Николай Федоров писал, что освоение космоса — «великий подвиг, который предстоит совершить человеку». Будет ли сделан очередной шаг — высадка на Марс — при жизни нашего поколения?

Высадка на Марсе к 2026 году: сбудется ли замысел Илона Маска?

Йоос де Момпер. Пейзаж с падением Икара. XV–XVI века
Йоос де Момпер. Пейзаж с падением Икара. XV–XVI века
Йоос де Момпер. Пейзаж с падением Икара. XV–XVI века

Китайский зонд «Чжужун» прислал очередные фотографии с Марса. Это уже становится привычным, десятки тысяч снимков прислали посланцы человечества — роботы с других планет.

Но каждый раз, когда я вижу очередной снимок с другой планеты, меня охватывает чувство удивления. Вот на снимке обычные, казалось бы, камни, но это камни другой планеты, вот холмы, но это не наши холмы, а вот небо, небо другого мира…

Каждый такой снимок, словно короткий фантастический рассказ. Уже зная наперед, что вряд ли увижу что-то новое, я всегда с интересом жду фотографий чужого или ничейного, а точнее пока чужого или пока ничейного мира.

И каждый раз я думаю о том, что когда-нибудь рука человека поднимет с поверхности новой человеческой планеты горсть песка и развеет ее по незнакомому ветру.

А может быть этим человеком будет кто-то из читающих эти строки?

Наш космист Николай Федоров в книге «Философия общего дела» писал, что освоение космоса — это «великий подвиг, который предстоит совершить человеку».

Станет ли живущее ныне поколение свидетелями колонизации Марса или хотя бы основания на поверхности этой планеты обитаемой научной станции?

На сегодняшний день сколько нибудь реальным проектом, связанным с высадкой человека на Марс является проект главы компании SpaceX Илона Маска.

Что сделано и возможен ли этот проект вообще — об этом в предлагаемой статье.

Прежде всего, следует сказать, что непреодолимых препятствий технического характера в задаче высадки на Марс нет.

Планета находится от нас на расстоянии, которое можно преодолеть приблизительно за полгода. Автоматические станции нескольких стран, и даже не самых технологически развитых, например ОАЭ, уже неоднократно достигали Марса.

Сейчас, в середине 2021 года, на поверхности планеты работают три марсохода, два американских, один китайский и одна стационарная автоматическая станция.

На орбите Марса находятся несколько автоматических зондов.

Да, это всё роботы, и главная проблема, которая должна быть решена и решается Маском — создание достаточно большого корабля, способного доставить на Марс людей. Причем в безопасных условиях. Ведь за пределами земной орбиты космонавтам грозит очень высокая радиация.

Кроме того, длительное пребывание в невесомости в ходе полета крайне негативно действует на организм человека, и не все проблемы жизнеобеспечения космонавтов в полете удовлетворительно решены в настоящее время.

То есть, после создания достаточно мощного корабля можно будет полететь на Марс, но, скорее всего, те, кто вернется обратно (а вернутся не все), не смогут уже жить полноценной жизнью.

Собственно, Маск откровенно говорит об этом: «На ранних этапах исследования Марса умрут многие люди».

Надо признать, что работа в направлении создания ракеты и корабля для полета выглядит вполне последовательной. Маск начал с разработки многоразовой ракеты с вертикальной посадкой первой ступени. Это привело в конечном итоге к созданию рабочей лошадки американской космонавтики ракеты Falcon 9.

Но в этой же логике создается и собственно марсианский корабль Starship. Который словно сошел с экранов мультипликационных фильмов о космических путешествиях конца 80-х.

План Маск состоит в том, чтобы отправить на Марс один или два Starship с грузами и роботами, необходимыми для старта колонизации планеты, а затем к Марсу полетит пилотируемый Starship. Причем, он будет оснащаться и дозаправляться топливом на орбите Земли, за счет челночных рейсов грузовых Starship.

Есть еще совсем уж фантастический проект Маска создать на Марсе город с населением в миллион человек, но вряд ли его стоит обсуждать до тех пор, пока на Марсе не высадился первый человек.

Надо сказать, что описанная схема полета на Марс была проработана еще в пятидесятые годы прошлого столетия и никем иным, как создателем «Фау-2» и отцом американской лунной программы Вернером фон Брауном. И, по большому счету, сегодня уже является устаревшей. Может быть, о более многообещающих подходах (например, с использованием ядерной энергии) мы поговорим в других статьях.

Маск считает, что реальным сроком является 2026 год.

2 декабря 2020 года Илон Маск заявил, отвечая на вопрос о том, когда люди достигнут Марса: «Я уверен, что через шесть лет с настоящего момента».

Тут надо отметить, что ранее назывался 2024 год. Так что и озвученная дата вряд ли может считаться окончательной.

Однако очевидно, что в активе Маска не только заявления. 5 мая, после четырех подряд неудачных стартов, корабль Straship благополучно поднялся на высоту 10 километров и затем совершил посадку. «Starship приземлился нормально!» — написал Маск в Twitter.

В ближайших планах SpaceX суборбитальный испытательный полет. SpaceX опубликовала план полета, в соответствии с которым ракета в составе корабля Starship и ракеты-носителя Super Heavy стартует без экипажа с космодрома SpaceX в деревне Бока-Чика в Южном Техасе, сделает 90-минутный виток вокруг Земли и совершит посадку в Тихом океане в районе Гавайев.

Планируется, что как Super Heavy, так и Starship совершат мягкую посадку для того, чтобы впоследствии использоваться снова.

По заявлениям в прессе, первый суборбитальный полет Starship состоится уже в июле 2021 года.

Так что же, осуществление мечты многих поколений о достижении другой планеты уже близко?

Я думаю, что ключевым в этом является именно мечта. Как бы мы ни относились к личности Маска, к его коммерческим предприятиям, прямо скажем, некоторые из которых, например, манипуляции с криптовалютой, похожи на гнусное надувательство, мы не можем не признать, что Маск — это человек, который упорно двигается к своей цели — достижению другой планеты и построению там нового мира (какого — это тоже отдельный вопрос).

А раз это так и это технически возможно, то это непременно произойдет. Да, к этой мечте, которая является, как и любая большая мечта, чем-то вроде ядерного реактора, безусловно, пристроятся те, кто на этом огне будет жарить свои политические или экономические шашлычки. Да, и вероятнее всего, именно эти любители жарить шашлычки на огне человеческой мечты дают Маску зеленый свет. Вспомним хотя бы уже озвученные планы Пентагона использовать Starship для переброски грузов в любую точку планеты. Но…

Наше время — время, когда гибель СССР закрыла множество путей исторического развития. На этих путях, ставших нашими утраченными возможностями, мы бы, возможно, уже водрузили бы на Марсе советский стяг.

Но всего этого нет, и в этом виноваты мы сами. А на текущей исторической траектории есть Илон Маск. И это лучше, чем ничего.