Кому нужен новый Гоминьдан?
8 декабря видный деятель оппозиционной партии Гоминьдан на Тайване Ван Чжиньпин предложил новый подход к отношениям по обе стороны Тайванького пролива. Он заявил, что необходимо признать сложившиеся реалии и заявить, что Тайвань и Китай не подчиняются друг другу в смысле управления, но обладают общим суверенитетом без разделения.
Ван Чжиньпин, представляя Гоминьдан, был спикером парламента Тайваня с 1999 по 2016 год, дольше, чем кто бы то ни был. Свое предложение он сделал на открытии нового аналитического центра Moral Peace Union («Союз морального мира»).
Это новая для Гоминьдана формулировка. Журналисты, освещавшие событие, сразу же отметили, что политик ни разу не обмолвился о так называемом «консенсусе 1992 года». Он был достигнут между КНР и правившим тогда Гоминьданом и состоит в том, что обе стороны признают, что есть один единый Китай. Относительно же того, каким этот Китай должен быть, стороны имеют свои представления. Причем КНР не согласилась со второй частью консенсуса.
Предложенная Ван Чжиньпином формула ближе к принципу, который сформулировал еще Мао Цзедун: «Одна страна, две системы». По нему живут Гонконг и Макао, и Си Цзиньпин в 2022 году заявил о его высокой эффективности. Согласно этому принципу, Гонконг и Макао являются неотъемлемой частью Китая, но имеют свои автономные политические, административные и экономические системы.
На предложение Ван Чжиньпина тут же обрушились политические противники из правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП). Они заявили, что его формула полностью согласуется с принципом «одного Китая» Коммунистической партии и не оставляет никакой возможности для независимости острова. Путь Гонконга по формуле Мао Цзедуна для ДПП тоже неприемлем. Не принимают они и «консенсуса 1992 года».
Нужно отметить, что предложение Ван Цжиньпина не является официальной точкой зрения всего Гоминьдана, однако определенные тенденции в нем олицетворяет. В ДПП четко заявили, что видят в действиях политика попытку изменить точку зрения всего Гоминьдана.
Полемика вокруг предложения Ван Чжиньпина в каком-то смысле продолжает споры между политическими силами на Тайване сентября 2024 года относительно готовившегося тогда заявления от имени парламента острова по резолюции ООН 2758 от 1971 года. В ней утверждается, что правительство КНР является единственным представителем Китая в международных организациях. До 1971 в ООН от Китая заседали представители правительства Чан Кайши.
Китай использует эту резолюцию, чтобы еще раз обосновать принадлежность Тайваня к КНР. В ДПП же говорят, что Тайвань в документе даже не упоминается, максимум правительство Чан Кайши. Поэтому ДПП предложила парламенту острова принять заявление, осуждающее такую интерпретацию Китаем резолюции 1971 года.
Однако Гоминьдан отказался это делать, заявив, что это может навредить отношениями по обе стороны пролива. Выдвинула альтернативное предложение по резолюции ООН и третья сила на острове — Тайваньская народная партия. В итоге представители партий позвали своих экспертов для дебатов по поводу заявления парламента. Встреча закончилась ничем, и в итоге парламент так и не принял своего заявления.
Вся эта коллизия стала возможной, потому что политическая обстановка на острове изменилась. Это уже не тот Тайвань, который был при Чан Кайши в 1971 году. Тогда правительство острова еще стремилось распространить свою власть на весь Китай и устроить его согласно своим представлениям. Ни одна из сторон не видела Тайвань независимым, а вопрос был в том, кто должен представлять Китай в ООН.
Чан Кайши и его Тайваню предлагали место в ООН наряду с КНР, однако он, претендуя на весь Китай, отказался и заявил, что «джентльмены и воры не могут быть вместе».
В резолюции ООН не упоминался Тайвань, потому что в 1971 году он как отдельная единица международных отношений был никому не нужен и никем не подразумевался.
Теперь же появилась третья сила в лице ДПП, у которой уже нет претензий на весь Китай. Теперь ДПП только этого и хочет, чтобы отдельно от Китая заседать в ООН. Она бы с радостью приняла бы предложение, которое Чан Кайши отверг 53 года назад.
Поэтому возникла двусмысленность резолюции 2758, поскольку на острове появилась сила, борющаяся за независимость Тайваня от Китая и за получение места в международных организациях, начиная с ООН. В 1971 году еще не было ДПП, основанной только в 1986 году, и не было этих условий, в которых резолюцию ООН можно было трактовать двояко.
Однако и Гоминьдан уже не тот. В нем нет единого мнения по поводу «консенсуса 1992 года», а значит и по поводу претензий на весь Китай. Два последних лидера партии Джонни Цзян и Эрик Чу предлагали отказаться от него в виду того, что он непопулярен в обществе, хотя другие силы в партии и не дали им этого сделать.
Гоминьдан на деле уже не исповедует подхода Чан Кайши «джентльмены и воры не могут быть вместе». Партия стремится построить с КНР мирные и не конфронтационные отношения. Бывший президент Тайваня от Гоминьдана Ма Инцзю уже дважды встречался с Си Цзиньпином в 2015 и в 2024 годах.
Если бы партия осталась у власти, отношения по обе стороны пролива были бы совсем другими, нежели сейчас. Почему стороны не могли бы договориться о каком-то сценарии, близком к формуле Мао Цзедуна «одна страна, две системы»?
Но Гоминьдан не остался у власти. После первой встречи Ма Инцзю с Си Цзиньпином в 2015 году партия проиграла выборы, и в 2016 году к власти пришла представитель ДПП Цай Инвэнь. Политика Тайваня в отношении Китая приняла явно сепаратистский оттенок и перешла на конфронтационные рельсы, которые привели стороны к нынешним спорам относительно интерпретации резолюции ООН 2758.
Но тут необходимо отметить, с чего началась эта коллизия. Нынешний виток этой истории начался отнюдь не на Тайване. В прошлом году палата представителей Конгресса США приняла акт о международной солидарности относительно Тайваня. В нем было указано, что Тайвань в резолюции ООН 1971 года не упоминается, и содержался призыв к КНР не трактовать ее в пользу принципа «одного Китая».
В июле 2024 года схожую резолюцию принял межпарламентский альянс по Китаю (Inter-Parliamentary Alliance on China, IPAC). Потом такие же резолюции приняли сенат Австралии, палата представителей Дании и недавно парламент Канады.
Запад, с одной стороны заявляя о невмешательстве в вопрос, на деле поддерживает позицию ДПП относительно Тайваня. Ему не нужен у власти новый Гоминьдан, который может договориться с КНР. Ему нужен Тайвань в виде незаживающей раны не теле Китая, в которую всегда можно в нужный момент запустить свои пальцы.
(теги пока скрыты для внешних читателей)