Война и сад
Сухумский ботанический сад празднует юбилей. Со дня его основания прошло 180 лет! Это серьезный возраст для любого предприятия, тем более для такого сложного и хрупкого.
Полное название сада — Ботанический сад Института ботаники Академии наук Абхазии. А это значит, что, помимо туристического, сад имеет еще более важное научное значение. Это подтверждается его историей от самого основания.
В Сухумском ботаническом саду был акклиматизирован первый в Абхазии чайный куст, привезенный из Крыма. Культура, которая позже стала одной из ключевых в сельском хозяйстве республики.
В саду велись активные исследования и селекция табака, цитрусовых, хурмы, фейхоа, оливок, киви и других культур.
Официальной датой создания сада в Сухум-Кале считается 1838 год. Своим появлением Сухумский ботанический сад обязан генерал-лейтенанту Николаю Раевскому. Богатый растительный мир черноморского побережья не только поразил воображение и эстетическое чувство практичного, деятельного генерала, но и возбудил в нем практический интерес. Ведь растения — это и полезная пища для гарнизона, и первое лекарство для больных и раненных.
По инициативе Раевского при укреплениях гарнизона были разбиты огороды и виноградники. Рацион солдат пополняли свежими овощами и фруктами. Для расширения сортового разнообразия садов Раевский завозил из своего крымского имения Тессели лозы столового винограда и саженцы других культур. Кроме того, генерал поощрял любителей растениеводства среди личного состава гарнизона на дальнейшие ботанические изыскания. Одним из энтузиастов стал Владислав Багриновский — гарнизонный врач в Сухум-Кале, который разбил на небольшом участке земли аккуратный аптекарский огород и активно занимался изучением местной флоры. В 1840 году Раевский отметил труд Багриновского и ходатайствовал перед Николаем I о дальнейшей судьбе этого перспективного ботанического начинания. В 1840 году сад был взят на казенный счет, под управление военного ведомства, и получил официальное название «Сухум-Кальский военно-ботанический сад».
Впоследствии коллекции сада пополнялись растениями из имений Раевских, из Никитского ботанического сада в Крыму, Императорского ботанического сада в Петербурге и других заповедников. Большая роль отводилась изучению и систематизации местной флоры.
В 1855 и 1877 годах Сухум-Кальский военно-ботанический сад серьезно пострадал от турецкой армии. Но к концу XIX века он восстановился и перешел в новое качество. По распоряжению Министерства государственных имуществ в Сухуме организовалась Сухумская садовая и сельскохозяйственная опытная станция. Ботанический сад под руководством П. Е. Татаринова стал ее структурным подразделением.
Татаринов принимал активное участие в доставке и акклиматизации на территории сада множества необычных для абхазских широт растений.
Он выписывал редкие растения из Бельгии, Германии и Италии. Коллекция Сухумского ботанического сада пополнилась 15 сортами мандариновых и апельсиновых деревьев, несколькими видами эвкалиптов и хлопка, лотосом, индиго, японской хурмой.
Татаринов на свои средства совершает путешествия в страны Южной Америки и Средиземноморья, завозит оттуда 45 видов агав, 49 видов пальм, 150 видов хвойных и ряд других субтропических растений. В опытные работы станции были включены сельскохозяйственные культуры.
За период своего пребывания директором станции и ботанического сада Татаринов добивается того, что в саду прижилось большое число растений, выводит новый сорт пшеницы.
В советское время Сухумский ботанический сад и станция привлекли к себе заслуженное внимание. Развитие сельскохозяйственного растениеводства пробудило интерес к возможностям советского юга. В 1926 году в Абхазии в результате усилий академика Николая Ивановича Вавилова и председателя ЦИК Абхазской АССР Нестора Аполлоновича Лакобы организовалось Сухумское отделение Всесоюзного института растениеводства, в дальнейшем несколько раз преобразованное не только в организационном плане, но и в отношении количества площадей. Отлитый в бронзе Лакоба встречает посетителей сада у входа.
Активная работа советских ученых в Абхазии привела к возникновению в СССР субтропического сельского хозяйства. Небольшое начинание гарнизонного врача переросло в крупномасштабную культивацию растений из Юго-Восточной Азии, Средиземноморья, Австралии, Южной и Северной Америки.
Из австралийских «эмигрантов» прижились эвкалипт, калистемон и акация серебристая. Среди представителей флоры Юго-Восточной Азии можно назвать криптомерию японскую, чай, бамбук, коричник камфорный, ложнокамфарный лавр, лаковое дерево, японскую веерную пальму.
Флору Средиземноморья представляют олеандр, каменный и пробковый дуб, сосна итальянская, хамеропс низкий. Из Южной Америки приехали фейхоа и пальма юбея. Из Северной Америки — бутия, кария, секвойя вечнозеленая, кипарис крупноплодный, пальма сабаль, вашингтония.
В глубине сада стоит 250-летняя кавказская липа, старейшая на территории бывшего СССР секвойя и метасеквойя 1848 года рождения — первая на Черноморском побережье представительница вида, история которого насчитывает миллионы лет.
Непосредственно демонстрационная часть Сухумского ботанического сада постепенно приобрела значение как туристический и досуговый объект. Сказочный южный вечнозеленый сад стал местом паломничества миллионов советских туристов.
Переломным моментом в истории Сухумского ботанического сада, как и в жизни большинства абхазов, стала грузино-абхазская война 1992 — 1993 годов.
Сложно подсчитать, сколько разнокалиберных снарядов разорвалось на территории парка. Довоенная коллекция растений насчитывала около 5000 видов со всего мира, в том числе 350 оранжерейных, 50 видов водных растений, 1500 видов деревьев и кустарников. Во время войны было утрачено 30% древесно-кустарниковых форм, 80—85 % травянистых растений, 100% собственных сортов цветочных культур, 90—95% растений закрытого грунта. Для сада с более чем стапятидесятилетней историей это колоссальные потери.
В результате боевых действий пострадали постройки сада, была уничтожена материально-техническая база исследований, прекратились полевые экспедиционные работы, почти полностью было разрушено оранжерейное хозяйство, коммуникации с бывшими партнерами во многом прервались.
После войны уровень жизни в Абхазии резко упал, почти полностью были разрушены многие отрасли, закрыто большинство предприятий. Главным вопросом для населения стал вопрос выживания. В таких условиях нечего было и думать о восстановлении столь сложного и дорогостоящего объекта, как ботанический сад. Но и теперь, как когда-то в середине XIX века, нашлись энтузиасты. Практически при отсутствии финансирования коллектив специалистов начал восстанавливать утраченные сокровища флоры. Часть растений требовала кропотливого ручного труда и заботы. Иные невозможно было восстановить вовсе. Особую тревогу сотрудников вызывала судьба коллекций водных и оранжерейных растений, требовавших не только теплоты человеческих рук, но и особых условий содержания.
Но коллектив сада постепенно преодолевает трудности. Ведется научная работа, восстанавливаются утраченные контакты, проводятся экспедиции. За последние несколько лет благодаря научным экспедициям в Японию, на Тайвань и в страны Европы коллекция растений ботанического сада существенно пополнилась.
Популяции многих видов водных растений на сегодняшний день практически полностью восстановлены.