Состояние, когда всюду видится «мировое армянство» и его заговоры, — это состояние странное. И ссылаться на какие-то этнические прописки в отношении человека, который родился и всю жизнь прожил в России, семья которого живет в России и который неизменно открыто отстаивает интересы России, — глупо и пошло.

Как азербайджанское СМИ обиделось на Кургиняна

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Фотопреувеличение
Фотопреувеличение
Фотопреувеличение

4 января азербайджанское информагентство 1news.az опубликовало статью с кричащим названием «Бывший советник Горбачева Кургинян решил поссорить Баку и Тегеран». Эта статья стала откликом на комментарий Красной Весны к новости о посещении президентом Ирана Хасаном Рухани семьи погибшего от рук террористов «Мунафегин» армянского фидаина Альфреда Габри (в переводе с арабского «фидаин» означает «жертвующий»).

Стоит отметить, что подобные посещения иранским руководством семей погибших за Иран армян, вообще говоря, не являются чем-то из ряда вон выходящим: такое внимание к их памяти является традиционным. В этой связи можно признать некоторую натянутость или недостаточную основательность сделанного комментария. Однако такой эмоциональный отклик азербайджанского информационного ресурса, сделанный в стиле — «ужасные армяне портят наши прекрасные отношения с Ираном» — многое иллюстрирует. В частности, что отношения эти небеспроблемны и что вовсе не армяне этому виной.

Азербайджанское информагентство назвало ложью те сведения, на которых основывался комментарий. Помимо этого, в статье был приведен ряд клеветнических высказываний в отношении Сергея Кургиняна (начиная уже с заголовка — о «советнике Горбачева») и информагентства Красная Весна. Несколько слов об этом.

Состояние, когда всюду видится «мировое армянство» и его заговоры, можно назвать странным. И ссылаться на какие-то этнические прописки в отношении человека, который родился и всю жизнь прожил в России, семья которого живет в России и который неизменно открыто отстаивает интересы России, — глупо и пошло. Равно как и обвинять Сергея Кургиняна в развязывании нагорно-карабахского конфликта и чуть ли не в развале СССР. Напомним, что Кургинян говорит о событиях 1988 года, которые раскрутили армяно-азербайджанский конфликт и стали преддверием развала СССР (из книги «Суть времени»):

«…могу вам со всей ответственностью сказать, что когда зверски убивали армян в Сумгаите и, издеваясь над ними, осуществляли некие ритуальные действа, то делали это не азербайджанцы, а делали это вообще люди со стороны — нанятые представители частных международных структур. Мы этих представителей просто знаем по именам. Мы знаем, к каким структурам они принадлежали тогда и к каким структурам они принадлежат теперь. Эти люди убивали армян, подключая к этому делу азербайджанцев. Потом убивали азербайджанцев, подключая к этому делу армян. Потом сталкивали азербайджанцев и армян — и начиналась вот эта управляемая напряженность…».

Пытаться усмотреть в позиции Кургиняна по Нагорному Карабаху какую-то ангажированность или что-либо отличное от защиты интересов всего русского мира — бессмысленно, поскольку он выражает эту позицию предельно ясно, заявляя, что «главным субъектом международных переговоров должен быть народ Карабаха», и «если и есть какое-то желание сдвинуть русскую политику с равновесия армянского и азербайджанского народа, то это — артель „Напрасный труд“».

Обратимся теперь к сведениям о взаимоотношениях Ирана и Азербайджана, которые были приведены в комментарии.

1news.az пишет касательно итогов расследования убийства иранских ученых-ядерщиков в 2010–2012 годах, что в этом контексте «никогда и никем» не упоминался Азербайджан. Это не так.

По сообщению агентства Reuters от 12 февраля 2012 года, МИД Ирана обвинил Азербайджан в содействии израильской разведке в убийстве в январе 2012 года иранского ученого-ядерщика Мостафы Ахмади-Рошана.

При этом, по данным некоторых экспертов, в том числе специалиста по Ирану, доктора исторических наук Игоря Панкратенко, атаку против иранской ядерной программы организовывали спецслужбы США. В своей статье от 2013 года он пишет:

«Новая тактика, разработанная ЦРУ совместно со специалистами израильской разведки «Моссад», включала в себя, как минимум, три основных момента.

Во-первых, и это, пожалуй, главное, было принято решение разыграть в качестве инструмента давления на Тегеран иранскую ядерную программу. Легитимность этих действий следовало обеспечить на международном уровне, через возможности Международного агентства по атомной энергии, МАГАТЭ, которое к этому времени влачило жалкое финансовое существование и находилось на грани банкротства.

Во-вторых, «острые акции», как политкорректно именовался на Западе террор и диверсии, было решено передать в ведение «Моссад». Его оперативники к этому времени активно работали над созданием агентурных подходов к ядерным программам ряда ближневосточных государств, в частности — в Сирии.

В-третьих, на острие борьбы против Тегерана выдвигалась МЕК: «Организация моджахедов иранского народа», «Моджахедин-э Халк», тесные связи с лидерами которой ЦРУ установило еще во Франции в 1982 году».

Далее, касаясь терактов против физиков-ядерщиков в 2010–2012 годах, он сообщает:

«Официально нынешняя администрация Белого дома не имеет никакого отношения к данным терактам. Более того, про убийство одного из ученых немецкий „Шпигель“ написал: „Речь идет о первой операции, которой руководил новый глава ‚Моссад‘, Тамир Пардо“. Но вот интересный момент: Маджид Джамали Фаши, чемпион Ирана по кикбоксингу, арестованный по подозрению в убийстве Масуда Али Мохаммади (специалист по нейтронной физике, погибший в результате теракта в январе 2010 года — прим. ИА Красная Весна), в своих показаниях сообщает, что был завербован „Моссадом“ в 2008 году, что именно сотрудники израильской разведки в Азербайджане и Таиланде, куда он выезжал на соревнования, обучали его работе с взрывчаткой».

Выходит, возможны обсуждения специалистами степени участия Азербайджана в данном вопросе, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Кроме того, в номере журнала «Современный Иран», вышедшем в апреле 2012 года, сообщалось, что на азербайджанском телеканале ANS было показано интервью двух членов организации «Мунафегин» — Шокроллаха Мотахеми и Хамида Харази, которые заявили, что «на территории страны при поддержке своих „азербайджанских друзей“ они проживают уже в течение 9 лет».

В том же 2012 году Исследовательский центр Ирана и Евразии (IRAS) в своей аналитической работе заявил, что после заключения соглашения в военной сфере между Азербайджанской Республикой и Израилем стал обсуждаться вопрос о переводе некоторых членов террористической организации «Мунафегин» в Азербайджан. По убеждению аналитиков, острота этой проблематики для Ирана не может не вызвать большой озабоченности и напряженности в отношениях между Тегераном и Баку. Эксперты также высказали мнение, что Азербайджану, который понимает чувствительность Ирана к данной проблематике, следует избегать двусмысленности в своей информационной политике, «вместо того, чтобы обвинять политические и медийные круги Армении».

Представляется, что этот совет отражает суть дела и может быть рекомендован азербайджанским коллегам и сегодня.