1. Социальная война
  2. Разрушение образования
ИА Красная Весна /
Разделение образования на полноценное для обеспеченных граждан и «дистанционку» для менее обеспеченных противоречит Конституции

Заставить бедных учиться дистанционно не позволит Конституция — интервью

Магнус Энкель. Начальная школа. 1899
Магнус Энкель. Начальная школа. 1899

В конце июня в Сети появился проект постановления о проведении эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды в некоторых российских регионах. Проект опубликовали на фоне развернувшейся острой дискуссии на тему дальнейшей судьбы дистанционного образования в России.

Что из себя представляет опубликованный проект постановления, какие цели он преследует, а также создает ли он почву для сегрегации российского образования по признаку социального достатка, рассказал корреспонденту ИА Красная Весна главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Арслан Хасавов.

ИА Красная Весна: Недавно на портале проектов нормативных правовых актов появился проект постановления Правительства России о проведении эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды в ряде российских регионов. Можете рассказать поподробнее про этот эксперимент? Какие вы видите причины в его проведении?

— Что касается Цифровой образовательной среды — это федеральный проект, который входит в национальный проект «Образование». Согласно паспорту данного проекта, к 2024 году должны быть внедрены целевые модели Цифровой образовательной среды по всей стране. Плюс обеспечение техническими возможностями, в частности, доступом к интернету 100% образовательных организаций с определенной скоростью: в городских поселениях — 100 МБ/с и в сельской местности — 50 МБ/с. А также создание центров Цифрового образования. И этот проект постановления правительства, который был опубликован — он предусматривает эксперимент на 14 регионах, который позволит выработать единый ресурс и закупить контент от производителя образовательного контента «Моя школа» и отработать его, что называется, апробировать на вот этих пилотных регионах.

С чем это связано? Почему именно сейчас, почему именно с 1 сентября нужно его начинать? На мой взгляд, здесь речь идет о том, что та ситуация, в которой оказались российские школы в условиях пандемии коронавируса, выявила целый ряд проблем.

Очень многие проблемы были отданы на откуп региональным системам власти. И не везде были достигнуты требуемые результаты. Проблемы, с которыми столкнулись регионы, — это стабильный доступ к интернету, техническая неоснащенность отдельных домовладений и семей, невозможность постоянного присутствия на цифровых онлайн-уроках и всего прочего, невозможность оценки качества знаний, которые получали школьники и т. д. То есть был выявлен целый ряд проблем.

Плюс, как оказалось, Российская электронная школа как государственный проект не смогла покрыть все потребности образовательных организаций, которые были задействованы в условиях пандемии коронавируса в удаленном режиме работы. Соответственно, школы использовали все доступные им частные ресурсы. Это и «Учи.ру», и «Яндекс-учебник» и так далее, и так далее. И, соответственно, эти организации, которые предоставили бесплатный доступ к отдельным своим ресурсам, тем не менее, не выдержали той нагрузки, которая сильно возросла в связи с массовым переходом на дистанционную форму обучения.

То есть в этом проекте, с одной стороны, задел на будущее. С другой стороны, это попытка шагать в ногу со временем: «А что если окажется, что школы не откроются с первого сентября, если всё-таки вторая волна коронавируса накроет страну?»

Конечно, государство, органы управления образованием вынуждены реагировать, то есть исполнять национальный проект, который никто не отменял, и к 2024 году добиваться тех целей, которые в нем заложены. С другой стороны, ускорять темп принятия тех или иных решений, тех или иных экспериментов и так далее.

И всё-таки тема единой платформы именно государственной, в том числе для дистанционной формы образования, она назревала уже достаточно давно. И сейчас, конечно, это такая пиковая история, когда нужно этот вопрос решить в четко обозначенные сроки. Мне кажется, что речь идет именно об этом в проекте постановления правительства.

ИА Красная Весна: При реализации проекта дистанционного образования во время объявленных нерабочих дней из-за пандемии коронавируса оказалось, что многим преподавателям старшего поколения трудно освоить программное обеспечение для дистанционного обучения. Не произойдет ли ситуации, когда преподаватели старшего поколения будут вынуждены увольняться из-за того, что им трудно овладеть новой методикой преподавания? 

— Смотрите, если говорить конкретно про этот документ и 14 регионов, которые в нем обозначены, то там как раз среди тех целей и задач, который он преследует, — это апробация этих образовательных процессов, включая деятельность образовательных организаций. То есть, соответственно, это предусматривает обучение персонала школ, административного персонала, непосредственно самих учителей, которые работают со школьниками, обучение работе с данным ресурсом, вновь создаваемым и наполняемым внешними какими-то системами. Поэтому, так как это эксперимент, то это не будет 100-процентное погружение всех педагогов, которые задействованы в регионе.

Уверен, что это будет добровольная история для тех, кто хочет развивать в этом направлении, для тех, кто хочет сделать шаг вперед в профессиональном развитии.

ИА Красная Весна: Соответственно, мы можем предполагать, что это будут какие-то отдельные школы, а не все?

— Да, мы предполагаем, потому что список именно образовательных организаций должен быть подготовлен после вступления данного приказа Министерства просвещения РФ в законную силу. Поэтому, если мы предполагаем, что это не 100%, то, конечно, будут выбраны в рамках тех избранных школ, которые включатся в эту программу, будут избираться те педагоги, которые будут готовы поработать в этой среде.

ИА Красная Весна: Ряд экспертов высказывали опасения, что может произойти в результате внедрения цифрового образования его дифференциация или сегрегация по социальному признаку: то есть дети малообеспеченных родителей будут учиться на «удаленке», а дети обеспеченных родителей в нормальной школе. На ваш взгляд, эти опасения обоснованы?

— На мой взгляд, данный проект постановления правительства, конечно, усилит эти страхи. Он усилит и более глобальный страх, что в целом, может быть, российские школы перейдут на дистанционную форму обучения в более массовом порядке, постоянном и так далее, и так далее. Это, безусловно, усилит данное опасение.

Но если отвечать непосредственно на вопрос, будет ли сегрегация российского образования на очное обучение и дистанционное в зависимости от материального достатка, то мне кажется, что эти опасения беспочвенны, потому что право на получение бесплатного образования у нас заложено в основных законах Российской Федерации. И никто отменять этого не будет.

Даже если мы предположим, что будет выбор, как сейчас, например, в сторону семейного обучения, то любой родитель имеет право забрать своего ребенка из школы и отправлять его только на аттестацию, получая при этом средства на его развитие, на которые можно нанимать самостоятельно педагогов, то есть брать эту всю ответственность на себя. Но это исключительно добровольное решение.

Я уверен, что финансовые возможности родителей не будут играть никакой роли, поскольку образование у нас преимущественно государственное, соответственно, бесплатное. В частные школы родители переводят своих детей исключительно по желанию, и, соответственно, выбирают по своему финансовому состоянию. Поэтому я абсолютно убежден, что бесплатное образование останется как одна из основополагающих социальных гарантий государства.

Массового, обязательного, вынужденного перехода на дистанционные формы обучения для малообеспеченных семей, мне кажется, что никем и никак не предусмотрено. И даже в планах такого не может быть.