Отказ от телефонов в школах: практика Новой Зеландии, Канады и других стран
На минувшей неделе в школьной жизни двух стран произошли серьезные сдвиги: Новая Зеландия и канадская провинция Онтарио полностью запретили мобильные телефоны в школах. Вполне предсказуемо, такой радикальный шаг вызвал волну публикаций в СМИ. Мы изучили несколько таких публикаций и предлагаем вам свои выводы.
Одно из главных новозеландских изданий, The New Zealand Herald, опубликовало большой обзорный материал, посвященный новому запрету. Газета обращает внимание, что поводом для запрета стали два фактора: рост злоупотреблений в отношении детей в Сети, особенно травля, и ухудшение успеваемости из-за отвлекающего фактора мобильных телефонов на уроках.
Об этом прямо заявил премьер-министр Новой Зеландии Кристофер Люксон, объявивший, что он «запрещает использование мобильных телефонов в школах, чтобы помочь повысить успеваемость и поддержать каждого ребенка».
Новая Зеландия стала не первой страной, запретившей телефоны в школах. В соседней Австралии штат Западная Австралия еще раньше запретил пользоваться телефонами в школах детям до 6-го класса и рекомендовал держать телефон выключенным и вне поля зрения школьникам с 7 по 12 классы. Главным мотивом для запрета стало ухудшение успеваемости.
К 2023/24 учебному году все австралийские штаты, кроме одного, ввели запрет на использование мобильных телефонов в школах, чтобы «ограничить негативное влияние ненадлежащего использования и уменьшить ненужные отвлекающие факторы в классах, чтобы помочь учителям и ученикам сосредоточиться на обучении» (цитата по The Daily Mail). Такие причины привело правительство Южной Австралии, но и в других штатах власти аргументировали запрет похожим образом, упоминая еще борьбу с кибертравлей.
Опыт других стран говорит о том, что такая мера может быть действенной. Так, исследование Лондонской школы экономики, проведенное в 2015 году, показало, что после запрета успеваемость школьников повысилась на 6,41%, что эквивалентно введению дополнительной учебной недели в год.
Исследование суммировало опыт 91 британской школы. Однако исследователи отметили, что запрет работает только в случае полного его соблюдения. Если строгий контроль запрета отсутствует, отсутствует и эффект от него. Схожий эффект заметили в Норвегии, где запрет смартфонов повлек повышение среднего балла.
В то же время в ряде стран отметили практическую бесполезность такой меры на сокращение случаев травли детей в соцсетях. В частности, под сомнение поставили действенность этой меры исследователи в Испании и в Австралии. По всей видимости, это связано с тем, что после запрета мобильных устройств в школах, дети продолжают ими пользоваться дома.
Тем не менее в Новой Зеландии настроены оптимистично, тем более, что новый кабинет министров нацелился на улучшение образования. Об этом 5 мая пишет The Post.
Рассказывая о запрете телефонов в школах, министр образования Эрика Стэнфорд намекнула, что у правительства есть намерения привлекать в школы новых преподавателей. Ожидается, что стимулирующие меры будут заложены в новый бюджет, о котором будет объявлено в мае.
Власти Новой Зеландии ставят амбициозные цели: к декабрю 2030 года вывести 80% учеников от восьмого класса и старше на хорошие знания учебных программ по чтению, письму и математике. «Чтобы изменить ситуацию, нам необходимо внести фундаментальные изменения, в том числе вернуться к основам», — пояснила Стэнфорд, на что рассчитывает правительство.
Президент Ассоциации учителей начальных классов (PPTA) Те Вехенгаруа Крис Аберкромби напомнил, что для успеха программы школы должны быть укомплектованы учителями полностью. Сейчас, по данным PPTA, это не так: более половины школ (56%) вынуждены затыкать кадровые дыры учителями по другим предметам. Это самый большой дефицит учителей с 1996 года.
Немного иная ситуация складывается в Канаде. Во-первых, такие изменения не вводятся на уровне всей страны. Это обусловлено спецификой Канады: провинции имеют достаточно большой уровень автономии, свои правительства, бюджеты и многие вопросы решаются на региональном уровне.
К тому же запрет еще не введен. Его планируется ввести с нового учебного года. Полный запрет будет действовать только с первого по шестой класс школы, более старшие ученики смогут пользоваться телефонами между уроками.
Это очередной шаг в направлении избавления детей от телефонов: до этого действовали правительственные рекомендации 2019 года, по которым решение о запрете оставлялось на усмотрение школьных советов и отдельных школ.
Однако, несмотря на такую подготовку, некоторые учительские профсоюзы и даже их объединение начали жаловаться на новые меры. Об этом 2 мая написала The National Post. Это тем более удивительно, что в апреле четыре крупнейших члена Ассоциации советов государственных школ Онтарио (OPSBA) подали в суд на Meta (организация, деятельность которой запрещена в РФ), TikTok и Snapchat.
Директора школ потребовали от соцсетей компенсации в C$4,5 млрд (300 млрд руб.) за «широкомасштабные сбои в системе образования», вызванные соцсетями. Однако после анонса запрета OPSBA запросила отсрочки для изучения мнения экспертов, учащихся и родителей.
Главные опасения профсоюза вызывает возможное противодействие со стороны учеников и их родителей. Газета по этому поводу саркастически замечает, что если учителя не могут справиться с таким простым запретом, то им стоит поискать другую работу. Однако NP указывает и на источник опасений учителей: манипуляции на почве защиты прав различных меньшинств.
«Когда дело доходит до дисциплины в школах Онтарио, слишком часто все сводится не к тому, что сделал ученик, а к какой группе он принадлежит. Существует глубоко укоренившийся страх перед дисциплинарными взысканиями учащихся любой идентифицируемой группы, потому что это может привести к обвинениям в дискриминации и даже расизме», — говорится в статье.
Но все может измениться, если власти поддержат другую тенденцию, и министр образования Онтарио Стивен Лечче гарантировал свою поддержку школьным властям в вопросах запрета телефонов.
Однако, пока часть педагогов сомневаются в своих силах и взвешивают все «за» и «против» запрета телефонов, школы, которые уже ввели такие меры, отмечают их несомненную пользу. В американском штате Коннектикут школа города Манчестер провела эксперимент, потребовав, чтобы дети в школе хранили свои телефоны в специальных чехлах.
Эти чехлы имеют специальный магнитный замок, который ребенок не может открыть. Таким образом, телефон остается у своего владельца, но пользоваться им он не может. Педагоги школы отмечают несомненную пользу нововведения.
Если раньше дети имели телефоны наготове, чтобы записать любой инцидент и это держало в напряжении как школьный персонал, так и других учеников, то теперь ситуация изменилась. «До этого дети бегали по коридору с камерами наготове, чтобы снять драку», — описал положение вещей до запрета телефонов учитель школы Джон Буркхарт. Теперь дети и учителя чувствуют себя спокойнее.
По свидетельству представителей администрации, опасения некоторых родителей, что их дети не смогут с ними связаться в случае какой-нибудь неожиданной ситуации, со временем прошли. Посетившие с проверкой школу губернатор штата Нед Ламонт генеральный прокурор Уильям Тонг и комиссар по образованию Шарлин М. Рассел-Такер опросили педагогов, учеников и остались довольны увиденным.
Губернатор после этого неоднократно высказывался в пользу распространения такого опыта по всему штату, генеральный прокурор штата также положительно оценил опыт школы Манчестера.
В целом отказ от мобильных телефонов для школьников набирает обороты по всему миру. В обзорной статье, опубликованной еще в 31 октября 2023 года в газет The New York Times, перечисляется перечень стран и штатов, которые ввели такие запреты.
Одним из первых это сделал Китай. Рекомендации отказаться от телефонов в школах в 2023 году выпустило британское правительство. Запрет на использование телефонов во время уроков ввела Италия. Американский штат Флорида запретил телефоны в государственных школах на всей территории штата. А первые запреты в США были введены еще в 1989 году, и к 2010 году те или иные формы запретов на телефоны в школах действовали в более чем 90% школ.
Согласно докладу ЮНЕСКО, те или иные запреты ввела почти каждая четвертая страна в мире. По данным NYT, запреты телефонов могут оказывать положительное влияние как на успеваемость, так и на проблему травли учеников.
Как показывают многочисленные публикации в СМИ, одним из ключевых факторов успеха в этом деле является отношение к таким запретам всех участников процесса, особенно родителей. Чего нигде не было обнаружено, так это ухудшения успеваемости школьников, лишившихся телефонов.