Просидеть три месяца без выхода на улицу — нереально!

Тайна коронавируса не скоро будет обнародована — интервью

Вибер Жан Жорж. Государственная тайна. 1875
Вибер Жан Жорж. Государственная тайна. 1875

Большинство из нас было вынуждено просидеть в этом году всю весну на самоизоляции. Людям помоложе было официально разрешено покидать дом для похода в магазин, выгула животных и, при наличии разрешающего QR-кода, поездки по делам. Но людям 65+ было строжайше запрещено покидать свои дома. Продукты и лекарства им должны были доставлять волонтеры. Но каково для пожилого человека лишится прогулок на свежем воздухе? Ведь движение — жизнь.

О таком необычном явлении, как коронавирус мы побеседовали с писателем и журналистом Германом Владимировичем Смирновым, который в свое время был главным редактором таких журналов, как «Чудеса и приключения», «За семью печатями», «Природа и Свет», долгое время проработал в журнале «Техника молодежи» в самый популярный его период еще при СССР. Автор нескольких десятков книг, таких как «Менделеев» в серии ЖЗЛ, «„Дело военных“ 1937 года. За что расстреляли Тухачевского», «Рассказы об оружии», «Корабли и сражения», «Оружие Победы», «Кибернетика и химия» и многих других.

Герман Владимирович Смирнов
Герман Владимирович Смирнов
СмирновВладимировичГерман

ИА Красная Весна: Сейчас мы пережили, надеюсь, что пережили, хотя нас продолжают пугать, что еще не до конца, ситуацию с коронавирусом, — как Вы сами перенесли этот «особый режим повышенной готовности», какие у Вас личные впечатления от случившегося?

— Хочу сказать, что для пенсионеров режим самоизоляции был благодетельными, считаю. Я прожил эти три месяца в блаженном состоянии, когда знаешь, что никто меня не дергает, не надо будет выходить на улицу, не надо будет встречаться с людьми, которые мне не очень интересны, и я рассматриваю эти три месяца как счастливейшие моей жизни, как это ни страшно и не дико звучит.

Это время позволило мне сосредоточиться на тех вопросах, которые меня житейски интересуют, и было много новых хороших идей. Были, конечно, затруднения у нас с супругой со снабжением, с питанием, но я не выходил из дома. Ходила жена, при соблюдении всех правил: ходила в маске, в перчатках. Я считаю, что мы этот сложный период прошли для себя без особых потерь.

ИА Красная Весна: Вы входите в категорию людей, которым было полностью запрещен выход из дома. Вы обращались за помощью, вам предлагалась помощь, кто-нибудь навещал, волонтеры?

— Нет. Никто не предлагал, мы не обращались. Обошлись своими силами.

ИА Красная Весна: Коронавирусная эпопея миновала, хотя полностью ограничения не отменены. В транспорте, в магазинах, в кафе звучат требования носить маску и перчатки. Насколько обоснованы такие меры на ваш взгляд?

— Мне трудно судить. Я далек от медицины, вирусологии, но я хочу сказать, что лично для меня это не было обременительно, то есть мы купили маски, я ходил гулять каждый день. Был такой период, я ходил без маски. Ко мне никто не обращался. Я ходил вокруг домов. Просидеть три месяца без выхода на улицу — нереально. Прогуливаясь около дома и в окрестностях, наблюдал окружающих. Я видел, что процентов десять гуляли, как я, в маске, но в целом народ ходил на расстоянии друг от друга, но без масок. В магазинах все надевали маску. Я один раз забыл маску, мне любезно вручили бесплатно маску. Это был не продуктовый магазин.

ИА Красная Весна: Как Вы думаете, как долго продлится ситуации перманентной угрозы коронавируса?

— Я отнесся ко всей этой истории с коронавирусом с сомнением. Действительно, у нас от обычного гриппа умирает больше людей, чем от этого коронавируса. Думаю, что элемент раздутости в этой компании есть. Думаю, что она заглохнет, эта эпидемия не получит такого нового толчка. Думаю, что она сойдет на нет в разряд обычных заболеваний, которых много. Сезонных и всяких других. Я особенно не убиваюсь по этому поводу, думаю, что все это постепенно сойдет на нет.

ИА Красная Весна: Эта эпидемия выглядит не так угрожающе, как сыпной тиф во время Гражданской войны или испанка, которая выкосила миллионы людей в Первую мировую войну, но меры предосторожности были приняты беспрецедентные. Насколько они адекватны и нет ли в этом еще каких-то целей?

— Я думаю, есть другой смысл. Думаю, что руководство испытало метод вот такого эпидемического запрета на случай предотвращения возможных массовых выступлений людей.

ИА Красная Весна: Вы считаете, что на этот момент существовала такая сейчас угроза?

— И сейчас существует очень большая. Сейчас в Хабаровске события происходят. Руководство не реагирует на него. Я думаю, что будет проверен такой момент, что назреет какая-то обстановка политически опасная, и могут быть применены такие же меры, которые проверены на коронавирусе. Может быть объявлена эпидемия и запрещение людям выходить из дома.

ИА Красная Весна: Нет ли такого подозрения, что меры, принятые при коронавирусе, при вторичном их использовании не дадут желаемого результата. Ведь и сейчас уже очевидно, что большое количество людей скептически отнеслись к угрозе коронавируса. Не получится ли та самая история с мальчиком, который кричал «волки, волки!», а когда случилась реальная опасность, его никто не послушал.

— Есть такая опасность, и я думаю, что руководству надо будет учесть. Но, как проверка такого механизма массового запрета выхода людей на улицу, я думаю, этот мотив проверялся.

ИА Красная Весна: Да, но эта ситуация охватила весь мир.

— Да! Вы посмотрите, в Америке бунт настоящий. Не знаю, объявят ли американцы карантин на выход людей на улицу. Такими мероприятиями вполне можно остановить какие-то выступления.

ИА Красная Весна: Да, Трамп достаточно скептически отнесся к угрозе коронавируса. Также от жестких мероприятий отказались в Швеции. Мы ничего не слышали о ситуации с коронавирусом во Вьетнаме. Эксперты говорят, что эта страна достаточно легко прошла угрозу заболевания благодаря сохраненной системе здравоохранения, организованной по советскому образцу.

— Конечно, защита от таких эпидемий — это государственная задача. Она не решается никакими частными инициативами. У меня сложилось впечатление, что пандемия в нашей стране и в странах близких к нам менталитетом была пройдена легче, чем в странах демократии, в так называемых европейских странах и в Америке. Там совершенно несопоставимые цифры с нашими, что меня не поражает, потому что мы дисциплинированнее западных людей.

Я вам скажу откровенно, что я считаю, что большой недостаток, что в мировой практике не изучены генетические особенности разных национальностей. Это давно надо было сделать. Подобные исследования проводит американский профессор российского происхождения Анатолий Клёсов. В результате его исследования, я думаю, многие национальные особенности будут установлены и войдут в такой научный и государственный оборот.

Например, известно пагубное влияние на северные народы алкоголя. Эта особенность поставила их на грань исчезновения. Можно предположить, что и к заболеваниям тоже может быть разная генетическая предрасположенность.

ИА Красная Весна: Для борьбы с этим заболеванием предпринимаются попытки разработать вакцину в мире и у нас. Как Вы оцениваете эффективность подобной вакцины?

— В умах медиков сейчас, как я понял из их выступлений, царит полный хаос. Они не знают тайны этого заболевания, поэтому они говорят: вакцина, таблетки. Это все судорожное движение. Настоящая тайна коронавируса, я думаю, не раскрыта, и мировая медицина в целом пока не имеет четких, точных данных по этому заболеванию.

ИА Красная Весна: Сейчас мы живем в мире так называемой постправды. Нет ощущения, что ученые-медики что-то понимают в этом заболевании, но по каким-то причинам, от них не зависящим, не говорят?

— Могут. После крушения Советского Союза мы стали понимать, что у многих как бы благородных движений в мире имелись политически не очень приглядные причины. Конечно, такое мероприятие, которое захватило весь мир, содержит много тайн. Эти тайны мы узнаем через много лет, а может, и не узнаем. Например, я немного видел трудов по испанке. Она как-то прошла, унесла несколько миллионов жизней, и о ней как-то не принято говорить. Обратите внимание, говорили да, была испанка, там много погибло людей, но никаких внятных объяснений: почему она возникла, кто ее вызвал, почему она возникла в это время — не очень понятно.

Под многими социальными явлениями, которые мы привыкли воспринимать так и легковесно, легкодумно лежат, конечно, многие тайны мира. Многие из них не будут раскрыты. Политические мотивы очень мощные чувствуются под историей с коронавирусом.

И это чувствуется всеми.

Я сам спрашивал в том магазине, где мне дали маску: «Вы сами верите?». Продавцы так помялись и сказали: «Черт его знает…».

ИА Красная Весна: Скажите, при общении с коллегами-журналистами Вы обсуждали эту ситуацию с коронавирусом? Какое у них отношение к этому?

— Примерно, как у меня. На протяжении всего периода мы созванивались с моими коллегами, говорили о коронавирусе. Мы сходились во мнениях — то, что я говорил и мои корреспонденты.

ИА Красная Весна: Часто в массмедиа обсуждают возможность второй волны эпидемии. Насколько возможно повторение пережитого этой весной?

— Я честно вам скажу — я этого не допускаю. Я привык относиться с предосторожностью к пропагандируемым в массовых средствах коммуникации точкам зрения. Я всегда настороженно слышу, когда все вдруг начинают говорить одно и то же. Это посев слухов. Очевидно, это механизм, который известен давно и отрабатывался и в рамках Советского Союза широко, а сейчас особенно широко. Посев слухов. Опасности грозной я не предвижу.

ИА Красная Весна: Разного рода информационные источники, в основном речь идет о социальных сетях и месседжерах, муссируют тему обязательности вакцинации против коронавируса после создания вакцины.

— Это ужасно! Если это будет в обязательном порядке — это чудовищная операция. Сами они не уверены в своей вакцине. Они что, эксперимент на населении будут ставить?! Это же непроверенная вещь. Они на волонтерах проверили эту вакцину, на десятке, на сотне людей, и что?! Сейчас много говорят о том, что что-то с населением Земли надо делать, надо какие-то нации даже выводить из «оборота».

Мы приучены к мысли, что все человечество вымрет в результате глобальной катастрофы: взорвется Земля, астероид врежется в Землю, что человечеству суждено погибнуть от катастрофы. Я же считаю, что человечество — это организм. Это живой организм, который, как и всякий живой организм, имеет время зарождения, время зрелости, время старости и время смерти. И я тут как-то подумал: как будет выглядеть смерть человечества вне катастрофы? Это будет цветущий мир, там будут олеандры цвести, а постаревшее человечество будет вымирать каким-то загадочным способом. Отчего? От болезней? Нет, не от болезней. Оно будет умирать от вмешательства науки в генетический фонд человека, что уже началось.