Сможет ли Россия найти оружие своей победы?
Одна из тех причин, по которым начало СВО России на Украине не привело к намеченным результатом, — это полное игнорирование нашими военно-политическим руководством идеологической и моральной составляющей подготовки к войне как личного состава Вооруженных сил Украины, так и всего украинского общества в целом.
Российская сторона предполагала, что ВСУ не будут оказывать серьезного сопротивления стремительно продвигающимся к Киеву российским войскам. Исключения делались для отдельных подразделений ВСУ, которые не смогли бы играть серьезную роль в ходе боевых операций. Между тем украинские солдаты и офицеры в своей массе показали себя умным, стойким, опасным врагом, способным вести упорные бои и навязывать свою волю противнику. И вопрос идеологической подготовки войск в этом сыграл далеко не самую последнюю роль.
Можно обеспечить подразделения самым современным оружием, однако этого слишком мало, чтобы убедить солдат в том, что приказ нужно выполнить любой ценой, даже ценой собственной жизни. А не бросать технику и вооружение при первой же серьезной опасности для своей жизни.
Спустя полтора года после начала спецоперации на Украине это кажется уже почти очевидным, однако тотальное превосходство украинской стороны в этом вопросе над нами как было в начале СВО, так и остается по сей день.
Так называемый боевой дух войск имел важное значение, особенно с момента, когда армии стран приобрели массовый характер. В нацистском вермахте во времена Второй мировой войны он не только учитывался при планировании операций, но и имел вполне себе количественные оценки.
Украинская сторона, идя путями своих нацистских учителей, это прекрасно понимала, учитывала и готовилась.
Победа майдана в Киеве в 2014 году позволила украинской нацистской идеологии заполучить себе в руки всю мощь государственной пропагандисткой машины. И она, опираясь на опыт своих эсэсовских предшественников, не преминула этим воспользоваться с полной отдачей.
За восемь лет с 2014 года нацистская идеология украинства успела пронизать большую часть украинского общества с верху до низу.
Как такое могло произойти? Однако есть вполне себе исторические примеры подобного же: в 1933 году Гитлер пришел к власти в Германии, в 1941-м Германия напала на СССР. При этом всё немецкое общество уже было пропитано нацизмом насквозь. Редкие исключения лишь подтверждали общее правило. Эта трансформация произошла за те же самые восемь лет при несравненно более слабом уровне воздействия средств массовой информации на людей, чем сейчас.
Летом 2023 года российскую общественность поразили съемки детского утренника в одном из торговых центров на Украине. На празднике под радостные крики дети вместе со своими родителями задорно танцуют песню про пакет для трупа русского Ваньки. Никаких возмущений со стороны взрослых это не вызывает. Всё нормально.
А что, собственно, для российских зрителей здесь может быть удивительного? Десять лет назад мальчики и девочки приблизительно такого же возраста радостно прыгали под кричалки «москалей на ножи!». Сейчас они выросли. Им уже лет по двадцать-двадцать пять. И они массово с автоматами в руках заканчивают свои жизни под Артемовском, Авдеевкой или Работино в «мясных штурмах» российских позиций.
Не забывает украинская идеологическо-пропагандистская машина и детей помладше. Для них есть книжки и мультики о том, как, например, геройский и крайне симпатичный украинско-немецкий леопард давит зеленых отвратительных орков с триколором на руке и гоняет стаи презренных крыс с автоматами Калашникова. Всё очень наглядно и красочно для детского сознания.
Для тех, кто постарше, приготовлены более серьезные организации.
Недавно в Варшаве состоялось одно примечательное мероприятие: 21-е собрание Конференции Украинских пластовых организаций, в котором приняли участие более 150 «пластунов» из многих стран мира.
Не обошел своим вниманием собрание посол Украины в Польше Василий Зварыч. На торжественном открытии украинский посол произнес торжественную речь о том, как «Пласт» сформировался в «крепкую мировую структуру», которая воспитывает украинскую молодежь в духе нерушимых принципов Пластового закона — «верности Богу и Украине».
«Пласт» — это национальная скаутская организация Украины. Она стала одним из главных инструментов воспитания молодежи в духе бандеровской идеологии. Можно сказать, некий аналог гитлерюгенда.
Структуры «Пласта» активно начали работать на территории Австро-Венгрии в начале XX века. Многие воспитанники «Пласта» во время Второй мировой войны действовали в Организации украинских националистов (ОУН) (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и Украинской повстанческой армии (УПА) (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В свое время через «Пласт» прошли почти все видные вожди украинских националистов: Степан Бандера, Роман Шухевич, Василий Кук, Лев Ребет, Николай Лебедь и другие.
Структуры «Пласта» смогли успешно пережить две мировые войны и послевоенные потрясения и активно работают и в наши дни. Еще в 2022 году «Пласт» считалась самой многочисленной украинской молодежной организацией.
Конечно, не оставили без внимания украинско-нацистские структуры и Вооруженные силы Украины.
В сентябре 2021 года американский институт Джорджа Вашингтона опубликовал любопытный доклад. В нем говорилось, что в находящейся во Львове Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного (НАСВ) самым активным образом работала неонацистская организация Centuria, которая активно пропагандирует и развивает идеи одного из идеологов украинского национализма Николая Сциборского. Причем, отмечают американские исследователи, организация начала действовать в высшем военном учебном заведении не позднее 2018 года. Академия обеспечивает пополнение офицерского корпуса не только для ВСУ, но и украинских спецслужб, а также выпускает военных капелланов, которые прямо отвечают за морально-идеологическое состояние личного состава армейских подразделений.
«Группа, возглавляемая людьми, имеющими связи с международным активным ультраправым движением „Азов“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), привлекла множество членов, в том числе нынешних и бывших курсантов НАСВ, которые сейчас служат в Вооруженных силах Украины», — говорится в докладе. При этом члены неонацистской группировки смогли получить доступ в Королевскую военную академию Сандхерст в Великобритании и Академию немецких офицеров в Дрездене, утверждают авторы документа.
Можно ли теперь удивляться тому, что украинские части оказывали и оказывают упорное сопротивление нашим войскам?
К сожалению, в вопросах идеологического обеспечения спеоперации у нас как была зияющая пустота, так до сих, фактически, и остается. Лишь только в самые последние дни глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что российскому государству необходимо иметь собственную жизнеспособную идеологию, и для этого не только можно, но и нужно будет доработать Конституцию РФ.
Можно только порадоваться этим первым шагам в крайне необходимом для нашей страны направлении. Но получат ли они дальнейшее продолжение? И не родит ли государственная бюрократия очередного нежизнеспособного кадавра?
Вопрос, однако.
(теги пока скрыты для внешних читателей)