Что говорят немецкие СМИ о столетии Великой Октябрьской революции?
Столетие Великой Октябрьской революции несомненно особая дата. В России не прекращаются споры и дискуссии о ее значимости. В то время, пока мы, русские, никак не можем прийти к окончательному коллективному мнению, на Западе мнение уже давно сформировалось. И это мнение нужно хорошо понимать и учитывать. Соответственно, я хочу представить некий обзор, кто и как в Германии говорит об этом историческом событии.
Пожалуй самая типичная для Германии статья про столетие революции вышла на лево-глобалистском сайте FAZ. Название говорит за себя: «Октябрьская Революция стала началом террора». В ней уже с первых строк пишут, что Октябрьская революция была никакой не революцией, а всего лишь жалким путчем. Ленин как взял власть, так и никогда ее не отдавал. А террор стал его главным оружием. Причины победы большевиков в гражданской войне сводятся к их организованности, военному гению Троцкого и неспособности белых на мобилизацию большого количества народа. Рассказать всем читателям о «красном терроре», от которого погибло 300 тыс. людей, является делом чести. О белом терроре — ни слова.
Типично в статье и то, что приводят мнение Маркса о том, что в России никакой революции не могло быть, так как она была слишком отсталой, а социализм мог возникнуть только там, где капитализм уже развился.
Другая характерная статья опубликована в газете Sueddeutsche Zeitung под названием «Немецкий вымысел, русская революционная правда». Там очень подробно описывается, как именно Германия пыталась использовать большевиков в своих целях. Главная мысль статьи: деньги Парвуса обеспечили определенные действия Ленина, что было выгодно только для Германии. Но позже Германия потеряла контроль и вопрос «кто кого» встал совершенно иначе. Отдельное внимание уделяется тому, как Сталин и советский опыт «дали возможность Гитлеру прийти к власти».
Связь времен и влияние этой даты на сегодняшний мир является ключевой темой во многих публикаций в немецких СМИ. Например, статья в газете Spiegel «Призрак, которого боится Путин» называет Октябрьскую Революцию «происшествием с самым большим количеством последствий, изменившим весь мир» и спрашивает: почему такое важное событие в России на правительственном уровне практически не замечается. Вопрос не праздный, учитывая постоянные общественные дискусии по этой теме. Такой настрой общества сравнивается с неким призраком, который желает поглотить Путина. При этом Путин, как считает газета, боится новой революции. Ведь Ленин для Путина должен быть лишь очередным цветным революционером: деньги из-за границы, дестабилизация общества и так далее. Соответственно, он решает не акцентировать на этом внимание, дабы не разжигать огонь новой революции против авторитарного режима.
Отсылки и параллели с оранжевой революцией действительно встречаются регулярно. Однако часто авторы всё же указывают, что на Майдане царили сугубо антисоветские лозунги.
Радует и то, что есть публикации, которые способны рассмотреть за кулисами войны и террора действительно исторический смысл. Во времена постмодернистского отрицания всеобщего нарратива это глоток свежего воздуха. Речь идет о статьях Бернхарда Шульца (Bernhard Schulz), который называет Октябрьскую революцию «большим взрывом 20-го века». Он делает акцент именно на тот факт, что сквозь разруху и насилие именно в этой революции прорвались человеческие творческие способности. Эйзенштейн для него лишь один из многих. А главное, революция несла некий свет не только для себя, но для всего человечества. И эта мечта живет до сих пор, становясь с глобализацией актуальной как никогда ранее.
Даже из такого поверхностного обзора становится очевидна важность этой даты и необходимость исторического очищения ее от мифов. В Германии насчитываются сотни публикаций на тему столетия Великой Октябрьской революции. И они, в основном, написаны в вышеизложенном ключе. Террор, страх, насилие. Мифологизация истории — одна из важнейших сегодняшних проблем, так как, не увидев свою настоящую историю, нельзя увидеть выход из исторического тупика.
Мир нуждается в новом подходе. А борьба против мифов не только наследует эпохе Просвещения. Она является и единственной возможностью решения сегодняшних глобальных проблем. И построения нового будущего, где каждый сможет жить и творить, раскрыв все свои высшие творческие способности.