США нацелены на глобализацию без России и Китая. Как ответим?
Тесное взаимодействие между США и ЕС по вопросам противостояния Китаю, хотя и было вполне ожидаемым, всё же окончательно сформировалось лишь в последние пару недель.
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Джозеф Борель еще 16 июня на пресс-конференции откровенно сообщил, что он предложил начать «ясный двусторонний диалог, посвященный Китаю и вызовам, которые его действия и амбиции означают для нас — Соединенных Штатов и Европейского Союза» и подчеркнул «растущую настойчивость Китая на многих фронтах». США же настойчиво пропагандируют идею опасности и агрессивности именно «коммунистического Китая», пытаясь выставить Коммунистическую партию Китая виновницей всех бед.
Важная для США единая «антикоммунистическая коалиция», подобная той, что существовала в период «холодной войны» против СССР и позволяла в той или иной мере проводить изоляцию социалистического лагеря от новых технологий, вводить запреты на ряд экспортно-импортных операций и, главное, создавать стойкий образ «врага», который пытается всячески помещать развитию коллективного Запада и даже отбирает трудовые места у жителей США и Европы. Очевидно, что США и ЕС будут координировать действия по оценке угроз со стороны Китая и расширения взаимодействия в самых различных областях от новых технологий до кибербезопасности.
Собирая вокруг себя лагерь сторонников на основе именно этой идеи, США пытаются создать «контур сдерживания» Китая, чтобы внедрить новую модель глобализации, но на этот раз без Китая и без России. Таким образом, воспроизводится даже не стандартная двухполярная модель, а модель «управляющий центр — политическая периферия». Таким образом, в мир возвращается силовая конфронтация и политическая конкуренция при отсутствии какой-то позитивной идеи расширения глобального взаимодействия.
Китай в противоположность этому готов идти на переговоры и проявляет большую гибкость, что например, было продемонстрировано на недавнем саммите Китай — ЕС, где Пекин предлагал расширять торговлю и инвестиции, однако в ответ услышал лишь обвинения в свой адрес: антикитайский альянс, очевидно, уже предопределен. А это, в свою очередь, наверняка заставит Китай в конечном счете и расширять взаимодействие с Россией в стратегических областях.