Пандемия COVID-19 ударила по кошельку граждан России. Что дальше?
Ограничительные меры, введенные из-за пандемии коронавируса, ударили по российской экономике. На этом фоне ожидаемо снизился уровень зарплат граждан страны. Так считают экономисты. Об этом говорит статистика. Однако отображает ли статистика реальную картину происходящего в стране?
Депутат Государственной думы Андрей Ветлужских предложил в статистике опираться на медианную зарплату, поскольку она на треть ниже средней арифметической.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2019 год, средняя зарплата в Москве составляла 79 тыс. рублей, а по итогу 2020 года составила более 135 тыс. рублей.
Экономисты рассказали корреспонденту ИА Красная Весна, что они думают о том, как считается зарплата в Росстате, способна ли сегодня российская статистика дать объективную картину происходящего с доходами граждан, а также они рассказали о причинах и возможных последствиях снижения уровня зарплат в России.
Профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Гульнара Ручкина говорит, что статистические данные о зарплате не позволяют достоверно судить о реальных доходах граждан.
«Неслучайно говорят, что средняя заработная плата — это как средняя температура по больнице», — отметила Ручкина.
О доходах граждан можно судить по уровню расходов на недвижимость, транспортные средства и т. д., уровню накоплений в банках, туристической активности и прочей экономической деятельности жителей России, объяснила профессор.
«Не надо забывать и „теневую“ экономику, которая по различным экспертным оценкам соответствует реальной. Данная экономика не учитывается в официальной статистике и не участвует в налогообложении», — добавила она.
Экономист видит причину падения уровня зарплаты граждан России в том, что государство не уделяет должного внимания развитию малого и среднего бизнеса: «Государство должно видеть свою роль в развитии малого и среднего предпринимательства (МСП), фермерства в сельском хозяйстве, адресной поддержке МСП, совершенствованию механизмов налогообложения МСП. В развитых странах большая часть экономики сосредоточена в указанной сфере. В нашей стране в последние годы ситуация с МСП ухудшается».
Она отметила, что если судить по информации из открытых источников, то уровень доходов граждан позволяет удовлетворять только минимальные потребности.
Экономист предложила считать доходы граждан по средней зарплате в конкретной отрасли.
«Например, считаем в образовательной сфере, причем необходимо различать высшую школу и общеобразовательные организации, частные и государственные образовательные организации и т. д. Этот способ позволит говорить о реальной ситуации в конкретном секторе экономики», — объяснила Гульнара Ручкина.
По словам экономиста и ведущего сотрудника МГУ Андрея Колганова, за последнее время уровень доходов граждан упал более значительно, чем об этом говорит официальная статистика.
«Статистика вроде бы говорит о том, что доходы в целом за 20-й год не упали, а статистика торговли фиксирует сокращение товарооборота. Причем сокращение товарооборота произошло не только по непродовольственным товарам, но и по продовольственным тоже», — отметил Колганов.
Он подчеркнул, что снижение потребления продовольствия может происходить только в условиях «сильного снижения доходов населения».
«На продовольствии начинают экономить только когда поджимает всерьёз. Поэтому ситуация с доходами смотрится достаточно печально», — добавил он.
За последний год ситуация с доходами населения сильно ухудшилась. Колганов считает, что причинами этому послужили сокращение занятости населения, а также сокращение экономической активности во многих отраслях, которые пострадали от пандемии коронавируса, что не могло не сказаться на доходах населения.
Кроме того, закрылось большое количество мелких и средних предприятий: «Можно не смотреть никакую статистику, пройтись по улицам Москвы и увидеть, что огромное количество помещений сдаются в аренду, потому что прежние арендаторы закрылись. Это говорит о том, что пострадал как мелкий и средний бизнес, так и люди, которые там работали в качестве наемных работников. Вот такая ситуация. И это реальность, к сожалению. Количество банкротов растет среди мелких и средних предприятий».
Экономист отметил, что дальнейшие перспективы у российской экономики в нынешнем состоянии неясны, однако есть надежда, что со снятием ограничительных мер экономическая активность восстановится.
Колганов также рассказал, какие зарплаты считаются в статистике. По его словам, есть три основных вида заработных плат: средняя арифметическая, медианная и модальная.
«Среднее арифметическое — обычное среднее. Медианная зарплата — это уровень зарплаты, выше которого получают 50% населения. И Модальная заработная плата — зарплата, которую получает самая большая группа населения. Модальная зарплата ниже, чем медианная», — отметил он.
Медианная зарплата в России значительно ниже средней арифметической, что говорит о высоком расслоении общества. «Из-за большой концентрации доходов в высокодоходной группе населения у нас средняя зарплата оказывается высокой. Но большинство населения получает гораздо меньше», — пояснил Колганов.
По мнению главного редактора журнала «Экономист», профессора МГУ Сергея Губанова, нынешняя российская статистика по заработной плате не отражает действительной картины, статистические цифры не отражают реальную зарплату.
«Если Вы посмотрите методику нашего Росстата — наши статистики не скрывают то, как они считают — там в суммарный фонд заработной платы досчитывают так называемые смешанные доходы. Т.е. считают, что зарплата в конвертах, что все скрытые доходы записываются в заработную плату. Вот так и появляется хоть средний, хоть медианный показатель заработной платы. Обычно эта процедура добавляет ни много ни мало около 11 трлн рублей. Это примерно половина годового бюджета страны», — отметил Губанов.
Он подчеркнул, что Росстат считает зарплату граждан России по ущербной методике: «Логика здесь ущербна, потому что получается так — скрытая зарплата в конвертах у нас есть, а скрытой прибыли в конвертах — нет. Это полное отсутствие логики. Поэтому до конкретного человека наш статистик не добирается и вынужден основываться не на факте, а на статистических досчетах».
Доктор экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации Андрей Марголин видит причину падения доходов граждан России в пандемии коронавируса, однако не считает сложившуюся ситуацию критической.
«Безусловно, если у вас экономика испытывает проблемы в связи с пандемией коронавируса, несмотря на государственную поддержку, все равно сохранить доходы на прежнем уровне достаточно сложно. Критической эту ситуацию назвать нельзя, но очень многое будет зависеть от того, как будут реализованы меры по оживлению экономики, по увеличению темпов экономического роста», — отметил он.
Также он прокомментировал идею депутата Госдумы Андрея Ветлужских ориентироваться в статистике на медианную зарплату, а не на среднюю арифметическую.
«Медианная зарплата показывает соотношение бедных и богатых людей. В целом та медианная зарплата, которая указывается сейчас — она не соответствует действительности, но в целом — это неплохая идея», — сказал Марголин.
Экономист Вячеслав Зайченко обратил внимание, что в средняя зарплата за последний год в Москве упала с 70 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, что негативно сказалось на покупательной способности граждан.
По его словам, в регионах ситуация с зарплатами хуже, чем в столице, потому что они зависят от отчислений из бюджета страны.
«Остановка экономической деятельности катастрофично сказалось на российской сырьевой модели экономики. Поскольку у нас все отрасли тесно связаны между собой, то просела вся экономика в целом, что повлекло ощутимое снижение зарплат и банкротству многих предприятий», — отметил он.
Итак, экономисты в основном сходятся во мнении, что статистика Росстата по заработной плате не отражает реальную картину, которая не фиксирует снижение заработной платы. Однако снижение покупательной способности граждан говорит о том, что произошло снижение реальных доходов.
Падение уровня зарплаты они связывают с остановкой экономической деятельности из-за пандемии коронавируса. Как следствие, многие индивидуальные предприниматели обанкротились, ощутимо выросло число безработных.
Некоторые экономисты надеются, что у российской экономики хватит сил оправиться от удара после постепенного снятия ограничительных мер.