Итоги ноября 2019 года демонстрируют, что экономическая и социальная ситуация в Кузбассе оставляет желать лучшего. Экономика области продолжает находиться почти в прямой зависимости от мировых цен на уголь и уровня спроса в Европе

Экономика Кузбасса за неделю: протесты шахтеров и приближающийся бюджетный кризис

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Кузбасс и тень Тулеева
Кузбасс и тень Тулеева

В современной России миграционная активность населения, а особенно молодых людей, во многом определяется экономическим и социальным благополучием региона. Население Кузбасса, как и почти всех регионов Сибирского федерального округа, уезжает в Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, иногда в Новосибирск. Что толкает молодежь покидать родные края?

Возможно, молодые люди чувствуют специфику региона не только в разрезе неблагополучной экологической и экономической ситуации, но и в плане специфики региональной власти, доставшейся действующему главе региона Сергею Цивилеву в наследство от Амана Тулеева.

В частности, эксперты Института региональных проблем отмечают в Кемеровской области рекордно высокие темпы роста экономических преступлений — на 122% за год. И это несмотря на то, что и до отчетного периода этот показатель был довольно высок.

Читайте также: В Кузбассе эксперты отмечают рост коррупционных преступлений на 122%

В настоящее время в Кемерово продолжается суд по делу о коррупции среди высокопоставленных чиновников из администрации бывшего губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Аресты прошли в ноябре 2016 года, но их последствия до сих пор дают о себе знать.

В частности, 11 ноября более 50 работников шахтоучастка «Октябрьский» отказались выходить на работу, требуя погашения задолженности по заработной плате. Ранее шахта принадлежала УК «Заречная» бизнесмена Александра Щукина, который был в числе задержанных в ноябре 2016 года.

Сергей Цивилев, в свою очередь, прокомментировал протест шахтеров. По его словам, если горнякам что-то не нравится, они могут уволиться и устроиться на другое предприятие в области. «Ситуация на этом предприятии очень сложная, оно и так находится в банкротстве, плюс еще рухнули цены на энергетические угли», — защищает интересы собственника глава региона.

Читайте также: Тулеев не явился в суд, где судят его замов по коррупционным делам

Позднее, 19 ноября, шахтеры спустились в забой, так как была выплачена часть заработной платы за сентябрь. Собственник обещал погасить долг до 29 ноября. Шахтоучасток «Октябрьский» и шахту «Заречную» планируется продать одним лотом в ходе открытых торгов. Стартовая цена составит 12,6 млрд рублей, минимальная цена — 3,7 млрд рублей.

Читайте также: В Кузбассе до конца года завершатся торги по продаже шахты «Заречная»

Если в целом смотреть на развитие угольной отрасли в Кузбассе, то по итогам января–октября 2019 года добыча угля в регионе сократилась на 2,6%, до 206,2 млн тонн. Снижение темпов добычи связано с сокращением потребления черного топлива в странах Евросоюза, которые отказываются от угля в пользу более чистого газа, а также в связи со снижением мировых цен на уголь.

Читайте также: Добыча угля в Кузбассе за 10 месяцев сократилась на 2,6%

Эксперты неоднократно отмечали, что болевой точкой экономики региона является его зависимость от объемов добычи и продажи угля. Так, снижение мировых цен на черное топливо вкупе с сокращением добычи негативно сказывается на формировании бюджета.

В частности, 14 ноября губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев выступил с бюджетным посланием. По его словам, в 2019–2022 годах бюджет региона пострадает от сильного дефицита. Губернатор заявил, что уже в 2019 году бюджет недосчитается 20 млрд рублей, а за четыре года эта цифра составит 46,5 млрд рублей.

Читайте также: Кузбасс ожидает серьезный дефицит бюджета — губернатор

Итоги ноября 2019 года демонстрируют, что экономическая и социальная ситуация в Кузбассе оставляет желать лучшего. Экономика области продолжает находиться почти в прямой зависимости от мировых цен на уголь и уровня спроса в Европе.

Регион медленно, но верно покидает наиболее активная часть населения. Реальной и эффективной программы для перелома тенденции власть не демонстрирует, будто говоря: «Всё идет своим чередом. Доживем до 2024 года, а там посмотрим».