Какой «Садко» вернулся в Большой театр?
В Большой театр спустя 36 лет вернулась опера Николая Римского-Корсакова «Садко». Последний раз зрители могли увидеть спектакль в феврале далекого 1984 года. Премьерные показы новой постановки прошли с 14 по 19 февраля.
Опера «Садко» ставилась в Большом театре пять раз. Первый раз — в октябре 1906 года, еще при жизни композитора. Затем — в 1930, 1935, 1949 и 1976 годах. Последняя постановка — знаменитая работа режиссера Бориса Покровского. Позже опера надолго покинула афиши Большого театра.
Вернуть оперу в репертуар взялся российский режиссер Дмитрий Черняков, известный своими необычными интерпретациями опер, что еще задолго до премьеры вызвало ажиотаж, а «Садко» сделало одной из самых интригующих премьер сезона. Консервативно настроенные зрители ждали «надругательства» над оперой, любители творчества Чернякова — новых открытий. Постановки Чернякова в любом случае редко оставляют зрителей равнодушными.
Последний раз режиссер ставил спектакль в Большом театре почти девять лет назад, на открытии исторической сцены после реконструкции. Это была постановка оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Эпатажная трактовка Чернякова вызвала негодование, часть зрителей на премьере по окончании спектакля выкрикивала «Позор!».
Однако Чернякова в последние годы очень ждали в Большом театре снова. На этот раз режиссер получил возможность самому выбрать оперу для постановки, солистов и другие условия работы. Благодаря этому для «Садко» удалось собрать два звездных актерских состава, причем практически без участия солистов оперной труппы Большого театра.
Черняков при постановке «Садко» решил не бросаться в крайности, совместив классику и новаторство, без слишком грубых перегибов, которые могли бы спровоцировать публику. Для того чтобы приблизить традицию, создатели спектакля воссоздали в объеме эскизы декораций, которые использовались при постановках оперы на протяжении всей ее истории. Выглядит это прекрасно. Помимо этого, у персонажей, за исключением трех главных, сказочные пестрые костюмы, детально проработанные — всё как положено.
Черняковский «Садко» — опера о нас, о современном человеке. Главные герои — Садко, Волхова и Любава Буслаевна — вовсе не сказочные персонажи, а обычные люди. Перед началом оперы на сцене показали видеоинтервью, в котором три человека рассказывают о своих проблемах перед тем, как начать прохождение некоего квеста, и отвечают на вопрос, почему они здесь оказались.
Мужчина страдает заниженной самооценкой, рассказывает о своем огромном нереализованном потенциале, боязни толпы и о том, что хотел бы быть богатырем, героем. «В былинах смысл и глубина. Мне нравится язык, сильные характеры, герои остались там. Есть ли сегодня герои? Кто они? Сомневаюсь. Сегодня не хватает цельности, личности, героев, за которыми можно пойти», — говорит он.
Молодая красотка рассказала, что у нее всё прекрасно, но она мечтает о головокружительной любви. Другая женщина пожаловалась, что ее постоянно бросают мужчины, и она не понимает, почему так.
Три героя пришли на площадку «Парка исполнения желаний», где им предстоит пройти квест, в надежде на преодоление своих проблем. Там они попадают в действие былины «Садко». Они переходят из павильона в павильнон, по которым их проводит некий гид. Три клиента «Парка» становятся былинными героями — Садко, Волховой и Любавой, — и разворачиваются события оперы. Остальные участники — это также не былинные герои, а лишь работники «Парка», тоже обычные люди, которые переодеваются в новгородцев, морских чудищ и даже двигают декорации.
Первый павильон, куда попал Садко, — «Пир в богатых хоромах братчины в Новгороде». Для его оформления использовался эскиз Аполлинария Васнецова «Гридня. Братчина» для Мариинского театра (1901 год). Новгородцы не хотят слушать Садко, игнорируют его, а затем и вовсе издеваются над ним и избивают.
Опечаленный Садко переходит во второй павильон — «Берег Ильмень-озера» (оформление — Иван Билибин, Театр при народном доме, 1914 год). Там главный герой знакомится с Волховой, хихикающей и кружащейся в разноцветном балахоне, той самой успешной девушкой, ищущей любви. Он всерьез воспринимает ее симпатию, хотя для Волховы это всего лишь игра.
В третьем павильоне (Николай Рерих «Комната Любавы», Королевский оперный театр, Лондон, 1920 год) Садко встречает еще одну участницу квеста — Любаву, свою супругу, плачущую из-за его долгого отсутствия. Однако после встречи с Волховой Садко возмужал и покидает павильон как можно скорее, вновь бросив жену.
В павильоне «Торжище», выполненном по эскизам Константина Коровина для постановки Большого театра в 1905 году, как и положено, Садко вылавливает трех золотых рыбок, становится богатым и уже сам задает тон веселью, всё больше впадая в экстаз. Появляется Любава, которая хочет остановить Садко, но тот отправляется в заморские страны.
Затем герой попадает в подводное царство, оформленное по эскизам Владимира Егорова (1912 год), где встречается с Морским царем и в итоге собирается жениться на Волхове. Происходит эффектная, но, пожалуй, не очень уместная сцена дефиле рыб, водорослей и других морских жителей, которые водят хороводы по сцене, как будто вокруг елки.
Но в действие вмешивается гид, исполняет партию Старчища, завершая квест. «Парк исполнения желаний закрывается», а значит, возвращается реальность. Волхова убаюкивает Садко, приводит к нему Любаву и завершает свою любовную игру. Садко просыпается и понимает, что всё вернулось на свои места, что счастье было ненастоящим и такого уже не будет. Он в ужасе продолжать командовать уже переодевшимися в рабочие комбинезоны работниками парка, а затем падает без сил. Героем он так и не стал.
Герои прошли испытание квестом, но вынесли ли они что-то для себя? Нашли ли ответы на свои вопросы? Остались ли при своих? Или психологические проблемы только усложнились? С этими мыслями я покинул театр, и однозначного ответа дать не могу. Тем и хороша постановка.
Среди актеров на премьере выделялся исполнитель роли Садко Нажмиддин Мавлянов. Актер выложился на все 100%. Ему требовалось исполнять длиннющую партию и при этом активно играть, не забывая про множество деталей: это и мимика, и движения, и перемещения по сцене, и какие-то другие нюансы.
Аида Гарифуллина выглядела убедительно в роли Волховы, порхая по сцене и даже исполнив короткий танцевальный номер. Екатерина Семенчук благодаря игре и сильному вокалу создала запоминающийся образ Любавы, вызывающий сочувствие. На своем месте были Юрий Миненко (Нежата), Станислав Трофимов (Морской царь), Михаил Петренко (Дуда), Максим Пастер (Сопель), Дмитрий Ульянов (Варяжский гость) и другие актеры. В целом Чернякову получилось собрать сильный актерский состав.
Дирижером постановки выступил 26-летний дирижер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев. Маэстро уверенно прочитал сложную партитуру, передав шедевральную музыку Римского-Корсакова. Однако на премьере не обошлось без некоторых проблем с синхронизацией оркестра и хора.
В этот раз у Чернякова получилась добротная, но не шедевральная работа, как, например, «Сказка о царе Салтане» в 2019 году в театре «Ла Монне». Но невозможно создавать шедевры каждый раз.
Можно по-разному относиться к интерпретациям Чернякова, но надо отметить, что режиссер всегда проделывает качественную, кропотливую работу, погружаясь в материал, уделяя огромное внимание актерам, переживая в ходе работы над постановками. Всем известно, что работы Чернякова не являются аутентичными, содержат надстройки над исходным материалом. Если всего этого не хочется — есть другие театры с классическими версиями опер. Но театр — место не только для развлечения, но и для того, чтобы прийти и мысль разрешить. И черняковские спектакли зачастую способствуют этому, заставляя зрителя поразмышлять над увиденным, задать себе вопросы и отправиться на поиски ответов.
Первая волна премьерных спектаклей «Садко» завершилась. Но постановку можно будет увидеть в текущем сезоне 6, 8 и 10 мая.