Украинский «контрнаступ» 2023 года провалился. Новый импульс боевым действиям, по мнению противника, должны дать поставки истребителей F-16

Что даст Украине поставка истребителей F-16?

Александр Дейнека. Сбитый ас. 1943
Александр Дейнека. Сбитый ас. 1943
Александр Дейнека. Сбитый ас. 1943

Соединенные Штаты оказали Украине огромную военную и экономическую поддержку. За два года она получила более $111 млрд. Однако за это время в самих США обострился спор по поводу дальнейшего финансирования «незалежной».

Значительное число республиканцев выступает против предоставления финансовой и военной помощи Украине, а другие требуют сначала ознакомиться с новой военной стратегией, прежде чем голосовать за выделение каких-либо новых средств.

Часть военного руководства США настаивает на том, чтобы Украина придерживалась стратегии «удерживать и наращивать». Она заключается в том, чтобы сосредоточить усилия на удержании имеющейся территории и наращивать собственные возможности производить оружие в течение 2024 года. В министерстве обороны считают, что этот путь повысит военную самодостаточность Украины и обеспечит Киеву возможность стать более независимым в противостоянии с Россией.

В то же время украинские официальные лица изучают стратегии, основанные на ударах вглубь и за линию фронта, что они уже не раз демонстрировали. ВСУ ищет неординарные способы вывести Россию из равновесия атаками на оружейные заводы, склады оружия, железнодорожные линии для перевозки боеприпасов и другую критически важную инфраструктуру. Однако для таких ударов у Украины пока мало возможностей. Утверждается, что поставка новых самолетов должна исправить положение дел.

Изображение: (сс) catalog.archives.gov
Самолеты F-16
Самолеты F-16
F-16Самолеты

Решение США поставлять истребители F-16 Украине

В июле этого года на саммите НАТО в Вильнюсе с подачи Амстердама и Стокгольма была сформирована так называемая «Коалиция F-16», задачей которой стало обучение украинских пилотов управлению истребителями. В «коалицию» вошли 11 стран — Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция.

Об окончательном решении передать самолеты F-16 стало известно во время поездки президента Украины Владимира Зеленского в Нидерланды и Данию 20–21 августа.

«Дания передаст Украине 19 истребителей F-16», — заявила датский премьер-министр Метте Фредериксон 20 августа, на пресс-конференции с Зеленским.

О решении правительства Нидерландов передать Украине 42 истребителя 20 августа сообщил сам Зеленский, после переговоров с голландским премьер-министром Марком Рютте в Амстердаме.

«Мы с Марком Рютте договорились о количестве F-16, которые будут предоставлены Украине — после тренировки наших пилотов и инженеров. 42 самолета», — написал Зеленский в Telegram.

При этом в распоряжении ВВС Нидерландов всего 42 истребителя F-16 — 24 из них действующие (их планируют вывести из эксплуатации к середине 2024 года), а 18 выставлены на продажу.

Кроме Дании и Нидерландов, свои F-16 украинцам могут передать Южная Корея, Польша, Норвегия и Бельгия. Все они также стремятся заменить устаревшие истребители четвертого поколения на современный истребитель-бомбардировщик F-35.

США также не остаются внакладе, так как получат многолетние дорогостоящие контракты на производство и поставку новых машин. Если страны НАТО начнут массово избавляться от своих устаревших самолетов, то в теории украинские ВВС могут получить больше истребителей, чем имели до начала СВО.

Изображение: (cc) Mark Rourke
Истребители F-16
Истребители F-16
F-16Истребители

Что собой представляет F-16. Возможности, достоинства и недостатки

F-16 — самый массовый американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения. Всего было произведено около 4,6 тыс. машин. Они состоят на вооружении 25 стран.

На данный момент США имеют 936 истребителей F-16, Турция — 243, Израиль — 224, Египет — 218, Южная Корея — 167, Греция — 159, Норвегия — 57, Бельгия — 53, Польша — 48, Дания — 43, Нидерланды — 42, Португалия — 25, Румыния — 17.

В США сохранено производство F-16. Последняя партия передавалась американским ВВС в 2005 году, а крупные заказы на экспорт подписывались в 2018 году. Это значит, что проблем с поставками самолетов не будет, как и с запчастями.

При этом истребители F-16 очень прихотливы и сложны в обслуживании. Реактивные самолеты требуют интенсивного ухода, включая углубленный осмотр примерно каждые 300 часов полета и около 20 часов технического обслуживания между полетами.

Этим самолетам нужна длинная, идеально ровная и чистая взлетно-посадочная полоса (ВПП). С одной стороны, это может стать помехой, так как военные ВПП Украины не соответствуют стандартам американского истребителя. Однако эксперты утверждают, что ВПП гражданских аэропортов вполне могут подойти по своим характеристикам. Прямые ровные участки автодорог также устроят легкий F-16.

Кроме того, странами — членами НАТО рассматривается вариант предоставления своих ВПП для украинских F-16. Представитель МИД России Константин Гаврилов так отреагировал на данную угрозу: «Применение этих истребителей с территории указанных стран — членов НАТО будет рассматриваться Москвой как их участие в конфликте на Украине».

Следующей проблемой может стать топливо. Для F-16 применяется специальный керосин JP8, который во многом отличается по температуре сгорания, плотности и вязкости от того, чем заправляют самолеты советского производства. А топлива нужно немало — даже для обычных патрульных вылетов необходимо несколько сотен тонн.

Насколько известно, на Украине завода по производству такого керосина нет. Значит он должен быть поставлен, и других вариантов нет. Малейший срыв — и от всей эскадрильи вообще не будет пользы.

Что касается дальности обнаружения цели. В США F-16 практически никогда не используется в одиночку, а только как часть боевой структуры. В нее входят самолеты F-15, F-22 и самолет радиолокационного обнаружения AWACS. Без последнего дальность обнаружения F-16 воздушных целей падает до 120−130 километров. К примеру, у Су-35 этот показатель достигает 350 километров.

Еще одной проблемой, встающей перед Украиной и Западом, является обучение достаточного числа пилотов и вспомогательного персонала. Стандартная программа обучения летчика включает в себя более 300 часов теории, 670-часовой курс на симуляторе и не менее 130 вылетов.

Однако этот курс был специально сокращен для украинских пилотов до четырех месяцев. Сейчас восемь пилотов и 65 человек вспомогательного персонала находятся на первых этапах обучения управлению F-16 в Дании. Еще группа находится в штате Аризона, США, и в городе Фетешти на юго-востоке Румынии.

К несомненным плюсам с точки зрения боевой платформы F-16 относится то, что это достаточно мощный истребитель с точки зрения потенциальной вооруженности. F-16 может нести две крылатых ракеты класса «воздух — земля», а также противокорабельные ракеты, противорадиолокационные ракеты HARM.

Ракета класса «воздух — воздух» средней дальности AIM-120 (AMRAAM) может доставить много хлопот нашим пилотам. Модели AMRAAM C и D, которые могут быть направлены на Украину, способны атаковать цели за пределами видимости. Они работают по принципу «выстрелил и забыл»: если пилоту нужно разорвать радиолокационную привязку к цели, бортовой радар ракеты укажет направление. Но одна AMRAAM стоит около $1,2 млн, а срок ее изготовления с момента заказа достигает двух лет.

Самым неприятным моментом из всего описанного для России может стать поставка ракет AGM-158 JASSM. У этих изделий есть модификации с дальностью поражения около 1 тыс. км. О поставке таких ракет пока речи не идет, но и 370 км у базовой модели вполне хватит для нанесения ударов по наземным целям в России. Конечно, условием поставок является ненанесение ударов по территории РФ, но Запад не считает таковыми Крым и Донбасс.

Изображение: mil.ru
ЗРК С-400 «Триумф»
ЗРК С-400 «Триумф»
«Триумф»С-400ЗРК

Ответ России на поставки F-16

Поставка F-16 Украине действительно даст ей более широкие возможности на поле боя, в том числе по обнаружению и уничтожению нашей авиации, крылатых ракет и не только. Однако это далеко не самый современный самолет. Тем более что европейские страны захотят в первую очередь избавиться от наиболее устаревших экземпляров. И мы найдем чем их поразить, как непосредственно на взлетной полосе, так и в воздухе.

В воздухе американским самолетам могут дать отпор истребители поколения 4++ Су-30СМ и Су-35. По своим характеристикам и оружию они превосходят западный аналог. Также у ВВС России есть высотные всепогодные истребители-перехватчики дальнего радиуса действия МиГ-31 и МиГ-35. МиГ-31 является самым скоростным истребителем, преодолевающим скорость 3 тыс. километров в час.

При этом эксперты предполагают, что возможность поражать американские истребители по большей части предоставят наземным комплексам. Один из лучших в своем роде — С-400 «Триумф». На нем установлен радар раннего обнаружения с дальностью до 600 км. Оснащенный ракетами сверхбольшой дальности 40Н6Е, комплекс может поражать аэродинамические цели на расстоянии до 400 км. Зенитно-ракетный комплекс предыдущего поколения С-300 «Фаворит» и переносной зенитный комплекс «Игла» тоже будут ждать свою цель в воздухе.

Американское семейство «шестнадцатых», конечно, сможет доставить неприятности нашим вооруженным силам. И F-16 значительно превосходят по своим характеристикам имеющийся парк устаревших советских военных самолетов Украины. Но нам есть чем ответить. Как сказал президент России Владимир Путин: «Танки [Leopard]) горят. Так же будут гореть и F-16».