Алмазбек Атамбаев. Или кого арестовали киргизские власти в Кой-Таше?
7 августа мировые СМИ облетела новость о том, что в селе Кой-Таш, недалеко от столицы Киргизии Бишкека, началась силовая операция по задержанию бывшего президента республики Алмазбека Атамбаева. Атамбаев призвал на защиту своих сторонников, в результате чего в течение нескольких дней экс-президент с верными ему людьми успешно отбивались от атак спецназа.
Подобные события говорят об остром политическом кризисе в Киргизии. Однако что это означает для России? Насколько важно для нас происходящее в этой среднеазиатской республике?
Чтобы приблизиться к этим вопросам, для начала надо выяснить «What is Mr. Atambaev?» («Что такое господин Атамбаев?»). А это означает — увидеть место Атамбаева на шахматной доске киргизской политической жизни, понять, что может эта фигура и какие клетки расположены рядом с ней. Для этого необходимо разобраться в биографии данного политика. Тем более, что в ней отражаются основные вехи политической истории постсоветской Киргизии, а сам Атамбаев относится к числу конструкторов современной политической системы Киргизии.
Алмазбек Шаршенович Атамбаев родился 17 сентября 1956 года в селе Арашан Фрунзенской области на севере Киргизии. Сразу следует отметить, что в той же области родился первый президент Киргизии Аскар Акаев. Такое землячество является отражением общей кланово-политической структуры киргизского общества. Страна разделена горной системой на две части — северную и южную. В каждой из частей существуют свои политические элиты и кланы, что характерно для всех государств постсоветской Средней Азии. При этом взаимоотношения элитных групп севера и юга Киргизии традиционно остаются напряженными.
В 1980 году Алмазбек Атамбаев окончил Московский институт управления и получил диплом инженера-экономиста. Трудовую деятельность он начал в 1980 году инженером Министерства связи Киргизской ССР. Далее перешел в дорожно-эксплуатационное управление № 4, в котором в 1981 году стал главным инженером.
После работы в качестве инженера Атамбаев начал строить карьеру в советских организациях. В 1983 году стал редактором и старшим референтом в Президиуме Верховного Совета Киргизской ССР. В том же году он вступил в Союз писателей СССР. Как позднее утверждал Атамбаев, писательская деятельность позволила ему сколотить состояние для скупки акций разорившихся крупных киргизских предприятий.
В 1987 году Атамбаев становится заместителем председателя исполкома Первомайского района Бишкека.
В конце 1980-х и до середины 2000-х Атамбаев успешно ведет бизнес. В 2000-х в его бизнес-холдинг «Форум» входили предприятия различного профиля: «Кыргызавтомаш», «Агромаш» и «Электротехник». Атамбаев ведет совместный бизнес с иностранными партнерами из Китая и Турции: производство полипропиленовой мешкотары и производство всех типов кислотных автомобильных аккумуляторов. В 2004 году инженер, писатель и бизнесмен вошел в число 100 самых богатых людей Киргизии по версии АКИpress.
Однако к этому весьма разносторонняя деятельность Алмазбека Атамбаева не сводилась.
С 1993 года Атамбаев активно включается в политику постсоветской Киргизии. Тогда он основывает Социал-демократическую партию Киргизии (СДПК) и становится ее главой. В феврале 1995 года избирается депутатом нижней палаты киргизского парламента Жогорку Кенеша. В парламенте Атамбаев возглавляет фракцию «Реформа». 29 июня 1999 года он передает руководство своей партией спикеру нижней палаты парламента Абдыганы Эркебаеву.
В 2000 году Атамбаев избирается в парламент во второй раз. Также он выставляет свою кандидатуру на пост президента республики. Однако суд отменяет его регистрацию кандидатом в президенты и лишает его депутатского мандата. Тем не менее, в итоге на выборах президента 29 октября 2000 года Атамбаев получает 6% голосов — это третье место в президентской гонке после действующего президента Акаева и вице-спикера нижней палаты Омурбека Текебаева.
В 2005 году Атамбаев активно содействовал «тюльпановой революции». 24 марта 2005 года он привел огромную колонну к правительственному зданию. После революции он снова пытается занять президентское кресло республики, однако снимает свою кандидатуру в пользу тандема Курманбека Бакиева и Феликса Кулова. 10 июля 2005 года Бакиев стал очередным президентом Киргизии.
При Бакиеве Атамбаев занял пост министра промышленности, торговли и туризма. Однако спустя полгода он ушел, заявив, что Бакиев покровительствует криминалу и сворачивает реформы. Совместно с Текембаевым Атамбаев формирует объединение «За реформы!», противостоящее президенту. Весной и осенью 2006 года данное объединение провело серию митингов, которые заставили Бакиева изменить конституцию. 27 марта 2007 года Атамбаев выходит из движения «За реформы!» и вместе с соратниками создает движение «За единый Кыргызстан». Спустя два дня он становится и. о. премьер-министра. Спустя еще день парламент утверждает его на пост главы кабинета министров.
В сентябре 2007 года Конституционный суд отменил поправки конституции, принятые в 2006 году. Президент инициировал проведение референдума по принятию новой конституции. Был создан Республиканский штаб по содействию в проведении референдума, главой которого стал Атамбаев. 21 октября 2007 года проводится референдум, а 23 октября 2007 года президент подписывает новую конституцию. При этом Бакиев распускает парламент, а министры правительства начинают работать в качестве исполняющих обязанности. Выборы в парламент назначаются на 16 декабря 2007 года. Атамбаев отказывается возглавлять предвыборный список партии, мотивируя это невозможностью совмещать предвыборную кампанию с работой в правительстве.
28 ноября 2007 года президент страны Бакиев отправляет в отставку кабинет министров. По результатам народного волеизъявления побеждает пропрезидентская партия, ни одна оппозиционная партия в парламент не проходит.
В 2008 году партии, противостоящие президенту, объединяются и формируют Объединенное народное движение (ОНД). В ОНД также входит СДПК под руководством Атамбаева. В апреле 2009 года Атамбаев выдвинут кандидатом на пост президента от объединенной оппозиции. На выборах, которые состоялись 23 июля 2009 года, он проигрывает Бакиеву. За Атамбаева было отдано только 8,41 процента голосов.
В марте 2010 года антибакиевская коалиция выдвигает главе государства ряд требований. 6 апреля противники Бакиева берут под контроль город Талас. 7 апреля Бакиев вводит чрезвычайное положение. Однако его противникам удается захватить Бишкек. Новое правительство народного доверия возглавила Роза Отунбаева. Атамбаев стал отвечать при новой власти за экономический блок.
Когда Бакиев был свергнут в ходе уличных протестов в апреле 2010 года, произошедшие события напоминали революцию 2005 года, когда был отстранен Акаев. Только теперь население было сильнее разочаровано в демократии западного образца, чем в 2005 году, также население оказалось сильнее разделено по этническому признаку. Свержение Бакиева привело к самой тяжелой нестабильности в Киргизии за всю постсоветскую эпоху. Временное коалиционное правительство, собранное из ветеранов двух предыдущих администраций, взяло бразды правления в Бишкеке, но у него не хватило ни кредита доверия, ни политической силы, чтобы взять под контроль Ферганскую долину, бывшую вотчину Бакиева.
В первые месяцы правления оно беспомощно смотрело, как элитные группировки, связанные с семьей Бакиева, бьются, время от времени довольно жестоко, за сохранение своих ресурсов. Так оценивали происходящее западные эксперты.
Этническое напряжение росло по мере того, как узбекские политические и бизнес-лидеры Киргизии, чье влияние при Бакиеве было существенно подорвано, стали требовать больше прав в постбакиевский период. В июне 2010 года это напряжение вылилось в столкновения киргизов и узбеков в южном городе Оше, в результате которых погибли 470 человек.
Когда кровопролитие прекратилось, Киргизия вошла в период сворачивания реформ, усиления национализма и воцарения обманчивой стабильности. В июне 2010 года, спустя всего несколько недель после беспорядков, временное правительство провело конституционные поправки, установившие смешанную президентско-парламентскую систему. В ней президент избирается народом, а премьер-министр выставляется самой крупной партией, имеющей большинство в парламенте, и утверждается президентом. Президент также контролирует службы безопасности, давая начальникам служб большую власть.
10 октября 2010 года СДПК занимает второе место на выборах в парламент. Формируется коалиционное правительство, которое возглавляет Атамбаев.
В 2011 году Атамбаев побеждает на выборах президента. События этих выборов оцениваются как уникальные. Это прецедент для региона: переходный президент Роза Отунбаева, первая и единственная женщина — глава государства в Средней Азии, стала в регионе первым лидером, который добровольно сложил с себя полномочия, пусть даже передав власть соратнику по партии, центристской СДПК. Она передала власть нынешнему президенту Алмазбеку Атамбаеву, которого сложно назвать новым лицом в киргизской политике. Тем не менее, его победа на выборах считается триумфом умеренных тенденций в политике над националистическим радикализмом.
В целом российские эксперты оценивали Атамбаева как пророссийского лидера. Одно из первых заявлений на посту президента Атамбаев сделал о необходимости закрытия американской базы «Манас».
База была закрыта в 2014 году (как считают на Западе, по настоянию Москвы). Год спустя Киргизия вступает в Евразийский экономический союз и разрывает соглашение о сотрудничестве с США. Решение Киргизии о присоединении к ЕврАзЭС и о прекращении соглашения о сотрудничестве с Соединенными Штатами в 2015 году подразумевает дистанцирование от евро-атлантического сообщества. Повлияло на это решение Бишкека и заигрывание американцев с нацменьшинствами республики. В июле 2015 года Госдепартамент США дал награду за защиту прав человека Азимжану Аскарову (этническому узбеку, борцу за права человека, который был приговорен к пожизненному заключению за беспорядки в 2010 году). Это событие подтолкнуло Киргизию к аннулированию двухстороннего соглашения с США от 1993 года, что было самым заметным ударом по отношениям двух стран за последнее время.
То, что Бишкек решил связать свое будущее с Россией, создало для Киргизии определенные проблемы, связанные с нестабильностью российской экономики и непредсказуемостью российской внешней политики. По этой и по многим другим причинам политический маятник затем качнулся в обратную сторону. Бишкек начал прилагать усилия к тому, чтобы восстановить отношения с Вашингтоном. Весной 2016 года Киргизию посетил первый заместитель помощника госсекретаря по Южной и Средней Азии Уильям Тодд. По результатам своего визита Тодд заявил, что руководства США и Киргизии ведут постоянный диалог по вопросам, затрагивающим интересы двух стран. Тодд прибыл в Киргизию для проведения форума стран «C5+1», который был создан в сентябре 2015 года пятью странами Средней Азии и США. Заместитель председателя комитета по международным делам, обороне и безопасности киргизского парламента Абдывахап Нурбаев оправдывал налаживание связей с США следующим образом: «Наши главные стратегические партнеры — Казахстан и Россия — переживают кризис, так что нам надо заключать новые соглашения и искать новых партнеров. Сомнений нет, мы должны применять многовекторную внешнюю политику». Кроме того киргизские политики настойчиво приглашали немецкого канцлера Ангелу Меркель посетить страну в июле 2016 года.
После закрытия американской базы в «Манасе» Россия усилила свое военное присутствие в Киргизии, которое определяется Договором о коллективной безопасности, разработанным Москвой. Киргизское руководство особенно заинтересовано в российской помощи в сфере безопасности из-за действительных или кажущихся угроз со стороны соседнего Узбекистана, растущей нестабильности Таджикистана и Афганистана и боязни экстремизма у себя в стране.
Способность Киргизии ответить на любую внутреннюю или внешнюю угрозу сильно ограничена скромными военными возможностями и малым военным бюджетом. Военные траты составили около 230 млн долларов в 2014 году. Опыт наблюдения за развитием отношений США с «Движением Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а также та легкость, с которой Вашингтон в своих интересах ввергает в тяжелый хаос почти каждую страну, с которой имеет дело на Ближнем и Среднем Востоке, подталкивают Киргизию к сотрудничеству с РФ в сфере безопасности. Однако Бишкек не может рассчитывать на российскую поддержку в чрезвычайной ситуации. Россия и ОДКБ по большей части стояли в стороне во время спора о границах между Киргизией и Узбекистаном в марте 2016 года — так же, как и в 2010 году во время беспорядков внутри страны.
Наиболее явным выражением усиления связей Киргизии с Россией является вступление Киргизии в 2015 году в Евразийский экономический союз — торговый блок, в который также входят Казахстан, Армения и Белоруссия.
В 2012 году российские энергетические гиганты РАО «ЕЭС» и «РусГидро» сделали Бишкеку предложение о строительстве двух гидроэлектростанций, чей годовой выход будет превышать 5,3 млрд киловатт-часов. Но в январе 2016 года, после месяцев проволочек со стороны Москвы, вызванных экономическими трудностями, Киргизия отменила сделку.
Откуда ушли русские, туда приходят китайцы. Так, Китай выступил с предложениями по строительству ГЭС, аналогичными российским проектам. Более того, свыше четверти госдолга Киргизии приходится на Экспортно-импортный банк Китая.
В 2017 году заканчивались президентские полномочия Атамбаева. Соответственно, встал вопрос о преемнике. Атамбаев сообщил в интервью телеканалу «Апрель»: «…Я думал, что ради согласия и единства народа нужно выдвинуть кандидатуру южанина».
Атамбаев остановился на кандидатуре Сооронбая Жээнбекова.
К тому моменту Жээнбеков уже успел побыть депутатом киргизского парламента (1995–2007 годы), министром сельского хозяйства (2007 год), губернатором родной для него Ошской области (2010–2015 годы). В 2016 году Жээнбекова избирают премьер-министром. 15 октября 2017 года он побеждает на выборах президента республики. Атамбаев же остался лидером СДПК.
По мнению некоторых аналитиков, Атамбаев не будет покидать большую политику, а попытается перераспределить полномочия между президентом и парламентом так, чтобы реальным главой государства являлся премьер-министр. Чтобы затем возглавить страну в качестве председателя кабинета министров. Имеется высказывание Атамбаева, подтверждающее эту версию. В интервью от 20 ноября 2018 года, он заявил, что хотел провести конституционную реформу: «Все-таки, то мое желание провести конституционную реформу, которую мне не дали провести в 2017 году, это, наверное, главное, почему я вынужден оставаться в политике». Экс-президент сформулировал для себя главную цель — подготовить новое поколение политиков, которые сделают Киргизию парламентской республикой. В этом случае Атамбаеву не нужен сильный политик на посту президента. В связи с этим наблюдатели ожидают, что экс-президент должен будет блокировать попытки действующего президента усилить свои позиции. Заодно Атамбаев будет готовить свою партию к победе на очередных парламентских выборах, которые должны состояться в 2020 году.
Союз южанина Жээнбекова и северянина Атамбаева дал на выборах очень мощный результат — 54% в первом туре, поскольку за такой союз голосовали и на севере, и на юге страны. Однако дальше начались проблемы. Из Жээнбекова не получился «киргизский Медведев». Дело в том, что Жээнбеков не являлся на 100% креатурой Атамбаева. До определенного момента новый президент строил свою политическую карьеру самостоятельно, используя свои способности и связи: стал депутатом, стал министром сельского хозяйства. Конечно, впоследствии Атамбаев серьезно продвинул Жээнбекова: сначала в администрацию президента, потом на пост премьер-министра, но Жээнбеков не стал полностью подконтрольным Атамбаеву. К тому же, как отметил казахский политолог Талгат Исмагамбетов, анализировавший ситуацию в Киргизии: «На Востоке по ряду причин обычно нельзя ожидать от преемника, что он будет полностью тебе послушным».
Также после выборов встал вопрос о разделении влияния и финансовых потоков между севером и югом.
Начатая Жээнбековым борьба с коррупцией, по мнению политологов, направлена на зачистку людей Атамбаева. Атамбаев не раз выступал в защиту некоторых фигур, попавших под антикоррупционные расследования: мэр Бишкека Албек Ибраимов, бывший премьер-министр Сапар Исаков (единственный киргизский политик, которого Атамбаев представил Владимиру Путину во время визита российского главы в Киргизию в феврале 2017 года). В конце концов под обвинения в коррупции попал сам Атамбаев. 25 июня 2019 года Генпрокуратура выдвинула против Атамбаева ряд обвинений: незаконное завладение участком в селе Кой-Таш, незаконное освобождение криминального авторитета Азиза Батукаева, коррупция при модернизации ТЭЦ Бишкека, незаконное обогащение, возможная причастность к незаконным поставкам угля на ТЭЦ Бишкека. На основании данных обвинений парламент лишил экс-президента неприкосновенности. Атамбаев отказался появиться на допросе. После чего в начале августа произошла силовая операция по захвату экс-президента. В течение нескольких суток Атамбаев вместе со своими сторонниками успешно противостоял спецназу, однако все равно был захвачен.
История эта далеко не закончена. Произошедшие события говорят об остром политическом кризисе в Киргизии, который накладывается на затяжное многолетнее противостояние северных и южных кланов. Стороны конфликта уже продемонстрировали готовность биться за свои интересы, и пока ни одна из сторон не получила решающего перевеса. С учетом того, что страна находится в зоне политического и экономического интересов России, Китая и США, кризис может получить дополнительное усиление. Тем более что созданный в стране хаос можно использовать для дестабилизации всего региона.