отцом нескольких детей, которых тоже растлевал.
В своем материале от 10 марта телеканал приводит еще несколько примеров. Так, в 2004 году, через два года после того, как опальный бостонский архиепископ кардинал Бернард Лоу был вынужден уйти в отставку, поскольку защищал священников-педофилов, Иоанн Павел II назначил его на престижный пост в Риме. А в 2020 году Ватикан заявил, что в 1999 году Иоанн Павел II проигнорировал предупреждения, касающиеся бывшего кардинала Теодора МакКэррика, обвиняемого судом штата Массачусетс по подозрению в сексуальном насилии над несовершеннолетними, и возвысил его до могущественной должности архиепископа Вашингтона (округ Колумбия).
Опустим прочие неприглядные подробности педофильского скандала, признав, что реальные заказчики кампании мастерски нанесли удар сразу по нескольким целям.
Во-первых, по действующему папе Франциску, который принял решение о причислении Иоанна Павла II к лику святых в 2014 году, спустя год после своего избрания. Как утверждается, Франциска заранее проинформировали о том, что Иоанн Павел II утаивал от общественности имевшие место в его епархии случаи педофилии, но Франциск все равно принял решение о канонизации, которая, правда, была начата не им.
Вкупе с постоянно муссирующимися слухами об отставке понтифика не исключено, что таким образом готовится почва для будущей ротации папы. Или же кому-то в США не по нраву мирные инициативы Ватикана по украинскому конфликту, идущие вразрез с интересами американского ВПК и Демпартии, которой эти консервативные ценности только мешают.
Скандал возродил давние споры о том, не слишком ли быстро Иоанн Павел II был причислен к лику святых.
Призывы к канонизации Иоанна Павла II начались на его похоронах 2 апреля 2005 года, когда полмиллиона паломников на площади Святого Петра в Риме разразились криками «Santo Subito» (итал. «немедленно признать святость»). И всего через несколько дней Ватикан начал процесс причисления его к лику святых. Через шесть лет он был беатифицирован, еще через три года канонизирован — официально объявлен святым. Это была самая стремительная канонизация в истории католической церкви.
С 1588 года, когда Ватикан учредил официальную службу канонизации, среднее время, прошедшее между смертью и обращением в святые, составило около 181 года. Такой долгий посмертный период обеспечил тщательное изучение жизни предполагаемого святого. Пикантность нынешней ситуации в том, что это Войтыла, став понтификом, существенно упростил условия причисления к лику святых, когда срок, который должен был пройти после смерти кандидата, прежде чем его могли номинировать в святые, был сокращен с 50 до 5 лет. Правда, его преемник папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) не выждал даже такой короткий период.
Вдобавок Иоанн Павел II вдвое — с четырех до двух — уменьшил число посмертных чудес, необходимых для причисления кандидата к лику святых. И, наконец, он устранил роль «advocatus diaboli» (лат. адвоката дьявола), задача которой долгое время заключалась в том, чтобы критически исследовать жизнь и чудесные деяния кандидата и представлять аргументы против признания его святости. Данная процедура стала необязательной, и Ватикан прибегает к ней лишь время от времени.
«Быстрый путь Иоанна Павла II к лику святых был результатом его собственных реформ», — заявил в интервью CBS News редактор католического сайта Crux Джон Аллен-мл.
По словам представителя по связям с общественностью «Сети выживших жертв жестокого обращения со стороны священников» Майкла Макдоннелла, канонизация покойного папы стала солью на еще не зажившие раны жертв сексуального насилия.
Второй целью, по которой нанесли удар публикация книги и фильм, — это репутация Римско-Католической церкви как одного из последних оплотов традиционных ценностей. Впрочем, последние заявления папы Франциска и инициированные им реформы Синодального пути подрывают основы католической веры ничуть не меньше. Так, среди нововведений есть такие немыслимые ранее в католицизме вещи, как приятие однополых отношений как не противоречащих Священному писанию, благословение однополых союзов (до венчания пока дело не дошло, но лиха беда начало), обсуждение возможности рукоположения в сан женщин и много чего еще.
Католики Германии, например, уже всерьез намерены разрешить участие в службах женщинам, разрешить мирянам крестить детей и даже принимать исповедь, не говоря уже об управлении церковными приходами. То есть идет ползучее обмирщение церкви, то бишь ее десакрализация. Ватикан пока сопротивляется новшествам или, по крайней мере, делает вид, а вот англикане уже вовсю «гуляют».
В-третьих, это удар по консерваторам, в первую очередь в Европе, где проживает чуть больше трети всех католиков в мире, а также по США (республиканцам) и Латинской Америке, особенно учитывая, что нынешний папа — из Аргентины.
И, наконец, в-четвертых, это удар по Польше, верному сателлиту американцев в Европе. Поскольку польский кардинал Кароль Юзеф Войтыла, избранный в 1978 году папой под именем Иоанна Павла II — одна из главных скреп польской идентичности и ключевая фигура польского пантеона.
Войтыла является чуть ли не самой популярной фигурой современной истории Польши, он стал первым поляком, возглавившим Святой престол, и считается одним из главных борцов с коммунизмом. Впрочем, увидев, что пришло в мир после распада СССР, он горько пожалел об этом, назвав грядущее «цивилизацией смерти».
В защиту Войтылы выступил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, назвав его «нашим дорогим папой» и обвинив журналистов в том, что они «выходят за рамки цивилизованных дебатов». А чиновник министерства образования Польши Радослав Бжозка написал в Twitter, что репутация Иоанна Павла II находится под угрозой со стороны людей, которые хотят исключить католицизм из национальной идентичности Польши.
«Иоанн Павел II — для Польши не просто религиозный деятель или просто Папа, — поясняет историк и профессор Лазарского университета Кристофер Лэш в интервью Euronews. Польша по-прежнему является преимущественно католической страной, но дело в том, что он был таким важным символом в коммунистические времена».
Впрочем, согласно исследованию Pew Research Center, сейчас Польша является самой быстро секуляризующейся страной в мире, и все большее число людей отворачивается от церкви, отчасти из-за растущего количества доказательств растления детей со стороны священников.
Правящая партия «Право и справедливость» уже охарактеризовала вышедший фильм как нападение на польскую идентичность, а посла США в Варшаве — Марка Бжезинского — одного из сыновей легендарного Збигнева Бжезинского и продолжателя его дела на почве русофобии — вызвали в польский МИД.
«МИД Польши признает, что потенциальные последствия этих действий идентичны целям гибридной войны, направленной на создание раскола и напряженности в польском обществе», — говорится в коммюнике, выпущенном ведомством в связи с инцидентом.
«Поэтому МИД Польши пригласил посла США проинформировать о ситуации и ее последствиях с точки зрения ослабления способности Республики Польша сдерживать потенциального противника и ее устойчивости к угрозам», — сообщается далее.
«[Вызвав посла США в МИД] они хотят показать, что они достаточно сильны, чтобы потребовать, чтобы с ними поговорил посол США, и объяснить ему, что делает телеканал TVN. Мы, „Право и справедливость" — сильная партия, мы даже не боимся американцев», — объясняет в интервью Euronews депутат от оппозиционной партии „Левые“ Мацей Гдула.
«В Польше огромная поляризация: с одной стороны лагерь „Права и справедливости“ и их союзников, а с другой — оппозиция. Они хотят убедить общественность в том, что между добром и злом идет война, и что добрые люди должны встать на сторону „Права и справедливости“», — добавил он.
Левые политики намерены использовать вспыхнувший скандал, уже сейчас призывая убрать имя Иоанна Павла II из названий улиц и школ. «Настало время снять табу с этой темы. Нам нужно убрать Иоанна Павла II из публичного пространства», — заявила член Варшавского совета от Левой партии Агата Дидушко-Зыглевская.
10 марта Сейм Польши (парламент) по инициативе правящей партии, возглавляемой Ярославом Качиньским, принял резолюцию о «защите доброго имени святого Иоанна Павла II», осуждающую «позорную кампанию в СМИ» против покойного понтифика. Во время голосования депутаты держали в руках портреты Иоанна Павла II. Оппозиционная аграрная Польская народная партия и ультраправая «Конфедерация» поддержали резолюцию, принятую большинством голосов — 271. Против проголосовало 43 человека, в основном от партии «Левые». Депутаты крупнейшей оппозиционной партии «Гражданская коалиция», возглавляемой бывшим премьер-министром Польши Дональдом Туском, в голосовании не участвовали.
Противники документа указали, что Качиньский стремится «зачислить Иоанна Павла II в партию „Право и справедливость“».
«Документальный фильм кажется справедливым и не антиклерикальным», — заявил Гдула. «Они в основном говорят, что атаки на Иоанна Павла II соответствуют всем внешним атакам, которые пытаются дестабилизировать Польшу. Если вы нападаете на Иоанна Павла II, то вы в целом на стороне Путина», — объяснил свою позицию Гдула.
В свою очередь в резолюции подчеркивается, что Иоанн Павел II — символ обретения Польшей независимости и освобождения из-под российского влияния.
Озвученные данные постепенно приведут к «деконструкции образа Иоанна Павла II, который мы использовали до сих пор», — заявил 7 марта в эфире TVN24 доминиканский монах Павел Гужинский, отметив, что некоторые люди могут быть не готовы к восприятию новых фактов. Однако Гужинский подчеркнул, что «нет знака равенства между святостью и полным отсутствием ошибок, даже преступлений, в чьих-либо действиях».
Любопытно, что скандальный сюжет был показан американским телеканалом всего через две недели после неожиданного визита президента США Джо Байдена в Киев и Варшаву. Визита, который посол США в Польше Марк Бжезинский назвал «историческим».