100 лет спустя, или Назад в невежество
19 декабря 2019 года в Московской городской думе прошел интереснейший круглый стол — «От мрака к свету. От битвы к книге. От горя к счастью» — посвященный 100-летнему юбилею Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятому 26 декабря 1919 года.
Основной задачей круглого стола было заявлено осмысление идей, принципов, истории и практики ликвидации безграмотности в РСФСР.
На заседании прозвучали доклады об уровне грамотности в дореволюционной России, о ликвидации безграмотности в Красной Армии, об идеях и политике большевиков в сфере просвещения. Были развеяны мифы о Ликбезе в РСФСР. Рассказано об опыте преподавания в современной России по переизданным ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление» советским учебникам для начальной школы 1930–1950 гг. — о проекте «Восстановление классического отечественного образования или Советские учебники «РВС».
И все докладчики, будь то доктор исторических наук, профессор, доцент, специалист по молодежной политике или депутат Мосгордумы, — все говорили о катастрофической ситуации с уровнем образования в РФ сейчас, в XXI веке.
В 1919 году, во время продолжающейся Гражданской войны большевики сделали всё, чтобы дать старт ликвидации безграмотности в РСФСР. Впоследствии эту кампанию, начатую Декретом Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», западные историки и культурологи назовут беспрецедентным опытом и великим культурным прорывом в истории человечества.
В России в 1917 году более 2/3 взрослого населения не умели читать и писать. Это не только препятствовало вообще хоть какому-то их участию в общественно-политической жизни страны, но и почти полностью отчуждало от культуры и истории, от всего необходимого, чтобы человек стал тем Человеком с большой буквы, о котором говорил Максим Горький.
Большевики, как бы ни пытались принизить их высокие цели сейчас, мечтали о коммунизме и начинали его строить. Строить коммунизм как раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших творческих способностей. Раскрепостить, дать освобождение от рабства, угнетения, подавления — это только начало. Главное, что нужно дать людям, — это свет знаний, свет культуры, человеческого бытия, огонь Прометея, а не банальное умение читать и писать, — вот так большевики видели свою задачу. Задачу качественно изменить жизнь всего человечества, задачу перехода на новый уровень внутренней свободы от «крепости потребления».
И первым маленьким шажочком к настоящей свободе и действительно светлому новому будущему было образование. Образование, дающее человеку возможность быть единым целым со всей историей и культурой, со всеми прошлыми, настоящими и будущими людьми. Образование, которое дает умение мыслить последовательно, понимать причины явлений, просчитывать последствия, строить стратегию развития себя как части мира. Быть Человеком воли и действия, Человеком творящим и создающим созидающим и поэтому всегда по-настоящему счастливым.
За два десятилетия в СССР не только победили безграмотность, но и создали в ходе кампании уникальную систему образования и воспитания, сеть образовательных и культурных учреждений для детей и взрослых. Несколько народов в те годы получили свою письменность. Всеобщая грамотность обеспечила индустриальную мощь страны. Произошел колоссальный рост сознания масс людей.
Сейчас, в России XXI века, те, кого производит пореформенная, созданная после краха СССР система образования — потребители и мещане, — обустраивают темное и мрачное гнездо невежества.
Вспомним фразу «проговорившегося» бывшего министра образования А. Фурсенко «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
В современной России результаты, достигнутые СССР, часто преподносятся в СМИ и псевдоисторической литературе как некий «советский миф», идеи, принципы, на которых основывалась кампания по преодолению безграмотности, — искажаются, а сама советская система образования последовательно и целенаправленно уничтожается.
Но необходимо отметить, что советская система образования неоднородна и в своем развитии она прошла несколько этапов. Первый — с 1917 до 1936 года. Это период проб и ошибок, а также «работы над ошибками». Условно можно назвать его периодом «Педология».
Начать обучать людей во времена полной разрухи, на фоне голода, болезней, Гражданской войны — уже дело неимоверной сложности. Но разрабатывать в это же время сразу что-то свое, новое и коммунистическое — задача абсолютно неподъемная. В связи с этим первое, что могли сделать рождающиеся в практике педагоги Страны Советов — это взять уже существующие наработки гуманистической педагогики, являвшиеся достижениями передовой европейской педагогики. Это были идеи педологии. В основе педологии лежит психологическое тестирование детей, проще говоря — сортировка детей на различные категории, «сорта», по уровню их способностей, задатков.
В 1920-е годы в СССР, в период расцвета педологии, был создан целый ряд педологических институтов, практически в каждой школе работали специальные «лаборатории педологов», которые занимались комплектацией классов, организацией школьного режима, обучением с помощью «погружения в тему». Проектная деятельность, создание индивидуальных маршрутов развития, отбор и поддержка наиболее одаренных детей и так далее…
Но менялась ситуация, вместе с улучшением общего качества жизни в СССР уходили в прошлое проблемы голода, нищеты, недоедания, повышалось благосостояние населения. Одновременно с этим движение педологов принимало все более и более странные формы. Разумные идеи и принципы возрастной психологии, необходимые в дозированном количестве для создания программ обучения, стали перерождаться в практические педологические извращения — формальные и необъективные процедуры сортировки детей по «качеству», выделение избранных, стратификация «детского общества».
Итогом разочарования в педологической практике стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.
Параллельно с процессом вырождения педологических идей рождалось то лучшее, что было в советском образовании, — условно второй этап развития системы образования — система обучения и воспитания в массовой, доступной всем и каждому, коллективной советской школе 1930–1950 гг.
В основу дидактической школы системы народного образования СССР 1930–1950-х годов легли лучшие идеи русской классической дореволюционной школы (К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского, Ф. И. Буслаева и других), опыт развития педагогической мысли великих ученых России, начиная с М. Ломоносова, опыт обучения и воспитания в элитных заведениях, таких как Царскосельский лицей, из стен которого вышла целая плеяда русских гениев.
Систематизированные знания из области педагогики были дополнены наработками возрастных психологов и физиологов, осмыслена практика педологических наработок 1920-х годов, использован и широко применен опыт коллективного воспитания А. С. Макаренко. И весь этот массив знаний лег в основу того великого и знаменитого советского образования, которое до сих пор знают и используют там, где для элиты необходимо качество образования.
Что мы видим сейчас в РФ? Отказ от системы воспитания Человека-Творца — вольного и системно мыслящего. Мы видим возврат к воспроизводству людей потребляющих — безвольных, подавленных, с рабской психологией, послушных и исполнительных. Удобных потребителей, бесконечно поддерживающих круговорот производства-потребления и обогащения избранного сегмента.
При этом всё нарастающими темпами идет стратификация общества, и качественное образование становится всё менее доступным. Создание же необходимых для дальнейшего научно-технического прогресса квалифицированных кадров происходит за счет отбора изначально более качественного материала и вложения в него средств. Для этой цели используются различные технологии — олимпиадное движение, поддержка талантов, создание «кванториумов» и др. Способные дети отбираются, и в них различные заказчики профессиональных кадров инвестируют средства, поддерживая их развитие, обучение, формируя определенный набор индивидуальных качеств способной к корпоративной деятельности личности.
Следующим, или условно третьим этапом развития советской системы образования, можно назвать период с 1960-х годов, в котором и кроются ростки того возвращения педологии и личностно-ориентированного, крайне индивидуалистического подхода, которое главенствует в современной российской и не только российской действительности.
Хочу провести одну параллель. Чем сильнее в обществе власть мещан, потребителей, взыскующих нескончаемой сытости и отдыха, тем более востребовано широкодоступное образование, формирующее людей разобщенных, «земных», практичных, умеющих выгрызать свое место под солнцем в среде себе подобных. Потребителей, живущих по законам стаи, где ведется война всех против всех, и где избранный и сильнейший добивается власти, а признавшие его власть наслаждаются комфортным рабством. Но именно в таких условиях и рождается фашизм. Скажу даже более: невозможно, воспитывая крайне индивидуализированные личности, не прийти к фашизму с тем или иным лицом.
70 лет СССР, как и вся предыдущая история России, не прошли бесследно для ее народа. Историческая память, с которой сегодня ведется война, у наших граждан есть. Родители, даже не обладая фактическими знаниями о советской системе образования, на внутреннем, неосознанном уровне чувствуют и понимают, что то, что происходит сейчас, и тот конвейер по производству рабов, которым является современная школа, их совсем не устраивает. Тем более что нынешний уровень знаний крайне низок. Не зря современных выпускников всё чаще именуют «жертвы ЕГЭ». Выходящие из стен школы якобы взрослые не умеют иной раз нормально читать, устно и без калькулятора считать, а уж об умении мыслить или творить… тут разве что мечтать можно.
Также, пока не порвана окончательно «цепь времен» и не отчуждены окончательно от своей истории и культуры люди, живущие в РФ и бывших республиках СССР, старая прививка ненависти к бесчеловечному, темному, зверскому фашизму действует. Мамы и папы не хотят, чтобы в их детях были убиты Человек и сама возможность жить по-человечески.
Именно поэтому в родительской среде столь востребован проект «Советские учебники «РВС», и в нескольких городах функционируют семейные добровольные объединения родителей, переведших детей на семейное или заочное обучение. Обучение ведется по переизданным с бережным сохранением дидактических и воспитательных основ, но с адаптацией материала к современным реалиям, советским учебникам 1930–1950-х годов.
Родители присоединяются к «Родительскому Всероссийскому Сопротивлению», помогают переиздавать учебники — рисуют, вычитывают, занимаются версткой. И более того, организуя семейные классы, учат детей по этим учебникам, — сами становятся учителями и воспитателями своих детей. Ведь главное, что им важно, это дать вырасти Человеку — Творцу, Борцу, Мыслителю, а не рабу, потребителю, жующей овце, мечтающей стать властным волком-фашистом.
Но уход из школы — не лучшее решение проблемы, это паллиатив. Ведь в итоге, убегая на семейное или заочное образование, мы добровольно отдаем все советские завоевания, кровью добытые большевиками. Мы уходим из стен массовой, доступной, материальной и любимой школы. Школы, в которой есть друзья и товарищи, учителя и воспитатели. Всё в современной системе образования сделано так, чтобы этот исход наиболее активных был безболезненным, тихим, добровольным. В последней версии ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» и ее трактовке на семейное образование можно уйти добровольно и без проблем. Можно вообще не приходить в школу до ОГЭ, и никто не будет понуждать детей учиться. Хочешь быть стадом — будь им.
Для тех же, кто не хочет брать только на себя ответственность за образование ребенка, тех, кто помнит, что по Конституции в России образование бесплатное и доступное, внедряется Цифровая образовательная среда, и в ее рамках МЭШ и РЭШ с «Образовательным маркетплейсом от Яндекс». В сельской местности на фоне сокращения школ проводится интернет до каждого дома. Кто-то скажет — хорошо! Но в итоге все идет к тому, что массовая и доступная бесплатная школа в ее материальном и привычном, советском исполнении окажется недоступна для большинства. Детей просто посадят перед компьютером дома, там не будет «буллинга», «школьных стрелков», «некачественной еды», а уроки «из перевернутого класса» будут вести «Учителя для России». Вы помните, что это за учителя, кто и под какую «сверхидею» внедряет их в российское образование?
А великая советская система образования с ее признанным всем миром высочайшим уровнем перекочует в школы для элиты, со стоимостью, соответствующей качеству. И вот там будет и система воспитания, и формирование культурно-исторической идентичности. Только вопрос — какой? Кто-то думает, что советской или русской? Очень в этом сомневаюсь!