Эффект Кесслера. Когда в космосе начнется война всех против всех?
Цепная реакция, которая уничтожит все спутники на низкой околоземной орбите, очень похожа на цепную реакцию в ядерном заряде. Все может начаться с разрушения одного спутника, которое породит тысячи осколков, с огромной скоростью разлетающихся во всех направлениях. Каждый новый осколок может поразить другой спутник и создать еще больше осколков. Главное тут, как и в ядерном заряде — критическая масса.
Затем осколки начнут сталкиваться между собой, порождая еще больше мелких осколков, которые еще опаснее, поскольку за ними не уследишь, а их разрушительная энергия огромна. В итоге на орбите останется плотное облако быстро летящих снарядов, которые не пропустят ни один новый космический корабль.
Подобное развитие событий описано в 1978 году консультантом NASA Дональдом Кесслером. По его оценкам, это должно привести к невозможности использовать ближний космос в течение долгих десятилетий или даже столетий. В 2021 году о возможности такого развития событий напомнил британский аналитический центр Chatham House в своей статье Satellites: Space, the final war zone.
В то время, когда специалисты NASA оценивали реальность эффекта Кесслера, еще не существовали глобальные спутниковые мегасозвездия, вроде Starlink, OneWeb и других. Поэтому их оценки последствий такого развития событий можно считать крайне оптимистичными.
С каждым новым космическим аппаратом на низкой околоземной орбите опасность столкновений возрастает. Данную проблему сейчас удается контролировать благодаря развитию систем автоматического контроля за космическим пространством и оснащению низкоорбитальных спутников маневровыми двигателями для коррекции орбиты.
Сейчас на околоземной орбите находится более пяти тысяч космических аппаратов и еще 17 тысяч объектов, имеющих размер более десяти сантиметров в поперечнике и относящихся к категории космический мусор. Все эти объекты отслеживаются системами автоматического слежения. О количестве мелких объектов, которые незаметны для радаров, остается только догадываться. По некоторым оценкам, их количество превышает 300 тысяч штук.
Отдельно нужно сказать про скорость, с которой могут столкнуться такие объекты. Для того, чтобы оставаться на низкой околоземной орбите, любое тело должно иметь скорость порядка 7,8 километра в секунду. При столкновении под прямым углом скорость сближения объектов будет в районе 11 километров в секунду.
Для примера, скорость пули, выпущенной из АК-47, в начале полета составляет всего 0,715 километра в секунду. То есть обломок космического мусора массой в несколько граммов в 15 раз опаснее пули из АК-47. Попадание мелкого обломка, скажем, головки от болта, нанесет разрушение, сопоставимое с ударом крупнокалиберной снайперской винтовки.
Ситуацию с переполненностью низкой околоземной орбиты усугубляет реализация проектов глобальных спутниковых систем, которые состоят из тысяч спутников. Так уж сложилось, что нынешним этапом космической гонки вооружений стало создание многочисленных спутниковых группировок на низких орбитах. Страны, участвующие в космической гонке и не желающие ее проигрывать, не могут не создавать подобные спутниковые созвездия.
Если реализовать все объявленные планы по созданию глобальных спутниковых систем, таких как Starlink (42 тысячи спутников), OneWeb (7382 аппарата за два этапа), Guo Wang (12 992 апарата), Project Kuiper (3236 спутников) и «Сфера» (640 более крупных спутников), а также если учесть рост обычных спутниковых группировок, то количество спутников на низкой орбите Земли составит около 80 тысяч штук к 2035 году.
Отмечу, что никто не публикует сроки развертывания своих спутниковых группировок, кроме Коммунистической партии Китая, чьи планы выполняются достаточно точно. Поэтому объявленный Китаем срок развертывания к 2035 году можно считать дедлайном для всех участников космической гонки. Крупнейший игрок — США — не может позволить себе отстать от Китая.
И даже если человечество сможет уследить за этим чудовищным роем космических аппаратов и кратно превосходящим этот рой по численности облаком мусора, воплощение страшного сценария Кесслера останется практически неизбежным.
Это может показаться слишком радикальной оценкой, но рассматривая такую вероятность, нельзя упускать из виду, что все глобальные спутниковые системы создаются в военных целях. Точнее, они имеют двойное назначение и «мирными» остаются до поры до времени.
Когда это время придет, страны, которые имеют средства воздействия на космическую инфраструктуру противника, с неизбежностью будут вынуждены применить эти средства. Это и станет событием, которое запустит цепную реакцию — лавинообразный рост числа столкновений на низкой околоземной орбите. После которого человечество на столетия останется без возможности запуска космических аппаратов.
Здесь нужно отметить, что до сих пор в международном праве нет ни одного ограничения, которое бы препятствовало разработке и применению наземного противоспутникового вооружения, будь то противоспутниковые ракеты или некинетические средства поражения. А поскольку все больше современного оружия полагается на использование космических систем, в очень недалеком будущем возможность противодействовать вражеским спутникам станет одним из важнейших факторов сохранения суверенитета и военной безопасности для любой страны.
На данный момент только четыре страны обладают возможностью противостоять низкоорбитальным спутникам: США, Россия, Китай и Индия. Но Иран, Австралия, Великобритания и страны Евросоюза также стремятся создать подобное вооружение. Когда количество спутников на орбите увеличится и когда у многих стран появится возможность их сбивать, мир встанет перед очень опасной чертой. Довольно трудно случайным образом нанести ядерный удар, а случайно переступить эту черту будет очень легко.
Трудно сказать, что более пугает — последствия эффекта Кесслера или то, что подобный исход кажется неотвратимым. Если рассудить, что здесь неверно? Очевидно, что низкая околоземная орбита переполнена и будет наполняться все больше. Также очевидно, что противоспутниковое оружие уже имеет сверхважную роль и будет все важнее. Если это так, то что должно остановить человечество от движения по этому пути?
Если вообразить себе разрушение всех низкоорбитальных спутников, то вместе с ними мы потеряем такие системы, как космическую часть системы раннего предупреждения о нанесении ядерного удара, систему дистанционного зондирования Земли, значительную часть спутниковой связи, также будет уничтожена подавляющая часть спутников-шпионов и многое другое.
Сочетание новых возможностей доставки стратегических ударных средств с тем, что классические межконтинентальные баллистические ракеты погрязнут в орбитальном мусоре и по пути к цели существенно потеряют в численности, сделает соблазн нанесения обезоруживающего удара слишком большим!
Сегодня уже надо говорить не о том, что все страны должны использовать космос только в мирных целях — это наивно. А о том, как воевать в космосе без риска немедленной реализации апокалиптического сценария.
Читайте также: Ядерный планетолет откроет для России новый космос