Естественным препятствием на пути вступления Сирии в ОДКБ станут США и Турция. И если США вполне могут вскоре покинуть Сирию, то с Турцией все обстоит гораздо сложнее

Сирия в ОДКБ: пустые слова или реальная возможность?

Джон Фредерик Льюис. Турецкий пограничный пост. 1850
Джон Фредерик Льюис. Турецкий пограничный пост. 1850

Сирийская Арабская Республика (САР) может стать членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом 20 августа в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил заместитель министра обороны РФ, начальник главного военно-политического управления ВС России Андрей Картаполов.

По словам военного, вступление Сирии в ОДКБ возможно, но при условии, что это будет выгодно как всем ее членам, так и самой Сирии. Устав ОДКБ при этом не является препятствием для вступления страны в организацию, заметил Картаполов.

«Во-первых, устав не догма, он должен отвечать непосредственно обстановке, сложившейся на тот или иной момент. И если это будет выгодно всем — и Сирии, и России, и другим нашим партнерам по ОДКБ — то я не исключаю такой возможности», — сказал замминистра.

И действительно, в уставе ОДКБ нет прямых ограничений на вступление Сирии. Если не брать во внимание статью о бюджете организации, который наполняется за счет государств-членов (а у Сирии сейчас свободных денег не так много — всё «лишнее» идет на восстановление страны), а также на языковой барьер (официальным языком ОДКБ является русский), то Сирия вполне могла бы стать членом организации.

Впрочем, есть одно краеугольное обстоятельство, которое может помешать вступлению САР в ОДКБ. Этим обстоятельством является вопрос о независимости, суверенитете и территориальной целостности сирийской страны.

В статье № 3 устава ОДКБ говорится, что одной из целей организации является «защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В статье № 7 отмечается, что для этой цели члены ОДКБ создают «действенную систему коллективной безопасности».

Иными словами, в случае возникновения угрозы независимости, суверенитету или территориальной целостности одному из членов ОДКБ (в организацию входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения), все государства дают этому коллективный отпор.

Но как быть в этом случае с Сирией? На ее территории очевидным образом находятся оккупационные силы двух стран — США и Турции. Эти оккупационные силы посягают как на ее независимость и суверенитет, так и на территориальную целостность.

Фактически, Сирия не сможет войти в ОДКБ, не решив эту проблему. То есть не добившись ухода турецких и американских сил со своей территории. Иначе этот вопрос сразу встанет перед членами ОДКБ.

Но как решить этот вопрос?

Можно вполне допустить, что США вскоре покинут сирийскую землю. Это будет связано с уходом американских сил из Ирака, о котором уже было объявлено.

Если США уходят из Ирака, они с большой вероятностью уходят и из Сирии, поскольку основное снабжение американской группировки войск в САР идет через иракскую провинцию Анбар.

Но остается еще Турция, а как быть с ней?

Турция засела в Сирии очень крепко. Фактически, в северных районах Сирии у города Африн, а также у города Рас Аль-Айн (да и в Идлибе тоже) идет активная тюркизация этих частей страны. Анкара открывает на фактически оккупированных территориях турецкие школы, а в качестве валюты там используется турецкая лира.

Что должно случиться, чтобы Турция ушла из Сирии? Точнее, что может такого предложить Москва Анкаре, чтобы турецкие силы покинули сирийскую территорию?

Фактически — ничего. Для Турции экспансия в Сирию имеет стратегическое значение. Для турецких националистов Сирия является бывшей территорией Османской империи, территорией, которая была под «турецкой пятой» 400 лет.

Почему они должны вдруг ее отдать? Можно представить, что Турция захочет нарастить свое присутствие в Сирии. Но идея того, что она может уйти, кажется фантастической.

А значит, и вопрос сирийской независимости, суверенитета и территориальной целостности останется открытым. А пока он открыт, никакого вступления Сирии в ОДКБ быть не может.

Но в таком случае встает вопрос: зачем эти разговоры нужны сейчас и на кого они рассчитаны?